Люди, власть и прибыль. Прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Как мы сбились с пути
В начале 1990-х годов американский философ и политолог Фрэнсис Фукуяма провозгласил «конец истории». К тому моменту рухнула Берлинская стена, развалился СССР, и все шло к тому, что один за другим начнут рушиться коммунистические режимы. На смену им должна была прийти эпоха всеобщего капиталистического благоденствия по американскому образцу.
Но кризис 2008 года показал, что капитализм совсем не такой, каким его все привыкли воспринимать. Он не стабилен и не эффективен. Он не способствует всеобщему благосостоянию, зато отлично помогает тем, кто находится на самом верху. Неравенство растет — бедные становятся еще беднее, а богатые — еще богаче.
Для того чтобы справедливость все-таки восторжествовала, государство должно обратиться к настоящим источникам богатства любого народа. А они включают:
- производственный труд, творческие способности и активность народа;
- научный прогресс;
- демократические основы и регулируемые рынки.
В последние десятилетия у большинства населения доход снизился. Связано это с тем, что власти (Стиглиц говорит о США) перестают вмешиваться в рыночные процессы, отдавая их на откуп корпорациям, полностью полагаясь на идею о саморегуляции рынков. Все это привело к тому, что средства не распределяются, а копятся наверху.
Богатство страны определяется уровнем жизни граждан, который, в свою очередь, поддерживается ростом производительности труда. Этот рост невозможен без высокого уровня образования и занятости населения. К этому пониманию человечество шло столетиями. Фундаментом общества должен был стать средний класс — преобладающее большинство, которое имеет доступ к основным благам цивилизации: образованию, здравоохранению, здоровой пище и комфортному жилью. Западное общество планомерно шло к этому, но в 1970-1980-е годы ситуация резко изменилась. Доходы перестали спускаться сверху вниз. Уровень жизни тех, кто не оказался «у кормушки», начал стремительно падать.
Сегодня у прогресса есть свои враги. Это консервативные круги старой школы, не приемлющие либерализм и терпимость, религиозные сообщества, а также те, чьи интересы идут вразрез с идеями прогресса, кому прогресс экономически невыгоден.
В период президентства Дональда Трампа с 2017 по 2021 год множество социальных и государственных институтов подверглись нападкам со стороны республиканской партии США, известной своими закоренелыми консервативными взглядами. Богатая верхушка умудрилась убедить «низы» в том, что их жизнь не так уж и плоха, а на смену научным аргументам пришли аргументы идеологические: дескать, наука и образование не нужны и не выгодны определенным слоям населения.
За последние сорок лет в США прижилась такая теория происхождения богатства народов, которая утверждает, что экономику регулировать не нужно. Потому что основным механизмом свободного рынка является конкуренция, и таким образом в экономике работает саморегуляция.
Однако в условиях развитого монополизированного рынка конкуренция снижается, и это становится проблемой. В такие кризисные периоды стимулы со стороны государства помогали справляться с трудностями. Так почему же государству не участвовать в экономической жизни своих граждан несколько активнее?
Хороший созидательный рынок — это рынок, на котором царит здоровая конкуренция, покупатели и продавцы имеют всегда достоверную информацию о товаре, а действия одних не причиняют вреда другим. Разумеется, такое возможно только в идеале, но не в реальности. Если взять, к примеру, вопрос загрязнения окружающей среды — никакие промышленные предприятия не станут заниматься вопросами экологии до тех пор, пока государство не введет строгие законодательные ограничения касательно допустимого уровня загрязнения воздуха и воды — а это напрямую влияет на качество жизни и здоровье людей.
Однажды Стиглиц, удивленный высоким уровнем жизни шведов в их стране, спросил премьер-министра Швеции, в чем причина благосостояния его сограждан. И получил ответ: высокие налоги. Звучит не слишком приятно? Но это так: Швеция активно направляет собираемые государством средства на социальную и экономическую защиту граждан. С экологической точки зрения Швеция — одна из передовых стран.
После победы в холодной войне в США пришли к выводу, что американская рыночная система, ставшая результатом работы президента Рейгана, доказала свою состоятельность. Но фактически ситуация была иной: это не капитализм победил, а коммунизм оказался слаб. Система Рейгана не принесла достойных плодов, но итог холодной войны ввел всех в заблуждение.
Джозеф Стиглиц уверен: американская экономическая система требует серьезных исправлений и доработок. Как минимум потому, что США — одна из немногих стран, где бесплатная медицина доступна лишь самым малоимущим слоям населения (из числа тех, кто платит налоги).
«Уродливая экономика уродует людей и общество», считает Стиглиц.
Путь к более плачевному состоянию экономики
Главная ошибка текущей экономической политики США заключается в том, что общее благосостояние подменяется высокими показателями ВВП. За последние сорок лет ситуация сложилась следующая: рост доходов наблюдается лишь у 1% населения. А именно — у верхов корпоративных структур. У остальных начиная с 1970-1980-х годов в жизни мало что изменилось. Причина сложившейся ситуации одна: американское правительство не учитывает реальные источники богатства народа. Вместо этого всем рулит саморегулируемая экономика, к которой государство имеет весьма отдаленное отношение.
Начиная с 1980 года средний темп экономического роста в США снизился до 2,7% (по сравнению с 3,7% в послевоенный период). В годы, предшествовавшие мировому кризису 2008 года, даже этот рост был весьма нестабильным и держался на шатких основаниях необдуманных инвестиций в жилищное строительство.
Сегодня Америку окружают самые разные мифы. Например, говорят, что здесь самый высокий уровень жизни и самая эффективная экономика. Этот миф активно поддерживается государством, и большинство — не только в США, но и в мире — в него охотно верят.
В 2018 году по индексу человеческого капитала Всемирного банка США занимали 24-е место — следом за Японией, Сингапуром, Южной Кореей, Канадой, Финляндией, Словенией и другими азиатскими и европейскими странами. В 2020 году США оказались уже на 35-м месте.
С каждым десятилетием в США растет неравенство: зарплаты на нижних уровнях растут очень медленно, на верхних — с огромной скоростью. Так увеличивается разрыв между бедными и богатыми. Такое разделение выгодно лишь богатым, которые и управляют экономикой вместо государства.
Другие виды неравенства — расовое, этническое, гендерное, неравенство возможностей и по состоянию здоровья — также ведут к тому, что экономика стагнирует. Любое неравенство подрывает основную идею любой многонациональной страны — идею о народном единстве тех, кто проживает на одной территории. Подорванное единство не позволяет достичь цели всеобщего благоденствия.
Эксплуатация и рыночная власть
Еще один образ американской экономики, который прочно засел в головах людей, — это представление о ней как о царстве здоровой конкуренции. Когда-то так и было, но не сейчас. Высокая конкуренция не дает возможности обогатиться. В то же время баснословный рост доходов корпораций говорит о том, что ни о какой конкуренции во многих областях даже нет и речи.
Америка — страна, которая во многом технологически опережает мир. Ведущие телекоммуникационные исследования и открытия произошли именно здесь при поддержке государства. Но в итоге цены на тот же интернет или мобильную связь в США несравнимо высоки, а качество — ниже, чем в других странах. Почему? Потому что оседание денег на верхних эшелонах выгодно этим самым эшелонам. Потому что уровень конкуренции ниже того, который бы позволил бороться за предоставление лучшего обслуживания и более низких цен.
Государство может обогащаться двумя способами: за счет «высасывания» денег из других стран (пример колониальных империй до середины ХХ века) и за счет технического и общественного прогресса. Первый путь — плохой, второй — хороший. Когда-то по нему шли и Соединенные Штаты. Сегодня же ситуация сложилась таким образом, что богатство богатых — это деньги, отобранные у эксплуатируемых. В итоге экономический рост становится иллюзией, ведь фактически это всего лишь перераспределение доходов внутри одной «копилки».
Современной экономике США свойственна рыночная концентрация. Это процесс, в котором несколько компаний в пределах одной отрасли группируются и устанавливают свои правила касательно ценообразования и уровня предлагаемых услуг. Они устанавливают свою власть над рынком и захватывают крупную часть национального дохода. Такую власть нельзя назвать монополией — ведь компаний несколько, а не одна. Но и о конкуренции нет речи. Пробиться в захваченную отрасль другим становится невозможно.
Сегодня рыночной властью больше всех злоупотребляют высокотехнологичные гиганты Apple, Google, Microsoft.
Рыночная власть — это:
- барьеры для входа новых игроков;
- общее снижение продуктивности экономики;
- рост неравенства;
- усиление монопольной власти;
- ослабление положения работников.
О последнем важно сказать отдельно. Фирмы легко расстаются с работниками и так же легко находят новых. Принцип «незаменимых не бывает» делает работников слабыми и запуганными. Такой подход позволяет не поднимать зарплату, а недовольного просто увольнять и на его место принимать нового сотрудника на ту же зарплату.
Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону?
- Ограничить рыночную власть на законодательном уровне вне зависимости от того, как она возникла.
- Ограничить слияния и поглощения.
- Обновить право интеллектуальной собственности.
- Усилить антимонопольное законодательство, расширив сферу его применения.
Раскол Америки в вопросе глобализации
В США господствуют две противоположные точки зрения на влияние глобализации на экономику страны. Одни утверждают, что глобализация несет США вред, что принимаются меры, невыгодные для экономики страны. Другие считают, что все иначе: Америка только выигрывает в процессе глобализации.
Джозеф Стиглиц убежден, что политика в сфере экономической глобализации заточена так, чтобы страны Северной Америки и Европы получали максимальную выгоду от соглашений, в то время как развивающиеся страны не просто терпят убытки, а вредят своей внутренней экономике, стараясь влиться в этот процесс.
Мнения о том, что глобализация вредит США, придерживался президент Трамп. Эту точку зрения поддерживают те, кто столкнулся с сокращениями рабочих мест и уменьшением зарплаты. Однако причина этих неприятностей кроется не в глобализации как таковой, а в том, что последние меры по поддержке экономики принимались в угоду корпоративным верхушкам. Также и международные соглашения последнего времени были направлены на помощь корпорациям, будь то страны первого мира или развивающиеся страны.
Чтобы эта проблема разрешилась, правила международной торговли должны быть справедливыми и учитывать интересы всех участников процесса.
Каковы неприятные аспекты глобализации?
- Снижение уровня оплаты труда и сокращение рабочих мест для низкоквалифицированных работников, а следовательно, и рост безработицы.
- Чрезмерное открытие рынков для иностранных товаров снизило спрос на рабочую силу.
- Торговые соглашения и налоговое законодательство вынуждают производителей перемещаться за границу, что тоже ведет к сокращению рабочих мест и утечке высококвалифицированных работников за рубеж.
- Крупные компании переносят свои головные офисы в страны с низкой налоговой ставкой, не выплачивая налоги в казну своей страны.
- Снижение таможенных тарифов приводит к тому, что в менее развитых странах продукция местных производителей не выдерживает конкуренции с импортными товарами.
Но почему в таком случае страны соглашаются с тем, чтобы подчиняться этим правилам? Потому что в краткосрочной перспективе они приносят хороший доход тем, кто владеет крупными капиталами.
Существует мнение, что в сокращении рабочих мест виновата не глобализация, а технический рост. Чем больше профессий могут быть отданы на исполнение технологиям — тем выше безработица среди низкоквалифицированных работников. При этом государство вместо того, чтобы поддерживать тех, кто потерял рабочие места, принимает абсурдные законы о снижении прав профсоюзов, ухудшающие ситуацию.
Администрация Трампа видела решение всех этих проблем в протекционизме, то есть в политике строгого ограничения ввозимых товаров и предоставления услуг из-за границы, дабы поддержать интересы американского бизнеса. Но это не выход, по мнению Стиглица. Сотрудничество стран в разных аспектах благотворно влияет на экономику. Вместо ограждения собственного рынка нужно создавать выгодные условия для местных производителей.
Основная проблема заключается в том, что глобализация в том виде, в каком она существует сейчас, приносит вред обычным людям. Государство должно подключаться к экономическим процессам, как это делает, например, Китай, который поощряет иностранных инвесторов, экспорт, но в то же время контролирует и постепенно снижает уровень неравенства.
Финансы и американский кризис
Когда в 2008 году грянул финансовый кризис, первыми, к кому обратилась администрация Обамы, были банки и крупные финансовые компании, которые, собственно, и были виноваты в том, что кризис вообще случился. Среди тех, кто принимал участие в урегулировании последствий кризиса, не было ни одного рядового домовладельца, а ведь эта группа пострадала больше всех. Спасали банки, а не людей, которые пострадали.
Финансовые реформы и в США, и в Европе направлены на то, чтобы не дать финансовым монстрам творить все, что они хотят. О нравственности и этике в их деятельности речь вообще не идет. Судебная система не может выступить против банков, а банки, в свою очередь, пользуются своим всевластием.
Финансовый сектор, который не работает исправно и этично, заставляет плохо и неэтично работать всю экономику страны, убежден Стиглиц. Финансовый сектор ведет себя максимально привольно, наращивая свою рыночную власть.
Побочная, но высокодоходная и вредная деятельность банков — это содействие слияниям и поглощениям, помощь транснациональным корпорациям. Они же помогают сверхбогатым людям уходить от уплаты налогов. Вместо того чтобы быть посредником в финансовых операциях, банки получили огромную власть на рынке.
Банкиры не заинтересованы в том, чтобы учитывать общественные интересы и нести ответственность. Самое лучшее и главное, что должно сделать государство, — это вернуть банкам их обязанности, а не только беспокоиться об их правах.
Проблема новых технологий
Как и любое другое явление, технологические инновации — палка о двух концах. С одной стороны, компьютеры становятся умнее и облегчают нам жизнь, а с другой — технологии лишают людей рабочих мест. Машины делают монотонную работу лучше, чем люди. Они не устают и не требуют соблюдения трудового законодательства. Все идет к тому, что искусственный интеллект будет выполнять и работу некоторых высококвалифицированных работников. Это приведет к снижению уровня оплаты труда, и даже постоянное повышение квалификации может стать лишь временным решением проблемы.
С другой стороны, появляются и новые профессии. Все больше требуются и высококлассные разработчики, и операторы, контролирующие работу искусственного интеллекта. Но как долго будут требоваться эти профессионалы, пока неизвестно. Зато известно, к чему приведет экономику массовая безработица: снижение уровня зарплат, рост неравенства и прочие сопутствующие трудности, включающие усиление рыночной власти корпораций.
Для того чтобы власть, построенная на обладании большими данными, не перешла в руки тех, кто готов неэтично ею пользоваться, следует регулировать и сбор, и использование данных. Отчасти сегодня уже сделаны некоторые серьезные шаги в эту сторону.
Почему правительство?
Для человечества общие усилия — неотъемлемая часть жизни и прогресса. Даже самые гениальные изобретения, которые приписывают отдельным людям, не создавались без опоры на предыдущий опыт. Идея общности лежит во всех конституциях демократических стран, где народ утверждает и принимает верховный закон.
В руках общества сосредоточена большая власть, которая реализуется посредством избирательной системы. Поэтому правительство несет особую ответственность перед народом за то, какие действия оно совершает.
Общество заинтересовано в стабильной экономике в самой большей степени, потому что на ней держится его благосостояние, возможность профессионально реализовываться и получать за это достойную оплату. В том случае, если государство не принимает деятельного участия в экономике, расшатывается одна из важнейших основ общественной стабильности. Сами рынки могут демонстрировать стабильность, но в обществе усиливается социальное расслоение, растет уровень безработицы, снижается доверие к власти.
Идеальным вариантом участия правительства в деятельности рынка является его регулирование и установка правил, по которым рынок будет существовать. Регулирование не должно быть излишним, но и отказываться от управления нельзя. Оно обеспечит нормальное функционирование системы, чтобы она работала на пользу всем, а не только тем, в чьих руках находится рыночная власть.
Основными правилами регулирования рынка должны стать следующие:
- избегание политизации контроля;
- оценка экономической целесообразности;
- возможность открыто высказывать замечания и предложения по улучшению всей системы;
- возможность оспорить принятые решения в суде.
Реконструкция американской политики и экономики. Восстановление демократии
Соединенные Штаты были первой страной в мире, которая заложила основы демократии в ее сегодняшнем понимании. Демократический режим позволяет с учетом всех мнений принять решение, которое устраивает большинство граждан. Тем не менее сегодня ситуация в США совершенно иная.
Для восстановления демократии в долгосрочной перспективе Джозеф Стиглиц предлагает следующие решения:
- Проведение избирательной реформы. Демократический режим учитывает и мнение меньшинства, но сейчас сложность состоит в том, что под угрозой находится мнение большинства. Следует исключить любые способы контроля голосования со стороны меньшинства — такая проблема на самом деле существует. Никто не говорит о том, что демократическая партия — образец политической добродетели, однако к игре с голосами все же чаще прибегают республиканцы.
- Усиление и поддержание системы сдержек и противовесов, которая позволит избежать проблемы злоупотребления политической властью. Сюда же входит и реформирование судебной системы.
- Снижение влияния корпораций и регулирование рыночной власти. В период президентства Дональда Трампа усилилась власть денег в судебной системе.
Чтобы уменьшить власть денег в политике, следует:
- Изменить законодательство в сфере раскрытия информации о финансовом состоянии политиков.
- Сократить расходы на проведение предвыборных кампаний.
- Искоренить систему, при которой политики, уходящие со своих должностей, обеспечиваются до конца дней или получают хорошее место в частном секторе.
Восстановление динамичной экономики с рабочими местами
Чтобы сократить уровень безработицы и поддерживать на достойном уровне оплату труда с ее последующим ростом, в первую очередь нужно облегчить переход к постиндустриальному миру. Для этого необходима помощь государства. Осуществить этот переход органично, опираясь лишь на предположение о саморегулирующих функциях экономики, как оказалось, невозможно.
Постиндустриальная эпоха требует от государства контролировать количество рабочих мест для своих граждан с обязательным регулированием уровня оплаты труда, не отдавая это на откуп финансовой верхушке.
Должно быть создано адекватное социальное законодательство и корректно работающая система страхования на случай безработицы. Например, нужно увеличить период страхования с 26 недель до более длительного времени.
Другим способом защиты граждан является введение «безусловного базового дохода», который работник будет получать в любом случае, несмотря на обстоятельства.
Рабочие места должны способствовать трудоспособности, ведь именно усилиями работников поддерживается нормальное состояние экономики. Государство должно гарантировать работу всем, кто готов и хочет работать. Логичным следствием введения всех этих изменений станет сокращение неравенства между разными слоями населения и восстановление возможностей для трудоспособного населения.
Как ни странно, одной из самых больших проблем сегодня является дискриминация по расовому, этническому, религиозному, половому признаку. Многое делается для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме со стороны общества, но государство не принимает активного участия в решениях. Сглаживание различий между разными представителями общества ограничивается общими формулировками и правами на медицинское обслуживание и образование.
Достойная жизнь для всех — это не утопия, а реально возможный сценарий. Главные реформы, которые для этого следует провести, кроме снижения власти денег в верхних политических эшелонах, — это реформирование медицинской, пенсионной, образовательной систем, а также облегчение условий для приобретения собственного жилья.