Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Зеленая, морщинистая, за двенадцать миллионов долларов

В 1991 году австралийские рыбаки выловили специально по заказу Дэмиена Хёрста огромную тигровую акулу. Больше двух тонн весом и пять метров в длину, в руках английского художника она стала произведением искусства. Когда о продаже акулы в формальдегиде под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» заявил самый известный в мире арт-дилер и коллекционер Чарльз Саатчи, от желающих купить произведение не было отбоя. И они готовы были платить за него огромные деньги.

Но проблема была не в том, чтобы найти покупателя, а в том, чтобы спасти произведение от неминуемой гибели. Из-за выбора не самой удачной технологии акула начала буквально разваливаться, а непрезентабельный вид может поставить на кон вообще возможность продажи. Чтобы спасти положение, Хёрст снова обратился к тем же рыбакам, и они прислали ему несколько новых акул. Тут же пошли споры: если заменить акулу – это старое произведение искусства или уже новое? Что важнее – оригинальность или самая идея? Однако, несмотря ни на что акулу заменили, и в итоге купил ее американский трейдер и миллиардер Стив Коэн за 12 миллионов долларов.

Когда выяснилось, что купить проще, чем решить, куда девать резервуар с пятиметровой акулой, Коэн было собрался подарить ее Музею современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, но что-то пошло не так. Акула так и осталась в частной коллекции.

История акулы Хёрста примечательна тем, что она великолепно иллюстрирует ситуацию на рынке современного искусства, где личный бренд художника имеет более важное значение, чем то, что он непосредственно делает. К тому же не все делают что-то самостоятельно. Подобно Энди Уорхолу, Дэмиен Хёрст тоже не сам ловил акулу и не сам помещал ее в резервуар с формальдегидом. У него, как некогда у Уорхола, целая фабрика, на которой трудятся неизвестные художники и не только. Хёрст продает свое имя, а не то, что он творит лично своими руками.

Брендинг и неуверенность

Еще сравнительно недавно покупка произведений искусства была не так мучительна и не была сопряжена с такими рисками. Искусство покупалось ради искусства. Сегодня же покупка картин и скульптур – это инвестиция, а инвестирование требует совершенно иного подхода. Перед покупателем стоит нелегкая задача: решить, готов ли он вкладываться в смутное и не до конца понятное «современное искусство».

Что такое «современное искусство»? Когда искусство становится «современным» и когда его вообще можно называть «искусством»?

Существует несколько периодизаций современного искусства. Например, аукционный дом «Сотбис» называет произведения, созданные между Второй мировой войной и 1970 годом, «ранним современным искусством», а позже – просто «современным». Некоторые утверждают, что современное искусство – это такое искусство, автор которого еще ныне здравствует. На первый взгляд логично, но что делать с тем же Уорхолом, Роем Лихтенштейном, Ивом Кляйном или Жаном-Мишелем Баския?

Сам Дональд Томпсон предлагает свое определение современного искусства: оно «должно быть нетрадиционно и создано после 1970 года».

Но не трудности в определении смущают потенциальных покупателей. Если «Сотбис» или «Кристис» сказали, что продают современное искусство, значит, так тому и быть, здесь все просто. Сложности начинаются тогда, когда перед покупателем появляется аукционный каталог, в котором очень красочно и сложными словами описано все великолепие выставляемого на продажу лота. Неопытный покупатель не может отличить маркетинг от реальной ценности, а каталог и критические статьи вводят его скорее в заблуждение, чем помогают ориентироваться в мире современного искусства.

В итоге многие делают проще – они покупают имя. Причем неважно какое: имя художника, имя аукционного дома, продавшего им произведение или имя арт-дилера, у которого произведение было приобретено. В общем ситуация похожа на покупку брендовой одежды.

Как не прогадать на этом сложном рынке? Самый простой путь – ориентироваться на мэтров. Если какого-то художника купил Саатчи или Ларри Гагосян, то это хороший знак. Они, конечно, тоже порой ошибаются, но гораздо реже, чем остальные.

Следующий критерий – место покупки. За современным искусством нужно ехать в Лондон или Нью-Йорк. Не в Великобританию и США, а именно в эти два города. Сегодня эти две столицы собирают самые сливки.

Брендовые аукционы

Вечерние аукционы «Кристис» и «Сотбис» в Нью-Йорке или Лондоне – это самые топовые места, куда может попасть охотник за современным искусством. Там собираются серьезные арт-дилеры, богатые коллекционеры и их консультанты-галеристы. Создается впечатление, что все друг друга знают, но это далеко не так. За бесконечными поцелуями и рукопожатиями стоит нерушимое правило – никаких имен. Вместо «Здравствуйте, как поживаете?» – «Ну, за кем охотитесь сегодня?»

Участники аукциона пользуются карточками. Те, кто предлагает цену без карточки, – особенные люди, от простых смертных их отличает особый статус. Регистрироваться для участия в аукционах «Сотбис» и «Кристис» необязательно. У аукционистов обычно уже все записано, дабы не утруждать постоянных покупателей.

Аукционы всегда начинаются вовремя, опоздавших не ждут. Первые три минуты – слова приветствия, небольшое вступление, а потом без остановки до самого конца идут торги.

Любопытная особенность: и в «Сотбис», и в «Кристис» вечерние торги проходят в течение двух дней, причем с чередованием, чтобы все желающие могли посмотреть все, что выставляется на продажу, и ничего не пропустить. Однако смысл такого хитрого шага вовсе не в том, чтобы облегчить жизнь покупателю, а наоборот – оказать на него максимальное психологическое давление. Неопытный коллекционер просто разрывается и не знает, кому верить больше, у кого покупать, чьи лоты лучше, ведь два ведущих мировых аукциона делят первое место, несмотря на свою постоянную конкуренцию. В нее-то и втягивают нерешительных коллекционеров-новичков.

Брендовые дилеры

Галерея дилера – это то место, откуда начинается путь молодого художника. Брендовая галерея – отдельная история. Те, кто заходит туда просто посмотреть, сталкиваются с гнетущей и крайне недружелюбной обстановкой. С посетителем может даже так никто и не заговорить, давить будет сама атмосфера. Этот эффект создается за счет того, что в брендовых галереях нет окон, стены окрашены в белоснежный цвет, нет никакого декора, стоит полнейшая тишина. Такое оформление – стиль «Белого куба».

«Белый куб» – галерея Джея Джоплина, близкого друга Дэмиена Хёрста, в Лондоне. И она полностью соответствует своему названию. «Белый куб» заложил стандарты, которыми пользуются многие современные галереи.

Чем более известен хозяин галереи, тем сложнее там находиться простым зрителям. Само существование брендовой галереи направлено на продажи, а не на осмотр образчиков современного искусства, хотя, конечно же, никто не может запретить гостю просто смотреть.

Кстати, многие дилеры очень не любят, когда их называют дилерами из-за вполне очевидной ассоциации. Сами себя они чаще называют галеристами. Стать галеристом (ну, или арт-дилером) может хоть кто. В Штатах и Великобритании для этого всего лишь нужна лицензия. При этом никто не спросит о квалификации и образовании. Есть лицензия – продавай на здоровье!

Сложности начинаются потом. Чтобы что-то продать, как известно, сначала нужно что-то купить, поэтому начинающему дилеру необходим свободный капитал, который он может вложить в произведения искусства, которые потом планирует перепродать подороже. А если есть еще и полезные связи, хорошая интуиция, умение продавать и обаяние, то все пойдет так, как надо.

Именно с изучения маркетинга, а точнее, с пиара, начинается путь арт-дилера. Мир современного искусства – это мир, в котором едва ли не все решают знакомства и умение налаживать связи.

Первым самым известным брендовым дилером был Джозеф Генри Дювин. Он жил во второй половине XIX – первой трети ХХ века и прославился тем, что вел дела с богатейшими людьми своего времени.

Другой известный арт-дилер – Амбруаз Воллар – покупал и перепродавал произведения импрессионистов. Он организовывал первые выставки Пикассо, Сезанна, Гогена и Ван Гога (правда, уже после его смерти).

Самым ярким арт-дилером ХХ века был Лео Кастелли. Это он когда-то отказался работать с Энди Уорхолом. Так что, да, даже именитые дилеры порой совершают серьезные ошибки. Главными лицами XXI века являются Чарльз Саатчи и Ларри Гагосян.

У известного дилера есть свои клиенты. Все вместе они формируют его базу. Первыми в очереди на покупку стоят музеи, затем супербогатые коллекционеры вроде Коэна, который купил акулу Хёрста. Далее следуют другие коллекционеры и знакомые арт-дилера. В самом конце – начинающие коллекционеры, которым нужна помощь и поддержка.

Искусство дилера

Молодому художнику попасть в галерею со своими произведениями не так-то просто. Сначала нужно организовать первую выставку в собственной мастерской или в другом помещении. Соответственно, о ней должны узнать не только друзья и родственники, но и коллекционеры и дилеры. На этом этап активных действий заканчивается, и художник ждет, когда кто-то его заметит. Чаще всего заметить его может какой-нибудь дилер мейнстрима.

Такие арт-дилеры стоят ниже брендовых дилеров, и они предпочитают не рисковать. Для своих коллекций и галерей они приобретают то, что сейчас модно и конъюнктурно. Если художника приметил такой дилер и предложил провести выставку для него, то это событие может стать настоящим трамплином в мир искусства. На выставке мейнстрим-дилера его может заметить кто-то более влиятельный и важный. Например, коллекционер или меценат/инвестор.

Мейнстрим-дилеры собираются там же, где и брендовые дилеры. Помимо Нью-Йорка и Лондона, они работают в Лос-Анджелесе, Берлине, Париже, Риме, Цюрихе. Последние три – менее популярны по сравнению с остальными.

Дилеры работают на комиссионных условиях, поэтому новые имена – это всегда риск. Иногда дилер подписывает с художником договор, но чаще всего обходятся и без него. Честного слова в таких делах обычно достаточно. На первичном рынке примерно 50% стоимости произведения отходит дилеру после того, как он его продал. Самому художнику это может показаться чудовищной несправедливостью, но в руках дилера его будущее.

Некоторые арт-дилеры платят своим художникам авансы, а иногда и стипендии, которые позволяют тем творить, не отвлекаясь на суету, связанную с добыванием денег на пропитание и жилье. Как правило, художник сотрудничает только с одним дилером.

Другой тип арт-дилеров – частный консультант. Это тот самый человек, который сопровождает коллекционеров на аукционах или в брендовых галереях. Его задача – направить коллекционера и помочь ему выбрать произведение, которое не повлечет потерю денег. Консультанты – своего рода брокеры арт-рынка и экскурсоводы в одном флаконе.

Искусство и творцы

Проблем с насыщением рынка произведениями современного искусства сегодня нет, но налицо явное снижение числа произведений традиционного искусства. У этого обстоятельства две причины. Первая: по всему миру увеличивается количество музеев, а дарители мечтают войти в историю или занять важное место в попечительском совете именитых музеев. Вторая: с ростом капитала растет и число частных коллекционеров.

Снижение количества традиционных произведений на аукционах привело к тому, что современное искусство стало самым востребованным и модным сегментом, а роль эстетики снизилась.

А вообще, какого современного художника можно назвать великим? У каждого исследователя, арт-дилера и консультанта свой личный список, и имена в них редко повторяются. Проанализировав все данные, которые были им собраны, Дональд Томпсон составил список из 25 лучших современных художников. Первая пятерка выглядит так:

  • Джаспер Джонс (род. 1930)
  • Энди Уорхол (1926–1987)
  • Герхард Рихтер (род. 1932)
  • Брюс Науман (род. 1941)
  • Рой Лихтенштейн (1923–1997)

Стоит при этом помнить, что прямой корреляции между ценами и местами в этом списке нет.

Самое дорогое произведение ХХ века – полотно Джексона Поллока «№ 5, 1948». В 2006 году оно было продано за 140 миллионов долларов. Самая дорогая картина, проданная на аукционе, – «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо. В 2004 году она ушла с молотка за 104 миллиона долларов.

Рейтинг самых дорогих послевоенных картин, проданных на аукционе, возглавила работа Марка Ротко «Белый центр (Желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом)». В 2007 году картина была продана на аукционе «Сотбис» за 72,8 миллиона долларов.

Дэмиен Хёрст и его акула

Вернемся к фигуре Дэмиена Хёрста, с которой и начали эту историю. Сегодня это один из самых влиятельных художников во всем мировом искусстве. Он обновил лицо концептуального искусства и сделал его баснословно дорогим.

Хёрст родился в 1965 году в Велиобритании, в Бристоле. Учился он в художественной школе «Голдсмит» в Лондоне – одном из самых престижных учебных заведений в мире. В годы ученичества он частенько посещал морг, а потом признавался, что этот опыт оказал на него серьезное влияние. В 1988–1989 годах он курирует студенческие выставки, а уже в 1991 году при поддержке Чарльза Саатчи создает ту самую акулу, которая получила название «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Названия произведений у Хёрста – это часть произведения. Анализировать и осмыслять их в отрыве от названий невозможно.

Все работы Хёрста можно условно поделить на шесть категорий:

  • «аквариумы» (сюда относится как раз акула)
  • «картотечная серия» (шкафчики и инструменты медицинского и фармацевтического назначения)
  • точечные картины
  • картины вращения (создавались на гончарном круге)
  • картины с бабочками
  • фотореалистичные картины маслом

В конце 1996 года Хёрст вместе с товарищами открыл ресторан «Аптека». Модное место тут же собрало всю лондонскую богему. Однако в 2003 году ресторан пришлось закрыть то ли из-за нерентабельности, то ли из-за того, что он потерял свой скандальный лоск, когда Хёрст вынужден был снять со входа зеленый крест и отказаться от слова «Аптека», дабы не смущать престарелых прохожих.

Весь интерьер «Аптеки» в том же 2003 году ушел с молотка аукциона «Сотбис» и принес Хёрсту больше денег, чем за все время работы ресторана.

Одним из самых нашумевших последних произведений Дэмиена Хёрста является скульптура «Ради любви к Богу». Она представляет собой настоящий человеческий череп с настоящими зубами, полностью украшенный бриллиантами стоимостью 12 миллионов фунтов стерлингов.

Уорхол, Кунс и Эмин

Вопреки расхожему мнению не Энди Уорхол стал первым художником-знаменитостью, однако он стал самым известным.

Анджей Вархола родился в 1928 году в Питтсбурге в семье чешских эмигрантов. Свое известное имя он обрел лишь в 1949 году, когда переехал в Нью-Йорк. В течение некоторого времени он работал иллюстратором в модных журналах, а в 1960-е ушел в свободное плавание.

Известность к нему пришла практически сразу. В 1962 году он представил 32 банки томатного супа Campbell, выполненных вручную с использованием техники шелкографии. Все свои первые работы он создавал самостоятельно, однако в 1963 году он все больше стал привлекать к созданию произведений других людей. Свою студию он назвал «Фабрикой» и поставил производство предметов искусства на поток.

Сегодня на рынке искусства так много произведений Уорхола, что многим из них нужна проверка подлинности. Этим занимается Фонд Энди Уорхола. Но при этом количество никак не влияет на рыночную стоимость Уорхола. Он до сих остается одним из самых востребованных художников послевоенного времени.

Джеффа Кунса порой называют преемником Энди Уорхола. Как и Уорхол, он не принимает непосредственного участия в создании своих произведений, но сам процесс находится под его неусыпным контролем. Для Кунса искусство – это в первую очередь товар, поэтому произвести его нужно много, а продать – дорого.

Самые известные работы Джеффа Кунса:

  • «Собака из воздушных шаров», сделанная, как это ни странно, из стали
  • скульптура «Розовая пантера» в количестве трех штук (в 1998 году «Кристис» продал ее почти за 2 миллиона долларов)
  • огромный щенок терьера на Манхэттене, украшенный живыми цветами

Споры о том, можно ли вообще считать произведения Кунса искусством, ведутся по сей день, но это не отменяет того, что его произведения пользуются колоссальным интересом.

Еще одно лицо современного искусства – Трейси Эмин. Возможно, она даже более известна, чем Кунс. Эмин – настоящая звезда, но при этом очень серьезный художник.

Самые известные работы Трейси Эмин:

  • «Моя кровать»
  • «Все, с кем я когда-либо спала»
  • «Аборт: как это ощущается теперь»

Три этих имени – Уорхол, Кунс и Эмин – бренды современного искусства. Отделить их от рынка практически невозможно. Они – порождение рынка.

Чарльз Саатчи: брендовый коллекционер

Самые известные коллекционеры современного искусства, такие как Чарльз Саатчи, способны вывести молодого художника на новый уровень. Интерес со стороны такого богатого коллекционера может изменить не только судьбу художника, но и всего рынка искусства.

Саатчи родился в 1943 году в Ираке, а впервые стал известен в 1970 году. Тогда вместе с братом они организовали рекламное агентство «Саатчи и Саатчи», которое существует и по сей день.

Это Саатчи открыл Дэмиена Хёрста и целую плеяду других молодых художников. Он регулярно выставляет свою коллекцию и проводит выставки по всему миру. Если картина какого-то художника побывала в коллекции Саатчи, то цены других работ этого художника сразу же взлетают.

Самой известной выставкой Саатчи была «США сегодня», проведенная в 2006 году, где он собрал самые спорные произведения из своей коллекции. Обновленная версия «США сегодня» в 2007 году проходила в Государственном Эрмитаже.

На сегодняшний день Саатчи – один из самых влиятельных коллекционеров и арт-дилеров в мире. За его выбором следят все коллекционеры, на его вкус ориентируются, ему доверяют.

«Кристис» и «Сотбис»

Два этих аукционных дома держат в руках практически весь рынок и образуют так называемую полию – ситуацию, когда рынок разделен между двумя равными игроками. «Кристис» и «Сотбис» пользуются большим вниманием со стороны СМИ, чем какой бы то ни было музей или брендовый дилер. На вечерних аукционах этих домов создается история современного искусства.

Оба аукционных дома пользуются так называемой английской системой, то есть они устанавливают нижнюю границу – стартовую цену, а участники поочередно поднимают цены, заявляя о своем желании приобрести лот.

«Кристис» был основан в 1766 году, «Сотбис» – в 1744-м, у обоих домов за плечами богатейшая история. Но для покупателей это имеет не очень большое значение. В 2000 году случился крупнейший скандал, в котором фигурировали оба аукционных дома – их заподозрили в сговоре о размере комиссионного вознаграждения, которое получают аукционы в ходе реализации лотов.

На этой волне в игру попытался вступить аукционный дом «Филлипс», однако сделать из него аукционный дом, равный по значению «Сотбис» и «Кристис», не получилось, даже несмотря на разразившийся скандал. Сегодня «Филлипс» – третий по значимости аукцион, который специализируется на самом ультрасовременном искусстве, ювелирных изделиях, фотографии и дизайне.

Четвертый по значимости аукционный дом в мире – «Бонхамс», который фактически работает с тем, что не удостоилось внимания «Кристис» и «Сотбис».

Чтобы понять, из чего складывается доход аукционного дома, давайте разберемся с терминологией. Выше мы уже говорили о комиссионных. Это та сумма, которую выплачивает аукционному дому продавец произведения искусства. Еще часть уплачивает покупатель – эта сумма называется премией. И премия, и комиссионные рассчитываются в зависимости от стоимости произведения. Стандартный процент комиссионных – 20%, но эту сумму всегда можно обсудить. Полученные деньги окупают работу всего аукционного дома: персонал, помещение, ужины, работу специалистов, издание аукционных каталогов и прочие расходы.

Как выбрать аукционный дом

На первый взгляд все просто: те, кому нужны импрессионисты, могут идти в любой из двух ведущих аукционных домов. Если больше интересует современное американское искусство, то в «Сотбис». Если интересны произведения, которым еще нет пяти лет, то в «Филлипс».

Каждый дом борется и за произведения искусства, и за клиентов, поэтому на маркетинговые расходы ни «Сотбис», ни «Кристис» не скупятся. Они закатывают роскошные вечеринки, приглашают важных и платежеспособных гостей, зная, что эти траты с лихвой окупятся.

Аукционный каталог тоже относится к маркетинговым расходам, хотя позиционируется скорее как некий источник знаний и кладезь учености и многолетнего опыта специалистов аукционного дома. Каталог – это своего рода рекламный проспект, место в котором тоже еще нужно заслужить.

Порой в борьбе за заказ аукционные дома предлагают продавцу особые условия для размещения в каталоге. Его не издают практически до самого последнего момента. Каталог идет в массы лишь за три недели до начала аукциона.

В дополнение к каталогу аукционные дома проводят выставки, где представлены будущие лоты. Если каким-то лотом интересуется очень важная персона, то для этого человека проводят закрытый, частный показ. Когда в распоряжении аукционного дома появляется особо ценный лот, организаторы могут устроить целое турне для этого произведения, чтобы все платежеспособные потенциальные покупатели могли вживую им насладиться и почувствовать острую необходимость иметь его в собственной коллекции.

С 70-х годов прошлого века в аукционном деле появилось понятие гарантированной цены. Точнее, такая практика была и до этого, но лишь с того времени она стала повсеместной и общепринятой. Гарантированная цена – это сумма, которую обещает аукционный дом тому, кто выставляет на продажу предмет из своей коллекции.

Еще одна интересная практика: иногда аукционные дома дают покупателю в долг под проценты деньги на приобретение предмета искусства. Чаще такие займы предоставляет «Кристис», хотя и заявляет об обратном. Фактически же они помогают найти источник финансирования для приобретения того или иного интересующего лота.

У каждого аукционного дома есть отдел связей с общественностью. Пиарщики первыми встречают новых покупателей. Вторая линия – клиентская служба, работающая с уже существующими клиентами.

И «Сотбис», и «Кристис» разделяют пальму первенства в своем деле, но в борьбе за ценный лот они готовы вступить в противостояние. Так что, если кто-то хочет продать что-то очень солидное из своей личной коллекции, то можно попробовать столкнуть их лбами и посмотреть, кто сделает наиболее выгодное предложение.

Психология аукциона

В аукционном деле все направлено на то, чтобы продать подороже, а для этого все средства хороши. Мы уже говорили ранее о том, что особое давление на покупателей оказывает даже само чередование вечерних аукционов. Но что же происходит, когда все оказываются в зале и торги вот-вот начнутся?

Самая главная фигура – аукционист. От его умений зависит успех всего аукциона. Продажа одного лота не должна занимать более двух минут. У участников есть считаные секунды, чтобы принять решение и не успеть о нем пожалеть.

Чтобы напряженная обстановка сохранялась на протяжении всего аукциона, цены звучат постоянно. Порой их даже никто не называл и не поднимал табличку, их просто оглашает аукционист. Такие цены называются «ценами с потолка». Аукционист отлично знает, где какие гости сидят, и быстро называет первую цену, смотря куда-то, где может быть потенциальный покупатель. Первая прозвучавшая цена называется стартовой, она уже заведомо завышена, так как задача аукциониста продать предмет искусства как можно дороже.

Идеальный вариант – столкнуть двух покупателей в борьбе за одно произведение. Мечта любого аукциониста – подвести борьбу так, чтобы в итоге за полотно боролись два русских олигарха. Это гарантия самой высокой цены.

При этом никакой эксперт, даже самый опытный, не может предсказать, куда зайдут торги. Все зависит от того, насколько серьезным окажется интерес покупателей. Первыми выставляются лоты с наиболее низким эстимейтом. Так называется примерная сумма, которую аукционный дом желает получить за лот.

Аукционист обязан все время держать аудиторию в напряжении. Лоты сменяют друг друга молниеносно, а аукционист должен и следить за присутствующими в зале, и вовремя реагировать на телефонные продажи. Остальные участники аукциона не знают о том, кто сейчас находится с аукционом на связи, что создает дополнительную интригу.

Одно из важнейших правил аукционного этикета заключается в том, что, если лотом интересуется пара, то цену может оглашать только мужчина, но согласие дает только женщина. Именно к ней в итоге обращается аукционист, когда приходит время принимать решение о продаже или ему нужно подтвердить предложенную стоимость.

Когда аукцион заканчивается, в течение ближайших дней всем купившим звонят представители аукционного дома и поздравляют с приобретением, приободряя их и не давая почувствовать сожаление о потраченных миллионах.

Художественные ярмарки: последний рубеж обороны

Ярмарка представляет собой выставку, где дилеры всех мастей в течение нескольких дней могут предложить на продажу произведения своих подопечных художников или произведения из собственной коллекции. Среди гостей таких мероприятий можно встретить и известных дилеров, и сотрудников аукционных домов, и богатых и ультрабогатых покупателей.

Первая подобная выставка прошла в середине XV века в Париже. Сегодня самыми популярными ярмарками являются:

  • European Fine Art Foundation Fair в Маастрихте, Нидерланды
  • Art Basel в Базеле, Швейцария
  • Art Basel Miami Beach в Майами, США
  • Frieze в Лондоне, Великобритания

Сезон ярмарок длится круглый год. Все они организуются так, чтобы две ярмарки одновременно не проходили.

Формат ярмарки удобен для всех коллекционеров: здесь можно посмотреть все, сравнить, прицениться. Сами ярмарки в свою очередь делают все, чтобы коллекционерам было удобно. В том числе они посредством назначения разных цен на входные билеты фильтруют поток приходящих зевак, которые ничего не собираются купить, но создают толпу.

Искусство и деньги

Как связаны принадлежность некоего произведения к искусству и возможность продать его за хорошие деньги? Практически никак. Оценить современное искусство по достоинству может не каждый. К тому же имя автора имеет более значительный вес, чем эстетика его произведения. Кого волнует, что изображено на полотне брендового художника, если одно его имя заставляет трепетать коллекционеров?

К тому же встает другой вопрос: кто решает, что есть искусство, а что – нет? Потребители этого искусства? Аукционы? Комиссии? Художники? Тогда появляется встречный вопрос: а кто такой – художник? Должен ли он обязательно иметь художественное образование или достаточно таланта? И кто вообще может решить, есть ли у него талант? Замкнутый круг.

Более-менее серьезным показателем является получение какой-либо престижной художественной премии. Но все мы знаем, что премия – это не гарантия качества, так как у любой премии есть спонсор и, соответственно, существует гласная или негласная методичка.

Еще более сложная ситуация складывается с теми произведениями искусства, которые хранятся в запасниках музеев по всему миру. Из-за этой ситуации никто доподлинно не знает о том, чем музеи располагают, а сами они не заинтересованы оглашать содержимое своих запасников. В противном случае выяснится, что, если продать эти якобы ненужные, или попросту невыставляемые, произведения, можно выручить очень большие деньги. А это в свою очередь значит, что ни о каких субсидиях со стороны государства или о спонсорских деньгах не может быть и речи.

Оценка произведений современного искусства

Стоимость произведения не имеет ни малейшего отношения к себестоимости. Цена произведения складывается следующим образом:

  1. Репутация дилера. Да-да, именно дилера, а не художника. Автора полотна может никто не знать, но если о нем говорит брендовый дилер, то цена автоматически поднимается очень высоко.
  2. Репутация самого художника. После того, как несколько произведений одного автора были проданы, прошли через руки известных коллекционеров (даже если они пробыли там пару дней), цена следующего произведения может вырасти на несколько тысяч фунтов. С каждой новой успешной выставкой и новой продажей цена будет расти.
  3. Поведение коллекционера. Чем известнее коллекционер и чем лучше он умеет создавать нужный ореол вокруг художника, тем выше цена. Если у него есть еще и лист ожидания для приобретения работы того или иного художника, то потенциальные покупатели будут предлагать более высокие цены, чтобы заполучить такого востребованного деятеля современного искусства.

Подделки

Настоящая проблема всего мира искусства – подделки. Отличить оригинал от подделки бывает чрезвычайно сложно. Причем распространять подделки могут даже дилеры. В 2000 году произошел невероятный скандал, когда в одно и то же время «Кристис» и «Сотбис» предложили на продажу одну и ту же картину Гогена. Выяснилось, что дилер, некогда имевший оригинал картины и сертификат, подтверждающий ее аутентичность, заказал в Китае подделку и вместе с настоящим сертификатом продал ее японскому коллекционеру, оставив оригинал себе. Зная менталитет японских покупателей не высовываться со скандалами и судебными разбирательствами, дилер передал оригинал в один аукционный дом, но в это же время японец решил избавиться от своей картины, приложив сертификат подлинности, через другой аукционный дом. К ситуации подключили ФБР.

Но сегодня мошенники орудуют новым способом подделки. Вместо того чтобы делать копии, они делают новый оригинал и выдают как нечто неожиданным образом найденное в бывшей мастерской или в коллекции какого-то дальнего родственника художника.

Арт-критики

Люди, которые не имеют никакого отношения к успеху того или иного произведения на рынке, – критики. Фактически это всего лишь журналисты, которые решают свои задачи. Одних арт-критиков воспринимают более серьезно, других менее, но в целом на их мнение никто не ориентируется. Единственное, что они могут сделать, – это заставить публику смотреть в определенном направлении.

Критики зачастую работают за вознаграждение. Многие арт-критики получают в подарок картины от художников, о которых они хорошо отзывались. Кто-то спорит об этичности таких подарков, кто-то говорит, что в этом ничего зазорного нет, но практика остается.

Единственным источником более-менее точного предсказания цены является только лишь непосредственно рынок произведений искусства.

Музеи

Музей современного искусства в Нью-Йорке, парижский Лувр, мадридский Прадо, музей Гетти в Лос-Анджелесе, Тейт в Лондоне – законодатели моды. Если что-то приобретает один из этих музеев, на художника начинают обращать внимание коллекционеры.

Но порой и музеи ошибаются. Существует мнение, что у каждого музея должна быть своя «Мона Лиза». Каждый старается прикупить что-то такое, что заставит туристов потоками двигаться в этот музей. И если это некогда получилось у галереи Neue («Нойе») в Нью-Йорке, которая купила в свое время картину Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», то Музей искусства Хантингтона в калифорнийском Сан-Марино, купив «Мальчика в голубом» Пикассо, просто выбросил на ветер несколько миллионов.

Так какой музей можно назвать брендовым? В его коллекции должны быть произведения брендовых художников, собранные по определенному принципу (это может быть тема или период творчества).

Раньше, еще лет сто назад, считалось, что такое понятие, как «музей современного искусства», просто-напросто противоречит логике. Сегодня ситуация иная. Эти музеи посещаются, пользуются вниманием и играют важную роль на рынке, обеспечивая произведениям искусства солидный провенанс.

Провенанс – история владения произведением искусства. Провенанс повышается, если картина или скульптура побывали в коллекциях брендовых музеев, брендовых дилеров или были реализованы через «Кристис» или «Сотбис».

Многие музеи сегодня сталкиваются с отсутствием финансирования со стороны государства, поэтому вынуждены искать спонсоров среди тех, кто может либо помочь финансово, либо подарить музею какое-нибудь важное произведение искусства. Участвовать в аукционах наравне с коллекционерами они просто не могут.

Современное искусство как вложение капитала

Многие авторы обучающих программ по инвестированию советуют покупать произведения искусства в качестве одного из вариантов вложения денег. Однако Дональд Томпсон, будучи опытным инвестором и коллекционером предметов искусства, уверяет: лишь в единичных случаях картина или скульптура могут обогатить своего владельца.

Преобладающее большинство картин никогда не вырастут в цене. Более того, если речь идет об ультрасовременном искусстве, то предсказать будущую ценность полотна просто нереально. Плюс разнообразные налоги, комиссионные, страховка, хранение и прочие сопутствующие расходы.

Приобретая недорогие работы, вероятность того, что вы не сможете от них избавиться, составляет около 80%. То есть это просто потраченные деньги. Хорошо, если картина вам нравится и вы готовы смотреть на нее постоянно.

С дорогими картинами ситуация тоже непредсказуемая. Мы получаем информацию о выгодных продажах крайне редко, но о невыгодных, которых в десятки, а то и в сотни раз больше, никто не говорит.

Но не стоит сильно расстраиваться. Ошибаются не только начинающие коллекционеры, но и опытные, вроде того же Саатчи. Известно, что он теряет деньги на двух из пяти приобретенных им картинах.

Если вы интересуетесь искусством и хотите обладать им, то смело покупайте. Но лучше без расчета на дальнейшую реализацию. Покупайте для души, для удовольствия. Если вы все же хотите купить дорогое полотно, то внимательно изучите провенанс. Он играет огромную роль в цене.

Отличным помощником будет сайт ArtNet. Здесь хранятся записи о всех изменениях в ценах на аукционах. Изучив эти данные, можно проследить некоторые закономерности, которые помогут выбрать молодого художника, чьи картины потенциально могут вырасти в цене со временем.

Современное искусство – явление очень сложное, неоднородное и неоднозначное. К тому же сегодня оно заняло свою нишу на рынке, которая требует не только и не столько искусствоведческого анализа, сколько экономического. Конечно, лишь в том случае, если вы планируете приобретать предметы искусства. Во всех остальных – просто наслаждайтесь картинами и скульптурами, ходите в музеи и на выставки, получайте удовольствие!

Оригинальная книга содержит цветные репродукции знаковых произведений современного искусства и множество интересных случаев из практики арт-дилеров и аукционных домов.