Не замужем. Секс, любовь и семья за пределами брака

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

От чего зависит форма «первичной ячейки»?

В наше время основой брака, как правило, является чувство любви, интимная близость, взаимное желание мужчины и женщины быть вместе. А если чувства проходят, люди разводятся. Современные семьи, основанные на романтичной любви, довольно хрупки. Иной раз даже рождение ребенка не становится автоматически причиной для образования или укрепления семьи.

В старину любовь, как иррациональное чувство, считалась ненадежным и неподходящим фундаментом для брачного союза. Что представляла собой семья в те годы? Это была группа людей, которые проживали совместно, вели общее хозяйство и воспитывали общих детей. Семьи строились, исходя из экономического расчета: мужчина добывал пропитание, зарабатывал деньги, женщина сохраняла очаг — занималась домом и детьми, и это были сугубо женские обязанности.

Сегодня женщины получили финансовую свободу, они обучаются профессиям и работают наравне с мужчинами пять дней в неделю. Но домашние заботы и воспитание детей по-прежнему считаются обязанностью женщин. Или даже их «естественной потребностью». Примерно 45-50 часов неоплачиваемого труда в нагрузку к основной работе — так ли уж естественна эта потребность? Ведь она лишает женщин личного развития, отдыха и социальных контактов.

Мужчина гораздо меньше задействован в семейных делах. Поэтому он лучше реализуется в обществе и считается более надежным сотрудником у работодателей. Его труд оплачивается выше: в России мужские зарплаты выше женских в среднем на 39%.

В XXI веке мировая экономика растет в основном не за счет материального производства, а благодаря развитию сектора услуг и новых информационных технологий. Теперь, чтобы добиваться профессиональных успехов, специалистам приходится постоянно повышать квалификацию, следить за трендами, обучаться новому. Понятно, что у женщин, обремененных семьей и домашними заботами, мало шансов преуспеть. Поэтому профессионально успешные женщины перестали стремиться к браку.

Рассчитывая на равенство в правах, женщины сталкиваются с противоречием. С одной стороны, в силу экономического прогресса членам семей необходимо соразмерно распределять обязанности по дому, с другой – укоренившиеся в обществе стереотипы диктуют совсем иную социально одобряемую модель поведения.

Роль и обязанности женщины в семье не могут измениться сразу. Требуются время и обязательная поддержка государства и законодательства. К примеру, прилично оплачиваемый декретный отпуск и возможность ухода за ребенком для обоих родителей.

Прослеживая историю экономических преобразований в обществе, можно увидеть, как меняются нормы морали и форма семьи. В первобытные времена групповой брак поддерживал общую выживаемость. С возникновением земледелия труд разделился на «мужской» и «женский». При этом ценности, созданные мужчиной, могли наследоваться — в отличие от ценностей, созданных женщиной. На этом этапе оформились моногамия и наследственное право, подразумевающее твердо установленное отцовство.

В Средние века брак молодых мог влиять на судьбу всего семейного клана, поэтому его организуют родители: это слишком важное предприятие, чтобы доверить его неопытным и юным. Позднее партнеры уже сами организовывают свои отношения, руководствуясь соображениями экономической выгоды, жизненного опыта и личных пристрастий.

Переход к индустриальной экономике потребовал больше рабочих рук, и женщинам дали экономическую независимость. В Советском Союзе женщины с начала 30-х годов прошлого века массово получили право на высшее образование. В Западной Европе новое положение женщин оформилось в 50-е годы, в США — в 60-е, в Англии — в 70-е годы.

Изобретение в 60-х годах контрацептивных пилюль позволило человечеству разделить секс и деторождение, а женщинам дало возможность планировать беременность. С 80-х годов становятся обыденностью банки спермы, а женщины зарабатывают достаточно, чтобы в одиночку прокормить детей. Женщина в целом перестает зависеть от института брака.

Современная семья преображается, приобретая другие формы. Сейчас основой для совместного проживания людей необязательно является романтика. На первый план выходят эмоциональный комфорт и взаимная забота.

Члены семьи — это партнеры. Отношения часто носят не сексуальный характер, а дружеский. Люди одного пола могут вместе владеть каким-либо имуществом, арендовать квартиру и даже воспитывать детей.

Появилось большое количество женщин, проживающих в одиночестве. Они финансово свободны, предпочитают работать и вкладывать ресурсы в свое личное развитие. Они могут родить ребенка, не выходя замуж, при необходимости нанять няню для ухода или домработницу для уборки.

Меняющиеся формы новой семьи могут не вписываться в общепринятую мораль. Но общество меняется быстрее, чем укоренившиеся стереотипы. И то, что было ценно в прошлом, в современных условиях теряет значение.

Кто такие синглы и «одиночки»?

Ускорение роста экономики в середине двадцатого столетия сформировало общество потребления. Главным местом, где могли проявить себя домохозяйки, стали магазины и покупки. Но с ростом феминизма выросла и женская покупательная способность. Американский кинематограф отобразил эту ситуацию в фильмах о жизни современниц и их времяпрепровождении. Самые знаковые картины — «Неприкаянные» с Мэрилин Монро и Кларком Гейблом, и знаменитый телесериал «Секс в большом городе». Четыре его героини — одиноки. Они заботятся о себе и своих друзьях, работают, делают карьеру, развлекаются, личностно растут, доказывая, что выйти замуж — не единственная цель жизни женщины.

Современная горожанка среднего возраста способна сама покупать себе дорогую одежду, обувь, жилье, посещать рестораны и клубы. Тем самым она вносит свой вклад в экономику. В развитых странах количество проживающих одиноко возросло в разы за последние 50-60 лет. В Америке около 30% одиноких людей.

Незамужние женщины на Западе представляют собой влиятельную аудиторию при голосовании на выборах. Работая наравне с мужчинами, они критикуют политику президента в сфере семейного права, желая изменить старомодный подход к брачному законодательству.

Схожие процессы были характеры и для позднего СССР, однако в советских фильмах сильнее проявляются традиционные тенденции. Героиня советского кино представляется не особенно удачливой вне замужества. Она может достигать успеха в работе, хотя на личном фронте ей не везет. Но женщина будет счастлива, только если найдет «своего» мужчину. «Служебный роман», «Москва слезам не верит» и многие другие всем известные и любимые фильмы повествуют об этом.

Перестроечные и постперестроечные фильмы, телепередачи и ток-шоу отзываются с иронией и сожалением об одиноких людях. В средствах массмедиа навязываются патриархальные стереотипы. Одиночество негласно порицается. В нем ищут причины неврозов, пьянства и суицида. При этом считается, что человек сам виновен в своем одиночестве: он агрессивен и несчастен.

В то же время на постсоветском пространстве сейчас пошел процесс осмысления «женской психологии». Развивается сфера «эдьюкеймент» (неологизм, образованный от английских слов, означающих «образование» и «развлечение»): тренинги и курсы для женщин. Особенно популярны курсы познания женщинами своей притягательности, где женщин, как правило, обучают стратегиям манипуляции мужчинами, танцам и медитациям. Совершенствование своей женственности — вот что нужно для привлечения настоящих мужчин.

При этом активно пропагандируемые мягкость и кротость мало сочетаются с качествами, которые требуются от женщин для их преуспевания в социальной жизни. В прежние времена женщины конкурировали лишь между собой, теперь они вынуждены конкурировать в экономической сфере с мужчинами и с другими женщинами — в частной жизни.

Современные информационные издания пишут в основном либо об успешных гламурных бизнес-вумен, либо о неудачницах, брошенных всеми. Но есть множество других женщин, которые живут в диапазоне между двумя этими крайностями. Они строят отношения, думают о детях, работают и мечтают. Они свободны и живут так, как им хочется, сознавая и выражая свои истинные чувства и оставаясь собой в любой ситуации.

В наше время исчезают причины для брака; одинокие люди и нетрадиционные формы семьи становятся нормой для общества.

Зачем люди занимаются сексом?

До второй половины двадцатого века сексапильность считалась врожденной, естественной энергией человека. Позже было введено понятие сексуальной возбудимости — это временное состояние, которое зависит от физиологии человека, его эмоций, субъективного опыта. Та или иная культура задает рамки и нормы сексуального взаимодействия или сексуального сценария, которые менялись на протяжении истории.

Например, в семнадцатом веке о сексе говорили вполне свободно. В восемнадцатом веке эта тема стала возможной для обсуждения только в рамках семьи. А веком позже упоминать о сексуальных практиках сделалось совершенно неприличным.

Сужая моральные рамки, общество и государственная политика стали влиять на воспроизводство населения. Удовольствие людей от секса было подчинено морали с целью регулирования деторождаемости.

Раньше эротические порывы людей регулировались церковью. В девятнадцатом веке темой сексуальности начинает заниматься медицинская отрасль. Нормой объявляется сексуальное общение мужа с женой с целью зачатия детей. Все, что вне семьи или с другими целями, объявляется патологией, извращением, сумасшествием. А женская сексуальность считается проявлением невроза.

Необходимость сверять свое сексуальное поведение с «нормой» всегда связано с насилием над личностью. Однако понятия нормы и девиантности на самом деле субъективны.

После 60-х годов прошлого века в западном обществе произошла революция в отношении к сексу. Его перестали связывать только с зачатием детей, расширились границы сексуальных экспериментов. Было дано негласное разрешение заниматься сексом до вступления в брак, об этом стало позволительно писать в прессе.

На постсоветском пространстве лишь в начале нового тысячелетия было отмечено иное поведение женщин. Они стали проявлять большую осведомленность в вопросах секса, позволили себе инициативу в постели, желание и волю демонстрировать себя как субъект эротического желания. На рынке фармацевтических препаратов расширилась линейка контрацептивных средств. Планирование беременности становится нормой. Легализуется и популяризируется тема о женском оргазме.

Большое поле для исследовательского интереса представляет сексуальность в цифровом пространстве. Виртуальная вселенная предлагает пользователям различные варианты эротических ролевых игр. Любой человек при желании может идентифицировать себя с любым полом и цветом кожи. В таких играх можно выбирать любую внешность и тело, примерять характеры. Можно вести сексуальную беседу с выбранным партнером, используя цифровую видеокамеру. Мир эротических игр делает сильнее и острее чувства и наслаждения.

Когда человек уверен, что его никто не узнает и не накажет, он ведет себя более естественно. Изучая поведение людей во время подобных игр, исследователи пришли к интересным выводам: причиной того, что люди ведут себя как мужчина или как женщина, является отнюдь не их биологический пол. Сексуальное поведение не является врожденным, оно обусловлено культурой и моралью общества.

В мире, информационно пронизанном сексом, существует и его абсолютное отсутствие: «асексуальность». Асексуалы не чувствуют в себе эротического ответа и желания секса, хотя романтические чувства они тоже могут испытывать. Просто для них важнее эмоциональное общение.

Подобное исключение показывает, что все люди разные. Помимо секса человеку требуется много другого в жизни. Эротические взаимодействия необязательны для любви. У каждого — свои ценности и приоритеты, нет нужды ориентироваться на других.

Почему любить больно?

До эпохи индустриализации браки заключались по выбору родителей. Поэтому романтические чувства между супругами иногда возникали, но страсть не являлась чем-то обязательным, а тем более — нормой.

В современном мире супружество, напротив, в большинстве случаев основано на любви с обеих сторон. Люди сами выбирают будущих супругов. В процессе знакомства они стремятся показать друг другу свои лучшие качества. Например, внешность, уровень образованности, положение в обществе и так далее. При условии взаимной заинтересованности двое сближаются, возникает доверие друг к другу, которое перерастает в близость, сексуальное общение и привязанность. Людям необходим взгляд на себя со стороны. В партнере мы находим зеркальное отражение своего «Я». Но личность человека и его отражение никогда не совпадают полностью.

Почему обыденность и рутина убивают любовь? Откуда берутся ревность и боль?

Если рассуждать в категориях экономических, каждый внутри сложившейся пары — собственник, прежде всего своих чувств и тела. Когда образуется пара, двое партнеров как бы заключают негласный договор об обмене сексуальной собственностью. Измена — это расторжение договора, нарушение сделки, и это приводит к тому, что брак распадается.

В прежние века новобрачная обязательно должна была быть невинной. Наследство в семье передавалось по линии отца. Поэтому была чрезвычайно важна достоверность отцовства. Категорически запрещалось нарушать право мужа на владение своей женой. Чувство ревности имело практический смысл.

В наше время люди придерживаются тех же семейных стандартов, которые были выработаны в прошлые века. Стереотипы остались, хотя женатые пары могут жить вместе, используя средства контрацепции и не собираясь заводить детей. Ревность лишена экономического смысла, но измены причиняют эмоциональную боль и переживаются как трагедии под влиянием романтических установок.

Понятие возвышенных чувств возникло в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века вместе с жанром литературных романов. Как строится сюжет романа? В повествовании обязательно присутствуют коллизии, непреодолимые препятствия для героев. Персонажи борются с многочисленными трудностями, преодолевают их в течение долгого времени и воссоединяются в финале. На свадьбе героев романтическая история заканчивается: нет смысла рассказывать о нем, потому что оно априори замечательное.

Картина их семейной жизни идеализируется. А на примере этих вымышленных историй люди строят свои ожидания в отношении партнеров и совместной жизни. И когда романтические ожидания не оправдываются, наступает разочарование. Но люди верят, что «идеальные отношения» существуют, они ищут подобных себе «половинок», а когда разочаровываются в одних отношениях — образуют новые связи.

Человеческие ожидания от брака не оправдываются. В природе брака, как социального института, изначально не заложено гарантий того, чего от него ждут, — счастья, постоянных эротических наслаждений, возможности самореализоваться.

Когда люди влюблены, они могут жить вместе какое-то время. Но спустя месяцы или годы конфликтные ситуации неизбежны. Поэтому некоторые уходят в «полиамурные» отношения, кто-то предпочитает однополую любовь, кто-то живет одиночкой. Тем не менее символом единства, любви и бережного отношения друг к другу остаются романтические представления о любви и моногамном браке.

Как насчет «материнского инстинкта»?

Особенно актуально сегодня растущее количество одиноко живущих женщин без детей. Многие из них думают о том, чтобы родить ребенка, но позже. Они надеются встретить мужчину, которого полюбят. Другие рассчитывают забеременеть, используя новые технологии репродукции, но тоже откладывают, полагая, что это не срочно.

Что останавливает этих женщин? Причин несколько. Во-первых, ответственность, необходимость взять на себя уход за детьми. Во-вторых, их беспокоит собственное будущее. Ведь им нужно будет достаточно зарабатывать, чтобы содержать себя и ребенка. В поддержку государства они не верят. Более того, при существующих социальных нормах морали их всегда будут осуждать или жалеть.

В человеке заложено стремление к продолжению рода. Но общество регулирует рождаемость при помощи различных мер — от медицинских до социальных. Контрацептивы, отпуск по уходу за детьми, размер пособий, ограничения на количество детей, поддержание определенных моральных норм — вот социальные способы влиять на рождаемость.

Какой должна быть мать с точки зрения общественной морали? Ей необходимо:

  • уметь налаживать психологическую атмосферу в семье;
  • принадлежать только ребенку, быть ласковой и внимательной 24 часа в сутки, удовлетворять все нужды ребенка, пока он не подрос;
  • быть молодой — не старой, но и не юной;
  • ответственная мать обязана состоять в браке;
  • быть счастливой своим материнством и стремиться к многодетности.

Политика стран постсоветского пространства, казалось бы, направлена на то, чтобы поощрять деторождение. Но уровень рождаемости не увеличивается. Почему?

Потому что, несмотря на сменившуюся экономическую парадигму, государство продолжает поддерживать устаревшую модель семьи. А именно: муж зарабатывает, жена воспитывает детей. Если что-то произойдет и семья потеряет кормильца, госорганы выплатят какой-то минимум. Никак не учитывается, что женщина может быть активна и нацелена на карьерный рост. Совмещать карьеру и материнство чрезвычайно сложно, но работающую женщину государство не поддерживает.

Фактически принуждает к деторождению принятый Госдумой закон о запрете бесплатных абортов по желанию. Женщину ставят перед выбором: или платить за аборт, или рожать. Рост населения выгоден для государства.

Воспитание ребенка обходится недешево. Нужен постоянный финансовый источник. Если женщина проживает без партнера, зачастую она не рожает ребенка по экономическим соображениям.

Социологи и демографы отмечают, что сегодня в мире довольно много людей, выбравших жизнь без детей. Некоторые женщины боятся боли при родах, другие не любят детей, третьи не уверены в своих финансовых возможностях.

Но какими бы ни были причины, бездетность осуждается обществом и государством, рассматривается как «эгоизм».

Где найти одиночество?

Принято считать, что жить в одиночку — значит быть несчастным. Счастье возможно только в паре с возлюбленным. Когда говорят о незамужней женщине, всегда подразумевается, что она одинока.

Во времена Средневековья жизнь незамужней женщины в монастыре считалась статусной. Монахиня называлась «девой». В девятнадцатом веке женщин, не вышедших замуж вовремя, стали называть «старыми девами». Их была вынуждена содержать до смерти родительская семья, родственники. Такая женщина была всем в тягость. С тех пор бытует мнение, что женщина обязана выходить замуж.

Общество формирует романтические представления о замужестве. Как только женщина находит «своего» мужчину — ее жизнь превращается в праздник. Исчезают проблемы, все налаживается. И многие женщины проводят жизнь в ожидании «того самого», откладывая «до лучших времен» решение самых насущных своих проблем.

Они не могут сделать ремонт в квартире, элементарно переставить мебель. Ведь родители говорили им с детства, что это мужская работа. Но ведь женщина способна оплатить работу профессионалов?

Люди склонны придерживаться определенных сценариев поведения, которые были приняты в их семье. Как правило, эти схемы ими не осознаются. Выявить такие сценарии можно при помощи семейного психотерапевта. И тогда может оказаться, что, например:

  • женщину устраивает одиночество, но ее мать давит на нее потому, что ей хочется внуков;
  • человек испытывает дискомфорт от одинокого проживания, но такой семьи, как была у родителей, не хочет;
  • девушка жаждет замужества, но ей нужен только принц.

Или вот, к примеру, частые сценарии жизни без мужа/жены.

  • Сын работает, мать заботится о нем и ведет хозяйство. Они живут вдвоем, у них совместный досуг. Жена в этом сложившемся союзе была бы лишней.
  • Родители болеют, дочь за ними ухаживает, спасает их. Она становится главой семьи. И другая семья ей уже ни к чему.
  • Девушка много лет является спасительным мостом между мамой и папой. Она понимает, что без нее дело закончилось бы разводом. Поэтому она остается одинокой.

Иногда выбор жизни без партнера бывает осознанным. У человека может быть любимая работа, книги, домашние животные, цветы. Он считает свою жизнь наполненной и нескучной.

С возникновением интернета появилось множество чатов и форумов. А также большое количество социальных групп по разным интересам. Для живущих без партнера людей общение в этих сетях бесценно. Ведь коллеги и друзья могут находиться на разных концах земного шара, но в любое время с ними теперь можно выйти на связь.

В современной жизни очень много информации. Она приходит через мессенджеры, экраны телевизоров, толпы людей, рекламу. Иногда нам хочется все это отключить и побыть в одиночестве. Оставшись наедине, мы получаем доступ к собственной личности и можем психологически разрядиться. Одиночество может быть вполне полезным.

Необходимо понять, что каждая личность, по сути, автономна. У всех свои потребности и ценности, и всегда можно найти способ, как удовлетворить эти нужды, реализовать себя, даже если чувствуешь одиночество. Главное — быть в ладу с собой.

Можно ли переписать личную историю?

Люди стараются придерживаться принятых в обществе стандартов. При этом они больше доверяют этим стандартам, чем себе самим.

В психотерапии существует так называемый нарративный подход, который помогает личности лучше понять, осознать себя, проведя переоценку жизненного пути.

Основная идея нарративного подхода состоит в следующем: любая идеология возникает в результате договоренности между экспертами. То есть готовых знаний в природе нет: они конструируются при помощи лингвистических действий. Специалисты согласовывают идеи и терминологию и выдают их за истину. У людей, живущих в обществе, наполненном этими идеями, формируются смысловые ценности. Принятые большинством, ценности становятся основной жизненной философией общества — сводом правил, как нужно жить.

Как работает предвзятое мнение? Например, представившись при знакомстве, человек говорит, что он живет один. Люди сразу «все понимают» про него: раз одинок — значит, несчастен, у него завышенные требования, он эгоист, поскольку семья отсутствует, у него никого нет — и тому подобное. Никто не задумывается, на человека лепят готовый ярлык.

Одиноко живущий человек менее ценен в обществе, чем женатый. Жизненный опыт одиночки обесценивается в глазах людей — ведь он живет не «нормальной» жизнью. По сути, мы наблюдаем ущемление прав таких людей. Ведь их потребности не принимаются в расчет государством при развитии общества.

Терапия нарративного подхода позволяет взглянуть на человека иначе, обнаружив скрытые смыслы. Например, молодая женщина не удовлетворена жизнью, потому что она не замужем. В беседах с психотерапевтом она определяет те жизненные сферы, в которых она чувствует удовлетворение.

Обычно люди рассказывают о своей жизни привычным образом, одними и теми же словами. Терапия позволяет выявить эти привычки и переосмыслить их. Таким образом, можно повлиять на самовосприятие. Нужно рассказать о себе другую историю, трактуя свою жизнь по-новому.

Нарративный подход дает возможность осознавать жизненный опыт. С его помощью люди даже в трагических ситуациях обретают силы, чтобы жить.

Еще один прием этой терапии: выявление в процессе беседы авторитетных для вас людей — тех, кто влияет на ваше самовосприятие позитивно. Их может не оказаться в близком круге общения, это могут быть литературные или киногерои, известные люди в прошлом или настоящем — те, что вызывают у вас вдохновение. Представьте, что вы пересматриваете свою жизнь вместе с ними, и на каждом сложном этапе они оказывают вам поддержку.

Чтобы укрепить в себе позитивное и конструктивное восприятие себя, можно начать вести дневник. Перечитывая его, вы будете осознанно наблюдать себя со стороны и помогать себе.

Помните: всегда существуют разные точки зрения на одно и то же. И это ваше право — как смотреть на свою жизнь и как ее строить. И вам решать — как жить лучше и комфортней: с мужем или без, рожать детей или строить карьеру, переезжать куда-то или оставаться на прежнем месте? Это ваше право — в любой момент сделать переоценку и выбрать такую сюжетную линию вашей истории, которая вам нравится.