Люди, которые играют в игры

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Принципы трансакционного анализа

Личность каждого человека имеет три состояния, что отражается в его поступках. Состояние Я-Родитель копирует одного из родителей либо отвечает за поведение, которым человек пытается угодить требованиям отца или матери. Я-Родитель выполняет «работу» совести. Трезвая оценка себя и окружающего — это состояние Я-Взрослого. Состояние Я-Ребенка — это самая ценная часть личности, отвечающая за непосредственные реакции на мир, без притворства.

Людям свойственно стремление структурировать время, организовывать его, основываясь на жажде ощущений и потребности в признании. Особенно сильную потребность в структурировании и системе наблюдают у тех, кто в детстве недополучил тактильного контакта от родителей.

Есть четыре основных варианта структурирования времени, то есть поведения:

  • уход в себя;
  • ритуал, состоящий из приятных элементов взаимодействия и сформированный традициями;
  • деятельность или работа;
  • времяпрепровождение.

Серия повторяющихся неявных трансакций с определенной целью и психологическим итогом называется игрой.

Искренние отношения без игр называются близостью.

Сценарием называют план на жизнь, часто неосознаваемый, который основывается на выученных в детстве представлениях о мире.

Родительское программирование

По-настоящему свободный человек самостоятелен, то есть способен действовать спонтанно, не по сценарию, опираясь на свой опыт и учитывая интересы не только свои, но и окружающих.

Многие люди несвободны и несамостоятельны. Их сценарий жизни часто включает в себя искупление и наказание за то, что человек считает грехом с подачи родителя.

Психотерапевт ищет способы изменить сценарий человека, чтобы в нем не прописывалась гибель как избавление. Чтобы это сделать, необходимо, чтобы хотя бы один персонаж изменил состояние Я — тогда сценарий пойдет по другому пути.

Первые сценарии возникают в детстве, как правило, в семьях, где роли строго распределены. Далее на протяжении жизни человека сценарий обкатывается, осуществляется несколько «прогонов».

В каждом из этих сценариев присутствуют роли победителя и побежденных, а также хороших и плохих парней. С помощью психотерапевта пациент желает сменить свою роль на более удобную и выигрышную, не рассчитывая при этом на слишком радикальные перемены. Как правило, пациент-Неудачник не рассчитывает стать Победителем, довольствуясь хотя бы превращением в храброго Неудачника.

Родители — Неудачники или Победители — передают свой сценарий детям, в первую очередь помогая определять жизненные цели. Сюжет ребенок будет строить сам.

В подростковом возрасте, приобретая для себя новые авторитеты, меняя окружение, дети «переписывают» родительский сценарий. Помогают им в этом мифы и сказки.

Например, в сценарии похищения Европы девушка только формально возражает против «похищения», чтобы снять с себя ответственность за флирт с похитителем. Точно такой же сценарий используется в известной сказке о Красной Шапочке.

Здесь мать избавляется от дочери, послав ее в опасный лес; волк замахивается на слишком большую добычу; бабушка провоцирует нападение, оставив дверь открытой.

Психотерапевт должен выяснить, какая сказка или миф ближе всего пациенту, и, показав противоречия, избавить его от иллюзий. Например, в сценарии по «Спящей красавице» нужно продемонстрировать, что «заморозки» не будет, к моменту появления принца девушка может уже состариться, а принц окажется уже королем.

Зачастую человек не является пленником своего сценария — он волен выйти за его рамки, но проблема в том, что внутри ему хорошо и привычно. Поэтому, даже если дверь открыта, он отказывается от свободы.

В первые шесть лет жизни ребенок и его родители формируют установки на продолжительность его жизни, судьбу, уровни богатства и учености и условия смерти.

Сценарии формируются исторически на основании информации в генах, импринтинге, подражании, обучении и личной инициативе. Большое влияние оказывают предки, особенно бабушки и дедушки. Имеет значение даже обстановка зачатия. Очень важный фактор — сценарии родителей, дети следуют им в зависимости от того, какими по счету родились и сколько всего детей в семье. Часто в планировании семьи тоже прослеживается подражание родителям.

Имя, которое дают ребенку, тоже является важной частью сценария. Есть таблица сценарных значений, закрепленных за разными именами.

Период грудного вскармливания и приучения к горшку — это начало формирования сценария. Все зависит от того, какими эмоциями наполнены отношения между родителем и ребенком. Недовольство, отрицание, пренебрежение растят Неудачника, а поощрение, восхищение, терпеливость — Победителя.

Есть четыре основные позиции, которые формируются в раннем детстве и после разыгрываются в сценариях. Условно изобразим в этих позициях себя и партнера (любого человека, с которым есть взаимодействие) местоимениями «я» и «ты». Плюс рядом с местоимением будет обозначать одобрение и принятие, минус — соответственно, неодобрение и непринятие.

Я+ Ты+ — наиболее здоровая позиция. Ее имеют Победители: Герой, Принц, Принцесса.

Я+ Ты- — высокомерие, позиция людей, всегда недовольных окружающими.

Я- Ты+ — депрессивная позиция, самоуничижение.

Я- Ты- — самая безнадежная и болезненная позиция.

Уже имея какую-то позицию, ребенок слышит историю, с героем которой он ассоциирует себя, и это становится его планом жизни: он стремится к такому же финалу.

Слова родителя по-разному звучат для ребенка и стороннего наблюдателя. Например, сказав: «Ты еще слишком мал, чтобы пить водку», мать думает, что выразила свое нежелание, чтобы ее ребенок пил. А ребенок слышит в этом, что когда он будет большим, пить водку будет нормально.

Программирование словами и установками влияет на все действия ребенка на протяжении жизни, если не вмешаются какие-то особые обстоятельства и потрясения.

Ребенок приспосабливается, чтобы угодить родителям, и сдерживает в себе порывы Естественного себя. Внутренний Взрослый ребенка, в зависимости от ситуации, определяет, когда и как себя вести: приспосабливаться или быть собой.

К подростковому возрасту Естественный ребенок хочет больше прав, поэтому подростки бунтуют. Приспосабливающийся ребенок следует запретам, но лишь формально: например, запрет на секс с девушками позволяет подростку мастурбировать или рассматривать секс с юношами.

У трансакционных аналитиков имеется больше примеров сценариев Неудачников, потому что Победители, как правило, не обращаются за помощью к терапевтам.

Возможность избавиться от плохой программы называется антисценарием. Освободить могут фразы-антипроклятия родителей: «После трех детей можно и отдохнуть» или «После тридцати ты сможешь стать успешным».

Сценарный аппарат

Его важно знать, чтобы использовать при лечении.

Сценарный аппарат состоит из семи элементов: провокация, толчок, предписание, стопор, развязка, финал, проклятие. И сценарий, и антисценарий (со снятием проклятия) закладываются у ребенка до шести лет. Пожелания долгой жизни или сказанное в пылу ссоры пожелание смерти, будучи услышанными и воспринятыми, остаются в сценарии ребенка.

Родители часто что-либо запрещают ребенку, и эти запреты бывают разной степени жесткости. Часто они подразумевают обратное, то есть, по сути, представляют собой вызов. При запретах в мягкой форме («Не шуми», «Будь культурным») еще есть возможность сформироваться Победителю.

Если запрет представляет собой вызов — толчок, насмешку старшего, подталкивающего к плохому выбору в самый сложный момент, — то это способствует появлению в будущем трудного подростка, возможно, преступника. Программирование чаще всего происходит в грамматически отрицательной форме.

Даже если терапия проходит успешно, в самый неподходящий момент может вмешаться «демон» — некто изнутри, кто все портит.

Сценарный аналитик способен освободить от родительских запретов и программ, озвучив разрешение не следовать им. Важно, чтобы это был не приказ, а именно разрешение.

В возрасте от 6 до 10 лет ребенок определяет, какими чувствами он может пользоваться, какие из них одобряются. Если в семье при наличии проблем не выясняют их причины, не пытаются их решить конструктивно, а обвиняют, боятся, недоумевают — ребенок вырастет Неудачником.

Чувства, посредством которых человек получает некие бонусы, становятся чем-то вроде психологических «купонов». Человек ждет или провоцирует события, чтобы оправдать какие-то свои эмоции, выразить их без чувства вины. Прощение, выдаваемое партнеру после ссоры, на деле чаще оказывается не погашенным, а отложенным на время «купоном».

Старые, много раз использованные «купоны» утомляют окружающих, и с каждым разом все больше.

Психологические «купоны» — это валюта, в которой получают выигрыш люди, играющие в игры. Главный выигрыш всегда иллюзорен, основан на заблуждении.

Иллюзии, ради которых люди собирают «купоны», разнообразны. Некоторые выглядят как договор с Богом: «Если я пожертвую этим, то спасу этих или приобрету это». Или: «Если я буду хорошим, то все в моей жизни будет хорошо». Задача психотерапевта — разрушить иллюзию, ради которой запускается сценарий.

Самая прилипчивая — иллюзия самостоятельного принятия решений. На деле самостоятельность человек может проявлять только в состоянии Взрослого, без влияния Родителя и Ребенка.

Изначальная позиция ребенка — позиция Победителя: Я+ Ты+. Но при взаимодействии с миром эта позиция начинает изменяться: или мать ругает и становится Ты-, или учительница насмехается и Я обретает знак «минус».

Когда ребенок сталкивается с запретами, но все же желает добиться своего, он учится врать. В этот момент у него появляется «персона» — маска, за которой он прячется. Это его социальная личность, которая формируется в зависимости от обстоятельств для взаимодействия с внешним миром. Психотерапевт может спросить прямо, какова маска человека или что о нем думают окружающие.

Детали и уровень семейной культуры можно выяснить у пациента, спросив, о чем обычно беседовали в его семье за обедом. Круг тем, по Фрейду, вращается вокруг физиологических отверстий, в связи с чем семьи делятся на оральные (разговоры о еде и насыщении), анальные (беседы о слабительном и борьбе с ядами), уретральные (бесконечные потоки слов) и вагинальные (преобладание сексуальных тем).

Юность

В это время человек учится быть более гибким, структурировать свое время самостоятельно, испытывать чувства и эмоции, которым не был научен в семье.

Дети улавливают, когда родители провозглашают одни нормы, а «в задних комнатах» ведут пошлые разговоры. Дети ориентируются на истинные интересы родителей. Провозглашенное «ради приличия» — это антисценарий. Юность — время, когда человек делает выбор между сценарием и антисценарием.

Зрелость и смерть

Аналитик определяет зрелость как период, когда человек начинает жить по своим законам. И первый серьезный шаг на этом пути — сделать заклад: взять кредит на дом или образование, жениться, обменять что-нибудь из своих умений, знаний, чтобы что-то получить.

Те, кому не хватает смелости сделать заклад, — Неудачники. Тех, кто расплачиваются за него всю жизнь, — большинство, и это Непобедители. Некоторые сдают в заклад себя, становясь преступниками, алкоголиками, игроками.

В период зрелости происходят резкие повороты сценария, при которых герой сменяет роли Спасителя, Жертвы, Преследователя. Продолжительность жизни почти всегда закладывается в сценарий самим человеком, но, как правило, этот срок соотносится с продолжительностью жизни родителей. Если человек переживает свой запрограммированный срок и живет дольше, чем мать или отец, он может испытывать чувство вины и жить лихорадочно, словно взаймы или не свою жизнь. Психотерапевт должен разрешить пациенту прожить дольше.

Сцена смерти — самая важная в жизненном сценарии. Понять ее смысл можно, если задать пациенту конкретный вопрос: как он представляет себе свои последние слова? Если окажется, что это нечто вроде «Я им доказал», стоит предложить пациенту найти более интересную цель в жизни.

Если спросить пациента, какой он видит эпитафию на его надгробном камне, его ответ покажет, выполнял ли он сценарий своей жизни или антисценарий. К примеру, «Он пытался, но не смог» — это сценарий. «Он был хорошим человеком» — антисценарий.

Сценарий в действии

Важно понять, кому принадлежит сценарий: Победителю или Неудачнику. Это можно понять по тому, как человек относится к неудаче: делает ли он конструктивные выводы из своих ошибок или оправдывает себя, отвергая или перекладывая вину на других.

Чаще всего встречается третий вариант — Непобедители. Это люди, которые много трудятся, но не получают выигрыша, оставаясь при этом с девизом: «Я, по крайней мере...»

Победитель не любит болтать о своей будущей победе. А вот Неудачник о ней говорит охотно и много. Победитель может следовать своему антисценарию от заботливого Родителя. Непобедитель — сценарию контролирующего Родителя.

Внутри сценариев существует различное по качеству время. Установки могут формироваться по часовому времени, когда важно выполнить что-то в конкретные временные отрезки, и по целевому, когда человек ориентируется не на количество и учет времени, а на достижение цели. Это определяет разницу в мотивации: считать часы или достигать цели — в зависимости от времени внутри сценария.

Типичные сценарии

Их много. «Бесприданница», «Победитель дракона», «Сизиф», «Меня не испугаешь», «Кому я нужен?», «Ясновидение». Даже сценарии с трагическим финалом могут быть как благородными, так и низменными.

Обсуждая драматические сценарии, стоит обратить особенное внимание на сказку о Золушке: она весьма показательна. Полученное от крестной напутствие (равное родительскому) программирует девочку на цель — достижение короны. В сказке девять главных героев. Все сюжетные повороты четко обозначены. Золушка поочередно является Жертвой, Преследователем и Спасителем. Злые сестры и мачеха из Преследователей становятся Жертвами. Крестная — классический Поставщик, а мужчины, женившиеся на злых сестрах, — Простаки.

У каждого из персонажей свой сценарий, свой набор игр. Золушка проходит через разные игры, но в конце становится явным Победителем, а мачеха — Неудачником. В жизни встречаются персонажи, очень похожие на героев из сказки.

Психотерапевту стоит пролистать сборник сказочных сюжетов, чтобы подобрать пациенту нужную сказку. Или попросить его рассказать свою жизнь, используя мифологическую терминологию: Лягушек, Принцев, Неудачников, Ведьм и Людоедов.

Откуда берется сценарий

Когда человек создает свой сценарий, он подобен музыканту, играющему по нотам, которые записаны на длинном свитке. Представьте себе, как он постепенно разворачивается перед глазами исполнителя. Мелодия была записана всеми предыдущими поколениями его предков. Иногда исполнитель добавляет к музыке какой-то свой аккорд, слегка импровизирует, но из любви к родителям и оттого, что так легче, он играет преимущественно по готовым нотам.

Сценарий, исполняемый человеком, можно интуитивно считать по малейшим мимическим гримасам на его лице.

Наше «Я» подвижно, оно смещается от Ребенка к Родителю или ко Взрослому и обратно. Если Родитель ворчлив, то окружающие начинают сторониться человека. После, когда в нем «пробуждается» Ребенок, человек не понимает, почему его сторонятся. Он же такой милый! Он уже забыл о ворчливости Я-Родителя. Взрослый обязан взять на себя ответственность за все три состояния человека — тогда получится осознавать их, не отказываясь от очевидного.

Как правило, человек выбирает себе партнера, похожего на того, с кем связаны первые жизненные воспоминания. Даже если Взрослый осознает этот казус и старается противодействовать, Ребенок изо всех сил будет тянуться к своему фетишу. Избежать этой ситуации можно, лишь признав наличие фетиша и взаимно договорившись его игнорировать.

На человека может оказывать влияние телепатия, запахи — то, что не всегда осознается. Поэтому и реакции на такие стимулы могут не осознаваться.

Кроме того, на поведение человека влияет ожидание чего-либо или переживание уже случившегося события. В процессы ожидания и переживания бывают вовлечены Родитель и Ребенок. Оба процесса могут стать критическими вплоть до самоубийства: например, ожидание страшного экзамена или переживание случившейся импотенции.

С раннего возраста в детях живет тот, кто не ценит жизни других людей, а рассматривает их лишь с точки зрения полезности для себя. Если человек отвергает существование этого «фашиста» внутри себя, он теряет над ним контроль. Корни предельной жестокости первобытных людей в том, что для них охота была необходимостью.

Истинная личность способна на настоящую близость и может отказаться от любого сценария.

Для этого нужно передать власть Взрослому Я, разрешив себе не выполнять приказы Я-Родителя.

Передача сценария

Программу действия создает для девочки отец, для мальчика — мать. А вот как именно совершать эти действия — на это ребенка программирует родитель одного с ним пола.

Чтобы избавиться от плохого сценария, нужно узнать жизненный девиз родителей пациента, выяснить, какими были их запреты, их жизненные образцы, уточнить: что в них могло заставить ребенка улыбнуться?

Брак двух Победителей принесет в мир еще большего Победителя, а два Неудачника обречены сделать своих потомков еще большими Неудачниками. Однако чтобы сценарий передавался из поколения в поколение, старшие в роду должны хотеть его передать, а младшие — желать принять. Ребенок чутко впитывает все, что есть вокруг; он стремится получить передаваемые ему модели, чтобы научиться взаимодействовать с миром.

Впоследствии, чтобы выбраться из сценарной матрицы, ему понадобится помощь друзей, психотерапевта или включенное родителем в матрицу средство для избавления от нее (антипроклятие).

Сценарий в клинической практике

Полноценный клинический анализ можно провести, только включив в него сцены до рождения и после смерти.

Те, кто стремятся к прогрессу, часто стараются сдерживать эмоции и от этого заболевают. Те, кто неприкрыто стремятся к власти, чаще погибают от убийств, алкоголизма, самоубийств. В основе сценариев первых — «прогрессоров» — истории успеха, вторых — «властителей» — описание риска.

Клиницисту важно получить как можно больше информации, чтобы правильно выстроить лечение. И важно знать, как протекают предварительная фаза и фаза собственно сценарного анализа — они сходны при разных подходах к лечению.

Выбор врача и даже выбор, идти ли к врачу, к магу, или к священнику, зачастую определяется сценарием. Неудачник с большей вероятностью не обратится к врачу или обратится к плохому.

Если в процессе лечения, выйдя из своего сценария, пациент вдруг снова вернется в него, да еще станет гордиться своим состоянием, ему необходимо указать на это и обязательно избавить от ностальгии по себе прежнему.

Сценарный анализ считается одним из самых мощных инструментов групповой терапии. Чтобы качественно наблюдать за пациентами (сокращениями мышц, жестами, одеждой, манерами) с целью выявить сценарии, в группу нужно собирать не более восьми человек.

Сначала сценарные сигналы воспринимает Ребенок врача, а потом уже берет в свои руки Взрослый.

Если слушать пациента с закрытыми глазами, то слишком много услышит Ребенок. В целом нужно слушать не больше получаса за один прием. Слушать важно в хорошем физическом состоянии, избавившись от посторонних мыслей и предрассудков своего Родителя.

Если пациент не может выбрать врача, то он пытается включить его в свой сценарий, поэтому клиницисту нужно помочь выйти из сценария в реальную жизнь.

Люди обычно обращаются к психотерапевтам не для того, чтобы избавиться от своего сценария, а чтобы комфортнее в нем разместиться и удобнее жить. Примером последнего является попытка симпатичной пациентки соблазнить врача.

Психотерапевту важно предугадать, какая роль отводится ему в сценарии пациента. И в зависимости от этого или отказаться от такой роли, или использовать ее во благо: например, догадаться о тайне пациентки и стать «принцем», который пробуждает ее ото сна. Если пациент отказывается от сценария, важно заранее продумать, чем его можно заменить.

Излечение происходит не сразу и навсегда, но даже небольшой терапевтический эффект важен.

Все три состояния человека ведут диалоги в подсознательной части мозга, но их можно вывести наверх, в сознание, если только это не грозит опасностью: травмами и разрушением. Это можно сделать, разрешив себе слышать голоса в голове, не считая себя при этом спятившим.

На практике удобно позволять пациенту садиться на разные места, обозначая таким образом смену говорящего голоса в голове. При озвучивании голосов второе лицо обычно означает реплику Родителя, а первое — Ребенка или Взрослого. Так можно разобраться в сценарных директивах.

Заглушить родительские голоса можно и медикаментозно. Это актуально, если пациент не принимает разрешение оттого, что оно выдается посторонним или, сформулированное негативно, активизирует Я-Родителя.

Тогда остается уповать на Взрослого: он один может защитить Я-Ребенка от Я-Родителя. Поэтому, чтобы разрешение подействовало, нужно апеллировать к Взрослому пациента и искать его поддержки.

Сценарный аналитик действует резко, разрубая узел, тогда как психоаналитик разбирает весь клубок постепенно, небольшими порциями.

Научный подход к сценарной теории

Очень у многих — спиритуалистов, рационалистов, философов, доктринеров — имеются возражения против теории сценариев. Но она не претендует на то, чтобы разрешить все вопросы относительно человеческого поведения или объяснить саму сущность человека. Основная идея состоит в том, чтобы показать человеку, что он может мыслить лучше и другим способом, не тем, какому научили его родители. Все психоаналитики считаются последователями Фрейда. А сценарные аналитики — лучшими из них.

Подсознательное важнее, чем бессознательное — последнее сильно переоценивается в плане практики. А вот с подсознательным можно работать, переводя его в сознательное.

Чтобы не подобрать пациенту неверный сценарий, в который его придется долго и трудно «впихивать», требуется для начала очень внимательно пациента выслушать. И только потом заглядывать в сборники сценариев и мифов.

В оригинальную книгу включены краткий и полный терапевтические опросники для определения трансакционных игр и выявления сценариев. Вопросы в них располагаются в хронологическом порядке: от дородового влияния через детство, юность, зрелость, смерть и «послесмертие». Прилагаются также и вопросы по биологическим факторам, по выбору терапевта, по возможному окончанию лечения. Отдельно приведены вопросы терапевта самому себе о замеченных им знаках сценариев и словари.