Игры, в которые играют люди

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Психологи доказали, что недостаток общения — эмоционального и тактильного — приводит к апатии, к психическому расстройству и крайне негативно влияет на физическое здоровье людей. Младенцы, испытывающие нехватку эмоций или прикосновений, могут погибнуть или как минимум получить тяжелую психологическую травму на всю жизнь. Такие дети чаще болеют, плохо развиваются, их нервные клетки дегенерируют, что приводит к нарушениям в мозгу.

Все люди испытывают потребность в общении, признании, социальных контактах — теория общения называет это «поглаживанием».

Но кроме «поглаживаний» для людей также важно упорядочить, или структурировать, время. Каждый человек хочет знать, что будет дальше. Общаясь, люди «программируют» свое время.

Программы времени бывают трех видов: индивидуальные, социальные и материальные.

Самый простой способ структурирования, то есть прогнозирования того, как будет проходить ваше время, — это работа или занятие какой-либо деятельностью.

Материальная программа включается при столкновении с препятствиями, она помогает обрабатывать поступающую извне информацию.

Социальная программа — это разные виды ритуального общения (манеры, этикет, правила культуры, дипломатия).

Каждый человек испытывает, помимо физиологического, голод сенсорный, эмоциональный и структурный. Удовлетворять эти виды голода помогают социальные контакты, которые могут представлять собой настоящую близость или игры — личные программы общения между людьми, где роли расписаны в соответствии с правилами, а каждый игрок получает вознаграждение в виде поддержки своего психического и физического равновесия.

Структурный анализ

У каждого человека определенное эмоциональное состояние соответствует определенному типу поведения. Существует три основных вида.

Я-Ребенок. Соответствует состоянию, которое было в раннем детстве.

Я-Родитель. Сходно с образом родителя.

Я-Взрослый. Направлено на оценку окружающей реальности.

Поведение Родителя проявляется и как копия действий родителей, и как выполнение ожиданий своих родителей. У Ребенка тоже две ипостаси: приспосабливающийся — выполняющий то, чего от него ждут, и естественный — творящий, искренний.

Человеку нужны все три состояния и типа поведения. Родитель автоматизирует многие типичные реакции, должным образом выстраивая свое поведение по отношению к собственным детям. При помощи Взрослого человек выживает, обрабатывает и оценивает информацию; Взрослый регулирует присутствие Родителя и Ребенка. А Ребенок позволяет творить, быть радостным и спонтанным.

Трансакционный анализ

Всякое общение и взаимодействие между людьми называется трансакцией. Трансакционный стимул — это демонстрация того, что человек замечает других и готов взаимодействовать. Трансакционная реакция — ответ на стимул.

Взрослый стимул и взрослая реакция дают самые простые трансакции. Если реакция на стимул удовлетворяет ожидания, трансакция называется дополняющей.

Если же реакция неправильная и коммуникативная связь прервана, то такая трансакция является пересекающейся. Например, стимул был от взрослого состояния, а отклик и реакция собеседника пришли от Ребенка.

Трансакции бывают и скрытыми, когда одновременно реагируют несколько состояний. На внешнем социальном плане идет общение между Взрослыми, а на скрытом психологическом — Родителя и Ребенка.

Процедуры и ритуалы

Простые взрослые дополняющие трансакции, которые могут изменять окружающий мир, называются процедурами. Ритуалы же — это повторяющиеся простые дополняющие трансакции, сформированные под влиянием Родителя и от него передающиеся Ребенку. Процедуры и ритуалы — самые простые проявления социальной деятельности.

Ритуалы бывают очень разными, но чаще всего они предназначены для взаимных «поглаживаний»: например, приветственные, ни к чему не обязывающие реплики. При более тесном знакомстве количество «поглаживаний» обычно увеличивается.

И процедуры, и ритуалы следуют определенным схемам, их легко предсказать.

Времяпрепровождение — это серия трансакций, которые посвящены одной теме. Каждый из участников приспосабливается, чтобы получить как можно больше выгод и «поглаживаний».

Чаще всего времяпрепровождение служит целям отбора людей для дальнейшего общения.

Игры

Понятие «игра» не означает, что все игроки испытывают удовольствие. Игры, в отличие от ритуалов, процедур и времяпрепровождения, могут быть нечестными, конфликтными, с драматичным финалом. У игры всегда есть тайный мотив и конечный «приз». Многие люди включаются в игру неосознанно.

Например, в игре под названием «Если бы не ты», женщина выбирает в партнеры того, кто запретит ей делать что-то, чего сама женщина боится, хотя и не осознает этого. В играх всегда имеются выгоды, о которых сам игрок иногда не подозревает.

Теоретическое описание игр помогает выявить их схемы в любом человеческом общении.

Обозначим события и психологическую подоплеку игры термином «тезис».

Антитезис — его противоположность, то, без чего игра не будет игрой; противоядие. Скажем, в игре «Если бы не ты» это отсутствие запретов мужа. Если их нет — игра прекращается.

Анализ игр позволяет определить цели всех игроков, их роли, описать динамику взаимодействий, понять корни игры. Ходы игроков в игре зачастую ритуальны. Выгодой любой игры является сохранение существующего положения при помощи «поглаживаний» и укрепления позиции.

В игре «Если бы не ты» жена получает выгоду от игры, подтверждая свои предубеждения относительно мужчин. Выгоды от игры могут быть как внутренними психологическими, так и внешними социальными.

Происхождение игр

Что такое воспитание детей? По сути, это обучение их играм, из которых потом сложится сценарий их жизни. Родители обучают ребенка ритуалам, процедурам, способам времяпрепровождения. Анализируя игру, полезно отыскать ее детский прототип для полного понимания.

Функции игр

Постоянная близость между людьми случается нечасто, она требует много сил. Поэтому игры так востребованы в обществе: подменяя собой близость, они служат источником вознаграждения для их участников.

Игры структурируют время, помогают выполнять социальные функции, а иногда и поддерживают психическое здоровье. Только при наличии настоящей близости можно отказаться от игр и при этом не потерять в получении вознаграждения.

Тезаурус игр

Тот, кто начинает игру, условно называется Уайт, второй игрок — Блэк. (Как в шахматах, где белые начинают игру первыми. — Примечание редактора.)

Игры группируются по ситуациям, в которых играются: сексуальные, супружеские, «на всю жизнь», преступные, для вечеринок и разного рода профессиональные.

Рассмотрим их. В анализе каждой игры, помимо тезиса, цели, роли, динамики, примеров, парадигмы, ходов и выгод, будут указаны родственные ей игры. Для названия игр часто используются не научные обозначения, а разговорные и даже экспрессивные выражения.

Категория «Игры на всю жизнь»

«Алкоголик». В этой игре есть пять ролей, некоторые из них могут иногда исполняться одним и тем же человеком: Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник. Терапевту, работающему с Алкоголиком, важно не играть ни одну из этих ролей и быть Взрослым. Отказ играть роли рядом с Алкоголиком часто порицается обществом: например, когда дочь отказывается ухаживать за отцом-алкоголиком.

«Должник» — роль, которую чаще всего навязывает и поощряет современное общество. Наличие цели в виде выплаты кредита словно бы придает смысл жизни человека, делая его самого образцом борьбы и героем. Часто зачинщик Уайт не планирует выплачивать долг, но кредитор все равно намерен получить его. Оба игрока получают свои выгоды и очень серьезно относятся к происходящему. Антитезисом может стать насмешка над серьезностью долга.

«Ударь меня». В этой игре Уайт словно бы гордится своими проблемами и несчастьями. Если же окружающие добры и лояльны к нему, он провоцирует их еще сильнее, чтобы все-таки прийти к изначальной формуле обиды: «Почему со мной всегда так?!» В редких случаях, если Уайт каким-то образом все же достигает жизненного успеха, это может встряхнуть его и поспособствовать перемене убеждений и духовному росту.

«Попался, сукин сын!» Эта игра внешне может выглядеть как трансакция Взрослых, но на деле это ссора Родителя и Ребенка. Поводом для гнева Уайта становится любая мелочь, несоблюдение малейшей формальности. Блэк в этой ситуации часто оказывается играющим в игру «Почему со мной всегда так?!». Антитезисом будет нормальное взрослое поведение.

В игре «Смотри, что я из-за тебя сделал!» Уайт ищет виноватых в своих промахах, тогда как сам является их причиной. Разновидность этой игры — «Я ж говорил!». Когда что-либо идет не так, ответственность в любом случае перекладывается на других, собственные проступки оправдываются безоговорочно.

Категория «Супружеские игры»

В эту категорию входят игры, которые чаще всего встречаются в семьях.

«Тупик» — одна из классических игр. Оба предвидят обиду и раздражение партнера, но, доведя другого, испытывают удовлетворение, считая себя во всем правыми и, в свою очередь, разыгрывая роль обиженного или оскорбленного. В глубине души партнеры понимают, что обида другого не совсем настоящая.

«Суд» — игра, которая часто разыгрывается с психологом-консультантом или в группе, причем вовлеченные в игру не всегда понимают, что участвуют в ней. Здесь есть роли обвинителя, ответчика и судей. На определенной стадии терапии хорошим антитезисом ей будет запрет на употребление в речи третьего лица. То есть, описывая какую-либо ситуацию, человек должен обращаться лично к супругу (ты), а не рассказывать о человеке как об отсутствующем, в третьем лице (он).

«Фригидная женщина». Игра, встречающаяся только в браке. Жена отвергает мужа в постели, обвиняя в животных инстинктах. Муж отступает. Спустя некоторое время жена заигрывает и провоцирует его, но при попытках мужа получить сексуальное удовлетворение опять отталкивает. Каждый такой сценарий заканчивается скандалом с перебором всех прошлых грехов друг друга. Как правило, муж в этой паре не имеет высокой потребности в интиме, потому-то он и выбрал себе «неприступную» жену. Социально здесь участвуют Родитель-Уайт и Ребенок-Блэк. А психологически Уайтом является Ребенок, который соблазняет, а потом отталкивает Родителя.

Выгода зачинщика игры состоит в том, чтобы избавиться от чувства вины за собственные жестокие фантазии или от пугающей его открытости. Вина за скандал в этих сексуальных играх перекладывается на партнера, его обвиняют в «грязном поведении», а сам зачинщик удовлетворяется ощущением собственной чистоты.

«Загнанная домохозяйка». Если домашние роли в семье неправильно распределены, то женщина, хотя и устает от обилия забот, взваливает на себя еще больше, не справляется и мучается от чувства вины, что усугубляет ее промахи и ошибки. Муж гневается, и проблема разрастается. Часто жене в этой паре требуется психиатрическое лечение, а этот брак заканчивается разводом, если психотерапевт не поможет Взрослому жены бороться со своими Родителем и Ребенком и со всеми тремя состояниями мужа.

«Видишь, как я старался». Представьте себе мужа, втайне желающего получить развод. Он проходит несколько сеансов у психотерапевта и, получив предлог «у меня не получилось», радуется, что его жена подаст на развод, а у него есть «алиби»: он «старался». И, следовательно, не он виновник разрушения семьи. Антитезис здесь — отказ терапевта от лечения супруга, играющего в эту игру: ему тогда самому придется добиваться развода. Подобная игра часто используется детьми. Или ее использует заболевший, но продолжающий трудиться супруг. У этой игры есть легкие и серьезные стадии, способные привести к самоубийству.

«Дорогая». Муж публично подшучивает над супругой, выставляя ее на посмешище в обществе, но каждый раз завершая свою речь, ласково просит у нее подтверждения: «Да, дорогая?» Женщина соглашается, сбитая с толку ласковой интонацией. К тому же ей не хочется выглядеть занудой. Поэтому она не уточняет и не оспаривает детали.

Что может быть антитезисом-противоядием? Ответная игра «Да, дорогой!»: жена поступает с мужем так же, как он с ней.

Игры на вечеринках

«Какой ужас!» играется в любом из трех состояний. К примеру, Я-Родитель выдвигает тезис из разряда «В наши дни...» и осуждает то или иное состояние дел или чей-то поступок. Вариация той же игры — «Царапина». Я-Взрослый начинает обсуждение какой-либо медицинской проблемы, и участники разговора щеголяют друг перед другом своей осведомленностью в этой теме и отсутствии позитивных прогнозов. Вариация «Что хотят, то с нами и делают!» играется Я-Ребенком, как правило, в антураже организаций или властных представительств.

Выгодой и целью всех этих игр является сочувствие, желание получить поблажки.

«Изъян» — игра, к которой склонны авторитарные личности: им важно найти в другом недостаток и доказать, что человек этот «ни на что не годится». В основе игры — сексуальная неуверенность, а цель — обретение уверенности. Игра используется для избегания близости, в которой могут вскрыться недостатки самого Уайта.

«Растяпа». Уайт портит вещи Блэка, радуясь роли шаловливого Ребенка, а Блэк сдерживает свое негодование и получает удовлетворение от того, как достойно дарит прощение нашалившему. Получение прощения — еще одна из выгод Уайта. Антитезис: попросите Уайта не извиняться после выходки.

«Почему бы тебе не... — Да, но...» Уайт жалуется на какую-либо свою проблему, получает от партнера советы, как ее решить, и соглашается с ними, хотя ни один совет его не устраивает. На все, что ему говорят, он отвечает: «Да, но...» Когда варианты иссякают, Уайт чувствует удовлетворение от победы. Внешне такой разговор выглядит как разговор двух Взрослых, но на психологическом плане Уайт играет Ребенка, который просит о помощи, но не принимает ее от Родителей. Любители этой игры одинаково любят играть и за Уайта, и за Блэка, дающего советы.

Те, кто дают советы, часто являются участниками варианта той же игры с названием «Я только пытаюсь вам помочь». Антитезис: задайте встречный вопрос Уайту о том, что он сам хочет делать. Или просто выразите вежливое участие, не предлагая вариантов решения проблемы.

Сексуальные игры

Они используются с противоположными целями: подавить или реализовать сексуальные желания. В них чаще всего Уайтом является женщина. Уайт-мужчина, как правило, затевает игры, близкие к преступлениям.

В игре «Ну-ка подеритесь» двое мужчин сражаются за женщину. Контекст их сражения может быть разный: борьбу провоцирует женщина или общество, результаты либо приятны, либо драматичны.

«Извращение». Игра имеет причиной тревожное состояние Ребенка. Антитезис: воздержаться от жестокости, допустимо только вежливое общение. Тогда проявляется подоплека извращения — желание властвовать или подчиняться, а сам половой акт здесь не является главным. Шизофреники, преступники и живущие в мире своих фантазий личности не относятся к игрокам в эту игру.

«Насилуют!» обычно выглядит так: женщина-Уайт флиртует с мужчиной, но едва он оказывает ей знаки внимания, сразу «бросает» его. В этой игре важен момент замешательства того, кого внезапно отвергли. В самой крайней степени ухаживание может быть доведено до полового акта, после которого объявляется, что это было изнасилование. Дело может закончиться судом, убийством или самоубийством. Иногда женщину подталкивают к подобной игре третьи лица.

Разновидность этой игры с зачинщинком-мужчиной встречается в рабочей ситуации: женщину заманивают в сексуальную историю с обещанием повышения, но в результате ее увольняют.

«Чулок» — своего рода разновидность предыдущей игры: демонстрация порванного чулка на вечеринке для привлечения мужского внимания и далее отрицание вины. Цель игры — доказать похотливость окружающих. Антитезис: игнорирование.

«Скандал». Игра, свойственная отцам и девочкам-подросткам. Уайтом может быть любой. Суть игры — разрешение половых проблем между отцом и взрослеющей дочерью, часто на фоне сексуально неактивной матери. В крайней степени это проявляется в жестком контроле над сексуальной жизнью дочери и ее изгнании из дома. Антитезис: замужество дочери или возобновление сексуальной активности матери.

Игры преступного мира

«Полицейские и воры» играются преступниками, чья главная цель — не получение добычи, а кайф от погони и обмана полиции. Детский прототип игры — прятки. Эту же игру практикуют клептоманы.

Криминалистам важно учитывать, что часть преступников — именно игроки, поэтому проблему преступности трудно решить, не опираясь на этот факт.

«Как отсюда выбраться?» Все три Я-состояния человека работают над тем, чтобы выбраться из тюрьмы или больницы. Но если Я-Ребенок боится мира снаружи, он в последний момент обязательно сделает что-то, что не позволит человеку выйти, освободиться.

«Надуем Джо». Все разновидности этой игры — разнообразные виды мошенничества, шантажа.

Игры в кабинете психотерапевта

В них играют и сами психотерапевты, и пациенты.

«Оранжерея». Психологически подкованные люди сильно утрируют какое-либо свое чувство и начинают оценивать окружающих с точки зрения того, как они отреагируют. Лучшим антитезисом послужит ирония окружающих.

«Я только пытаюсь вам помочь». Психотерапевт лечит, но результата нет. Тогда он оправдывает это, ссылаясь на какие-нибудь регламенты и правила. В реальности его действия не имеют ничего общего с терапией. Игра нужна психотерапевту для избавления от чувства вины и поддержания иллюзии своей компетентности.

«Нуждающийся». Играется в паре с игроком из предыдущей игры. Пациент только притворяется, что ему что-то нужно. На самом деле он саботирует любую помощь и не делает никаких шагов для исправления ситуации.

«Крестьянка». В этой игре один участник восхищается советами другого, не имея ни возможности, ни желания им следовать. Игра бывает искренней или нет. Если игра неискренна, за псевдовосхищением последует уличение в ошибке автора советов.

«Психиатрия». Эту игру следует отличать от непосредственного процесса лечения. Игрок-целитель уверен в своей миссии только потому, что обладает дипломом целителя. А пациент делает вид, что лечится, но дело никак не продвигается. Тут велик риск «скатиться» в игру «Я только пытаюсь вам помочь» со стороны психиатра или «Крестьянку» со стороны пациента.

«Дурачок». Уайт в этой игре всячески показывает свою глупость и добивается ее признания, смеется над собой. Это дает ему повод и предлог, чтобы не учиться, не напрягаться, не совершенствоваться.

Если начать доказывать, что окружающие не умнее, это не поможет, не утешит и не остановит игру. Антитезисом будет отказ от готовности смеяться над «дурачком».

«Деревянная нога». Игра, в которой пациент-Уайт оправдывает любые свои действия реальным или выдуманным увечьем или заболеванием. Часто общество возражает против лечения такого человека, давая ему послабления и фору. Если психотерапевт играет в ту же игру, то излечение невозможно. Антитезис: психотерапевт с позиции своего Я-Взрослого на вопрос пациента «А что вы ждете от человека с такой-то проблемой?» ответит, что ничего не ждет, но хочет знать, что сам пациент ждет от себя.

Хорошие игры

Это игры, польза от которых для окружающих важнее, чем сомнительность мотивов игрока.

В «Трудовой отпуск» играют те, кто едет в незнакомое, интересное место выполнять свою работу — например, это экспедиции и миссии. Даже если корыстные мотивы в данном случае велики, польза здесь значительна.

«Кавалер» — это игра мужчины, ухаживающего за женщиной, но никогда не переходящего границ приличия по каким-то своим причинам: возраст, моногамия, удовлетворенность браком, воздержание. В нее может играть поэт или художник для получения признания своего мастерства. Эта игра нужна обоим участникам для получения дозы восхищения от другого.

«Рад помочь» является игрой, когда за помощью или благотворительностью стоят скрытые мотивы искупления прежних грехов или соревнование в количестве пожертвований.

«Местный мудрец». Обладающий обширными знаниями в разных областях человек становится «гуру» для всего населения того места, где живет.

«Они будут рады, что знали меня». Конструктивная форма игры «Я им покажу!», когда человек добивается каких-либо успехов для того, чтобы кому-то что-то доказать.

Значение игр

Сценарии игр переходят из поколения в поколение. Иногда меняются их детали или интенсивность, но желание играть в них, общаться с теми, кто играет в схожие игры, не исчезает. Только вмешательство извне может прервать цепочку этого наследования.

Играми воспитывают детей, в разных культурах — разными. Игры занимают время, свободное от времяпрепровождения и близости. В различных кругах люди узнают друг друга именно благодаря общим играм, и если кто-то осмеливается изменить игру, его изгоняют из общего круга.

Активнее всего играют в игры тревожные люди, подспудно сердитые на своего родителя противоположного пола.

Когда человек развивает в себе способность к осознанию настоящего, спонтанности и близости, это приводит его к самостоятельности. Осознание настоящего — это умение давать на все лично свои реакции, а не те, которым научен с детства. Кроме того, осознание — это способность жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или будущем. Спонтанность — возможность выбирать реакцию свободно, не под влиянием игр. Близость — искреннее следование своим настоящим чувствам.

В первые 20 лет жизни все, унаследованное от родителей, очень важно: только так можно выживать социально и биологически. Но взросление и умение принимать самостоятельные решения связаны с освобождением от традиций и влияния других людей.

В целом освободиться от игр полностью невозможно. Но каждый отдельный человек может обрести самостоятельность.