Ты - это твой мозг. Всё, что ты захочешь узнать о своем мозге

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Наш мозг

Когда говорится о мозге, надо понимать важность и необъятность этой темы. Ведь все процессы, что происходят в нашем организме, есть следствие его работы. Он владеет всеми нашими мыслями и чувствами. Поэтому можно смело сказать: «Ты – это твой мозг».

Устройство мозга поражает воображение: полтора килограмма (средний вес) – это почти сплошь нервные клетки, нейроны. Их количество доходит до 100 миллиардов. Примерно столько же клеток-помощников – глиальных клеток, которые обеспечивают химическую связь между нейронами и работу памяти.

За последние несколько лет наука о мозге сильно продвинулась. Мы уже с легкостью можем сказать по томограмме (снимку активного мозга), кто перед нами: страстно верующий или же пылко влюбленный. Появились новые интересные методы лечения болезней головного мозга.

Человеческий мозг не идет ни в какое сравнение с компьютером. Мозг потребляет всего 15 ватт энергии, ровно столько, сколько небольшая настольная лампа. Естественно, ни один процессор не сможет потреблять настолько мало электричества и при этом обладать такой мощностью и сроком годности.

Если с чем и сравнивать мозг, то лучше всего с большим командным центром армии. Туда поступает море информации со всех фронтов. Он отдает приказы солдатам, то есть телу, а сам в это время продумывает дальнейшие стратегические и тактические действия. Такая сложнейшая обработка данных мозгом невозможна без хорошей памяти.

Наша память

Механизм запоминания строится на работе синапсов – окончаний связующих нитей между нейронами. С их помощью передается нужное химическое вещество. Поэтому требуется создать новые связи, чтобы запомнить что-то.

Появление новых синапсов требует повторений, причем количество повторений влияет на качество связи. Но можно ли добиться нужного эффекта, не заучивая многократно одно и то же?

Система памяти очень сложна, однако у нас есть успехи в ее изучении. За выдающийся вклад в исследование мозга Эрик Кэндел получил Нобелевскую премию. Особенно важные открытия были сделаны им в области памяти.

Начал он изучать память с мозга моллюска. Его мозг намного меньше человеческого, что значительно облегчает работу. Именно на этом моллюске выяснилось: существует два вида памяти – долговременная и кратковременная.

Мозг человека работает точно по такому же принципу. Еще выяснился примечательный факт: память в целом распределяется по всему главному человеческому органу. Участки мозга специализируются на запоминании определенного типа деталей: лиц, вещей или музыки. Благодаря такому подходу повреждение одной области мозга не вызывает полной потери памяти.

Особенность кратковременной памяти заключается в ее способности хранить довольно ограниченный объем информации. Мы каждый раз записываем новую информацию, теряя старую. Но если что-то фиксируется в кратковременной памяти с определенной регулярностью, то далее эта информация попадает в долговременную память. Достать оттуда нужные сведения очень сложно. Нужна налаженная связь между памятью и сознанием.

В наш мозг попадает много информации от разных органов чувств ежесекундно. И он не справляется с таким объемом. Поэтому никогда не стоит полностью доверять памяти – мозг собирает разнородные факты в целостную картину, чтобы сохранить в памяти событие. Потерянную информацию мозг легко сочиняет сам, но мы этого не замечаем.

В хранении и извлечении из памяти сведений самой важной частью мозга признан гиппокамп – небольшая срединная область. Его задача обрабатывать информацию, отсеивать ее и направлять важные данные в долговременную память.

Еще один вид памяти расположился в области затылка, в мозжечке. Там хранится то, что можно назвать памятью тела. Потерявшие память люди все же не забывают, как нужно ходить, ездить на велосипеде и т.д. Все движения, которые сохранились в мозжечке, не требуют серьезных мыслительных усилий – все происходит будто само по себе. Но если мозжечок поврежден, то человек не может нормально двигаться: шатается, падает, становится неповоротливым.

Парни и девушки

Пол ребенка определяется задолго до его рождения с помощью сочетания хромосом. Y – хромосома участвует в выработке гормона тестостерона. У мальчика набор хромосом – XY, а у девочки – XX.

Уже с самого рождения видны различия в поведении детей в зависимости от пола. Так, например, мальчиков больше интересуют движущиеся предметы, а девочек – лица. Разница в поведении видна сразу и не зависит от воспитания. Мальчики более подвижные, озорные, рисуют автомобили, поезда. Девочки чаще изображают на рисунках цветы, бабочек. Даже эксперименты с обезьянами дали похожие результаты: самки возились с куклами, а самцы с машинками.

Но далеко не у всех гормоны и реакция на них организма проявляется отчетливо. Бывает, что в организме девочки избыток тестостерона, и она ведет себя, как мальчик. А бывает, мальчик ведет себя по-женски, потому что его организм слабо реагирует на действие тестостерона.

Девушки и девушки (парни и парни)

На гомосексуальность влияет множество факторов: наследственность, стресс во время беременности. До рождения ребенка на свет уже определяется его сексуальная ориентация, и ее нельзя изменить. Дело не только в количестве того или иного гормона.

Исследования показали, что у гомосексуалов иначе устроен головной мозг, а именно та его часть, которая называется гипоталамусом. Задача гипоталамуса контролировать вещи, касающиеся нашего тела: давление, чувство голода, температуру, сексуальное желание и т.д.. Отсюда мы делаем вывод, что гомосексуальность нельзя вылечить с помощью гормональной терапии или какими-то другими способами – так воздействовать на строение мозга не получится.

Религиозный мозг

По всему земному шару насчитывается около 10000 религий. По какой причине существует так много религий и религиозных людей?

Предрасположенность к вере и степень религиозности – это наследственная вещь. Она заложена в мозге и связана с тем, являлись ли ваши родители религиозными. Культура и воспитание оказывают на это колоссальное влияние.

Еще факт, объясняющий популярность религии, – это те преимущества, которые она дает перед неверующими. Религиозные запреты, связанные с употреблением пищи, оказываются очень полезными для здоровья. Исторически принадлежность к той или иной религиозной группе помогала человеку выживать, поскольку верующие пользовались поддержкой своих.

Сейчас мы не сомневаемся, что религиозность располагается в головном мозге, и даже установлено, где именно. Изучался мозг монахов во время чтения молитвы. Были зафиксированы выбросы огромной дозы дофамина, «гормона радости». Так что молитвы делают человека счастливым напрямую.

Ключевую роль в формировании религиозного чувства играет височная доля. Это стало ясно, когда наблюдали за активностью мозга людей, больных височной эпилепсией. Они переживали исключительные по своей силе религиозные чувства. Более того, когда проводился эксперимент на здоровых религиозных людях, которым вводили электрод в височную область и давали напряжение, они также испытывали религиозный экстаз. Часто в подобных экспериментах у испытуемого наблюдались слуховые и зрительные галлюцинации, связанные с его вероисповеданием: пение ангелов, явление пророка и т.д.

Смерть и почти смерть

Очень интересны для исследования мозга случаи, в которых описываются предсмертные состояния. Многие из переживших клиническую смерть рассказывают о свете в конце туннеля, пении ангелов, о чувстве, будто видишь свое собственное тело со стороны. Люди на самом деле в подобных рассказах не врут, а действительно описывают свои ощущения.

Начнем с того, что Бога видит далеко не каждый. А вот чувство выхода из собственного тела – это наиболее распространенное явление. Оно возникает по причине нарушения работы мозга. Предсмертное состояние – это сочетание сознания, бессознательного состояния и сна. Как и во время сна при околосмертном состоянии, все мышцы человека расслаблены, он не способен двигаться, говорить. Такое чувство появлялось и у здоровых людей, когда воздействовали током на участок мозга, называющийся угловой извилиной. Сведения, которые шли в мозг от органов, отвечающих за равновесие, а также от мышц и глаз, стали у испытуемых искажаться, что дало ощущение, будто они парят в воздухе.

Также при околосмертном состоянии может неправильно работать височная доля, а она, как вы уже знаете, связана с религиозными чувствами. Тогда человек может увидеть Бога, ангелов и прочие вещи, связанные с его верой.

Свет в конце туннеля объясняется теми же нездоровыми процессами в мозге. Кровоток к глазному яблоку становится слабее, и зрение начинает теряться от края к центру глаза. Когда остается светлой только центральная часть зрения, возникает этот эффект.

Мозг подростка

Изменения в мозге во время подросткового возраста происходят колоссальные. Исчезают тысячи связей в секунду и формируются новые в огромном количестве. Такая кардинальная перестройка невозможна без «ошибок». Все это делает подростковый период очень тяжелым временем.

Половое созревание запускает ген KISS-1. У тех людей, у которых он по какой-то причине не функционирует, никогда не наступает половая зрелость.

Конфликтность подростка объясняется биологической необходимостью построить собственное гнездо и уйти от родительской опеки в самостоятельную жизнь.

В детстве человек слишком зависим от старших и не может принимать никаких серьезных решений. В подростковом возрасте активно формируются связи во фронтальной коре – это передняя часть головного мозга, отвечающая за контроль и принятие самостоятельных решений. Однако она еще не способна справляться со взрослыми задачами и время от времени дает сбой. Тогда подросток совершает глупости, но ничего не может с собой поделать.

Особенно тяжело этот период протекает у мальчиков. Дело в том, что тестостерон побуждает идти на риск и даже причинять насилие. Этот гормон может полностью подавить контроль со стороны фронтальной коры. Прибавьте ко всему еще то, что подросток часто не может владеть собой. Практически все зависимости формируются в подростковый период по этой причине.

Зависимый мозг

Можно попасть в сильную зависимость от чего угодно. В одной из областей мозга, называющейся системой вознаграждения, образуется дофамин, вещество, ответственное за ощущение веселья и радости. Он появляется и после победы в компьютерной игре, и даже после просмотра телевизора.

Марихуана и прочие «легкие» наркотики, конечно, тоже вызывают зависимость через систему вознаграждения. Можно точно сказать: все виды наркотиков и прочих подобных веществ вызывают зависимость. Так же, как и некоторые другие действия. Все это вызывает выделение дофамина в качестве награды. Человеку становится приятно, и, естественно, он хочет повторять и повторять подобные ощущения.

Мозг младенца

Находящийся в животе ребенок очень уязвим. На него сильно влияют вредные привычки матери. Употребление алкоголя и курение влияют в первую очередь на мозг – из-за них он может не вырасти до нормального размера.

Помимо курения и алкоголя, есть еще множество врагов для мозга маленького ребенка: грязная, нездоровая пища, лекарства и т.д. Например, банальная нехватка йода в организме младенца приводит к серьезным последствиям, таким как умственная отсталость, глухота, немота.

Плюс ко всем этим сложностям добавляется тяжелый процесс родов. Мозг матери и мозг ребенка словно соединены вместе. Когда младенец вырастает настолько, что начинает потреблять около 15% от той пищи, которую съедает мать, в его организме начинается нехватка веществ, в первую очередь сахара, и в этой стрессовой ситуации мозг младенца начинает подавать сигналы матери, выбрасывая ей в кровь гормон окситоцин. Это вещество заставляет сжиматься матку, и так начинаются роды.

Распространено ошибочное мнение, будто осложнения во время родов приводят к болезням мозга ребенка. На самом деле все наоборот: осложнения при родах вызваны неправильным развитием во время беременности.

Почему твои родители помешаны. На тебе

При рождении ребенка в мозге матери происходят сложные необратимые изменения. Их вызывает большое количество гормонов, требующихся для беременности и родов.

В период беременности вырабатывается гормон пролактин. Он есть также у большинства животных и птиц. Он заставляет, например, птицу обустраивать свое гнездо. Это не единственное вещество, влияющее на родительское поведение. Во время кормления младенца у матери вырабатывается окситоцин. Позже из-за его избытка у матери может появляться молоко даже от крика младенца.

Роль этого гормона очень велика. Окситоцин отвечает за связь между людьми. Иногда его называют «гормоном любви», поскольку он формируют сильную эмоциональную привязанность, делает узы между людьми очень крепкими.  Выработку окситоцина можно контролировать. Достаточно быть ласковыми друг к другу, проявлять свои нежные чувства – тогда обоим становится хорошо.

Отец тоже находится под влиянием тех же гормонов, что и мать, только в других пропорциях. Гормон пролактин, к примеру, наблюдается и у самцов: они под его влиянием так же, как и самки, начинают обустраивать свой дом. После появления в семье ребенка меняется мозг и у отца.

Все эти изменения необходимы. Дело в том, что родительская забота напрямую влияет на развитие мозга их ребенка. Дети, которые получали достаточно родительской теплоты и опеки, имеют мозг, больший по объему, чем дети, обделенные вниманием.

Почему хочешь того, что хочешь? И как меняешь одно на другое?

Человеком полностью управляет мозг. Все желания и ощущения идут от мозга: чувство голода и жажды, вкусовые предпочтения и т.д.

Людям часто кажется, будто у них в голове есть какой-то внутренний голос, который помогает принимать решения. Ученые называют его гомункулом, что на латыни означает «человечек». Он словно сидит в нашем мозге и подсказывает решения. Может, это он нами управляет?

По правде говоря, никакого человечка в голове не существует – все это проделки мозга. Поведение почти полностью зависит от того, как развивался мозг и на каком этапе развития находится в данный момент. Черты характера, музыкальные предпочтения, мужчина ты или женщина – все это вещи, на которые повлиять нельзя. Они уже прописаны в мозге. Кроме того, существуют действия, которые мы выполняем вообще без каких-либо размышлений, бессознательно.

У вас может возникнуть желание поменять что-то, но можно ли, например, заставить себя разлюбить человека? Влюбленность иногда относят к зависимостям. Под влиянием этого чувства человек может не замечать ничего вокруг.

Все же как понять в целом, кто кем командует? Мы мозгом или он нами? Мозг часто нас обманывает, заставляет думать, что второй вариант более вероятен. В одном из экспериментов люди должны были нажимать кнопку, когда захотят. Результаты показали, что до того, как внутренний голос определял, когда нажать кнопку, мозг уже посылал сигналы. И только потом человек принимал решение нажать ее. Таким образом, первым принимает решение наш мозг, и только после этого внутренний голос выдает это действие за свое решение.

Но внутренний голос не настолько бесполезен, как может показаться. При принятии сложных многоступенчатых решений он необходим, чтобы обдумать все способы и возможные последствия.

Идея о первенстве мозга развилась после наблюдения над людьми с нарушенными связями между левым и правым полушариями. Таким людям кажется, что они не вольны контролировать свои движения и управлять своим телом. Например, их левая рука может застегивать пуговицы одежды, а правая – расстегивать. Нет никакого внутреннего голоса, способного взять контроль и подчинить одну часть другой.

Всякий ли правонарушитель преступник?

Наш мозг способен отличить добро от зла. Однако существуют случаи, где человек не мог сам совершить выбор. При серьезных нарушениях в работе мозга бывают галлюцинации, голоса, требующие кого-то убить. Виновен ли человек, если он совершает преступление в таком случае? Конечно, нет.

Наказание во многих случаях дело очень трудное. Мы знаем, например, что практически у всех преступников были проблемы в детстве, а их мозг в большинстве случаев недостаточно развит.

По статистике, большая часть преступлений совершается мальчиками-подростками и юношами до 25 лет. В этом опять же виноваты общие принципы развития мозга. Префронтальная кора головного мозга отвечает за контроль поведения. И достигает своего полного развития она как раз только к 25 годам. Поэтому судьи всегда принимают во внимание возраст, когда выносят наказание, и стараются смягчать приговор людям, не достигшим двадцатипятилетия.

Закон требует иного отношения к людям с нарушениями работы мозга, нежели к здоровым. Однако у большинства заключенных отклонения есть: синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержка психического развития. Может быть, если бы мы относились к ним как к больным, то преступности стало бы меньше?

Как лечить мозг?

Существует большое количество нарушений в работе мозга – излечимых и не поддающихся лечению.

Болезнь Паркинсона – очень серьезное и тяжелое заболевание. На данный момент уже существуют лекарства, способные в определенных случаях бороться с этим недугом. Но это не единственный способ.

Другой метод борьбы с болезнью Паркинсона был открыт совершенно случайно. В качестве облегчения мучений больного один из хирургов решился отключить одну из частей мозга пациента. Однако операция пошла по неудачному сценарию. Он задел кровеносный сосуд и от дальнейшей операции отказался. После того, как больной пришел в себя, оказалось, что дрожание тела (симптом болезни Паркинсона) прекратилось. В дальнейшем этот метод использовался для облегчения страданий таких же больных.

Следующий способ лечения – вживление микроэлектродов в мозг. Через них подается ток в нужные участки мозга, тем самым корректируя их работу. Это лечение дает потрясающие результаты. Электроды помогают некоторым глухим обрести слух, могут помочь в случаях, когда тело парализовано.

Более тяжелые нарушения происходят из-за отмирания клеток мозга. Тогда приходится пересаживать новые. Но требуются клетки неживого человеческого плода, которые нелегко найти. Клетки мозга зародыша в возрасте 7 недель можно пересадить в мозг пациента. Таким же способом используют стволовые клетки эмбриона. Исследования в этом направлении уже ведутся, но не применяются широко из-за понятных сложностей.

Болезнь Альцгеймера связана с дефектами в генах. Мозг стареет вместе с телом. Но у людей с болезнью Альцгеймера этот процесс идет очень быстро. Первым делом теряется память. Потом деградация мозга доходит до такой степени, что человек даже не может вспомнить, как нужно одеваться и говорить. Ближе к концу болезни мозг и поведение больного становятся похожими на младенческие. К сегодняшнему дню проводятся испытания по вживлению здоровых генов в мозг подобных больных. Этот способ дает надежду в лечении болезни Альцгеймера.

Супермозг

Иногда мозг у человека работает не так, как у других. Например, так называемые саванты мыслят картинками, в то время как обычные люди – словами. Благодаря этому саванты могут обладать феноменальной памятью. У них очень сильна связь между корой и другими частями мозга. Сильно развитая кора помогает совершать удивительные, неподвластные обычному человеку вещи. Однако у этого супермозга есть и недостатки.

Савантам с большим трудом удается воспринимать чужие эмоции. Они не понимают, почему может обидеться или заплакать тот или иной человек.

Их мозг работает по-другому, и это доставляет савантам множество проблем. Подобные отклонения относят к аутизму. Однако только у одного из 10 аутистов наблюдается такое развитие, которое можно назвать супермозгом. Такое название не отражает, конечно, всю картину, так как в каких-то вещах мозг саванта гораздо слабее обычного.

Эйнштейн, Пикассо, Моцарт, вполне возможно, были аутистами. Многие вундеркинды являются аутистами, но с возрастом выдающиеся способности могут пропасть.

Если вас заинтересовала данная тема, то продолжите знакомиться с другими книгами Дика Свааба о мозге.