Новое использование известных писательских приемов

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Она разрушает цельность традиционной формы повествования, вводит в него различные микроформы: письма, дневники, художественные произведения в прозе и в стихах, цитаты из исторических исследований, мемуаристики, фрагменты журнальной и газетной периодики. В этих переключениях, сделанных в технике монтажа, соединены достоверные и вымышленные материалы, мистификции и стилизации.

Знаменитые романы Байетт

«Обладать» (1990) – В основе романа лежат две разведенные по времени истории – из XIX века и из конца XX века. Творческие и личные взаимоотношения Эша и Кристабель, составляющие пласт из прошлого, оказываются в настоящем. Правду о них ищут два современных литературоведа: неудачливый Роланд Митчелл и авторитетный специалист по поэзии Мод Бейли, чья совместная работа, аналогично линии предшественников, перерастает в любовь. Событийный элемент романа – тайна: тайник, тайные помыслы, тайный заговор, тайна письма, тайна взаимоотношений. Роман отмечен Букеровской премией.

«Ангелы и насекомые» (1992) – Роман с большим количеством философских дискуссий: реальных - между профессиональным ученым-энтомологом и энтомологом-любителем и вымышленных – между представителями мира людей и мира насекомых. Материальное благополучие, изобилие предметов роскоши, хорошо налаженный быт— тот фиктивный занавес, который скрывает пустоту и холод человеческой души. Спасшийся во время кораблекрушения энтомолог Адамсон попадает в замок к коллекционеру-любителю лорду Алебастеру. Весь стиль жизни кажется скромному исследователю волшебным раем, и он старается поддержать магию обаяния членов семейства. Евгения, дочь Алебастера, олицетворяет самое прекрасное насекомое, сохранившееся из коллекции Адамсона во время кораблекрушения. Символична сцена, когда ему удается посадить на платье Евгении множество бабочек, которые, порхая, создают необъяснимое чувство красоты. Они становятся контрастом дому Алебастеров с их коллекциями мертвых бабочек, с непонятными холодными отношениями между членами семейства. Но вскоре поместье лорда поглощает Адамсона и лишает его возможности быть самим собой.

«Детская книга» (2009) – Центральная сюжетная линия романа выстраивается вокруг жизни семьи детской писательницы Олив Уэллвуд, прототипом образа которой стала знаменитая английская сказочница Эдит Несбит. Олив пишет детские сказки, герои которых сталкиваются с магическими предметами и живыми созданиями, увлекающими их за собой в крайне опасный для жизни фантастический мир. Книгу открывает «автобиографическая» сказочная история «Кустарник», которая иносказательно отражает жизнь Олив в качестве главы многодетной семьи, на чьи плечи ложится все материальное обеспечение обитателей усадьбы «Жабья просека». Сказочным персонажем, с которым ассоциирует себя Олив, является Матушка Гусыня. Средствами сказочного сюжета моделируются взаимоотношения Олив и ее сына Тома. В текст включены разножанровые вставные фрагменты – сказки, письма, интервью, выдержки из периодических изданий. Сюжетное развертывание текста осуществляется в тесном соприкосновении со сказочным сюжетом.

«Дева в саду» (в другом переводе «Девственница в саду» (1978)) – Это первая часть тетралогии о семье Поттер (следующие романы цикла – «Натюрморт» (1985), «Вавилонская башня» (1997), «Свистящая женщина» (2002). Байетт выступает против традиционного представления о гендерных различиях. Фредерика, одна из сестер, сочетает женскую чувственность с мужской уверенностью в себе и независимостью, все проверяет на своем опыте, стремится познать жизнь во всех ее проявлениях и своим примером подтверждает концепцию равенства полов. Старшая сестра, Стефани, близка к традиционному эталону феминности. Замужество реализует ее традиционный потенциал возможности заботиться о других. Но эта забота застывшая, окаменевшая, запертая в мире домашней рутины. Во время беременности ее жизнью управляет женская биология, она лишается независимости и идентичности.