Минимализм сюжета и авторского стиля

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Он пишет слишком просто для ХХI века, с использованием минимума изобразительно-выразительных средств. В силу своей профессии юриста автор привык к точным и недвусмысленным формулировкам. Главным его отличием является мастерство воплощения большого этического конфликта, изображения Человека крупным планом. Романы Шлинка адресованы людям, обладающим определенным жизненным опытом, в какой-то период жизни начинающим подводить ее своеобразные промежуточные итоги.

«Чтец» (1995) – Автобиографическая история главного героя немца Михаэля Берга, пережившего в пятнадцатилетием возрасте любовный роман, а затем в студенчестве столкнувшегося с выбором вариантов обвинения или пощады к Ханне Шмиц, женщине, с которой он был близок, но которая оказалась связана с нацизмом. Михаэль личностно осмысляет проблемы безнаказанности, искупления и прощения нации. Он отправляется на место бывшего концлагеря Аушвиц для понимания и ощущения атмосферы в нем. Ханна Шмиц понесла пожизненное наказание не только за себя, но и за других надзирательниц концлагеря, виноватых не в меньшей мере, потому что, будучи безграмотной и тщательно скрывая это, подписала обвинительный документ, не разобравшись в нем. Дальнейшая роль Михаэля в судьбе Ханны – просвещение через приобщение к книгам, развитие в ней личности.

«Возвращение» (2006) – Роман о возвращении героя с войны. Петер пытается определить собственное достойное место в мирной жизни и убедиться в незыблемости нравственных ценностей. Он работает в солидном издательстве, специализирующемся на юридической литературе, и пишет докторскую диссертацию на тему «Польза справедливости». В текст романа включено несколько типов «вставных текстов», восходящих к жанрам «рассказанных историй», «бесед», «мемуаров», «публицистических» и «научных» статей, а также к мифу об Одиссее. Эти «вставные тексты» передают народные представления о долге, чести, предательстве, справедливости, раскрывают характер главного героя, особенности его взглядов на мир и участвуют в выстраивании общей концепции романа, конструировании судьбы Петера. Подобно Одиссею, он найдет свой дом, в котором есть письменный стол и кресло его деда – реалии былой патриархальной идиллии и символ унаследованных семейных ценностей, свою Пенелопу – Барбару и Телемаха – Макса, подростка, за судьбу которого он чувствует себя ответственным.

 «Три дня» (2008) – Роман изображает ситуацию своеобразного суда над прошлым немецкого террориста Йорга, одного из лидеров ультралевой экстремистской организации, который был помилован после двадцати четырех лет тюремного заключения. По случаю его освобождения в загородном доме его сестры собираются старые друзья-единомышленники, чтобы помочь ему адаптироваться в новой, свободной жизни. Бывший террорист оказывается неспособен разобраться в своем прошлом и переосмыслить его, осознать вину и раскаяться.

«Женщина на лестнице» (2014) – Роман о примирении, о человеческом взаимопонимании, обретении смысла уходящей жизни, о попытках исправить или переписать ее некоторые страницы. Бывшая супруга миллионера Ирена Гундлах, стихийная анархистка и участница левого крыла «Фракции Красной армии», на протяжении долгих лет искупает свои заблуждения и возможную вину. Она добровольно и безвозмездно работает медсестрой и помогает беднейшему населению отдаленных мест Австралии, а также спасает бездомных наркозависимых детей, превращая свой дом в бесплатный приют для изгоев. Ирена добровольно принимает аскетическое существование, являясь обладательницей картины стоимостью в 20 миллионов долларов. Повествование ведется от имени успешного в делах адвоката, сорок лет назад знавшего Ирену и испытывавшего к ней невысказанные нежные чувства, а сейчас на пороге ее смерти, снова ее встретившего.