Создатель нового литературного жанра «странная фантастика»

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Один из ключевых британских авторов; пишет в уникальном жанре, намеренно смешивая фэнтези, научную фантастику и хоррор, чтобы разнообразить литературу, внести в нее что-то необычное для читателя, отойти от приевшейся всем фантастики. Своей целью в писательстве Мьевиль считает – бросать вызов, ниспровергать, подвергать сомнению, а его задачей является решение социально-политических вопросов.

Чайна Мьевиль – представитель стимпанка в литературе

Стимпанк – это направление в искусстве, описывающее человечество на этапе развития парового двигателя. Как правило, имеет место стилизация под викторианскую Англию. В старинный антураж вписаны первые автомобили, дирижабли, телефоны, локомотивы, роботы, магия. Герои ведут порочный образ жизни.

Литературный эксперимент Мьевиля

В духе эстетики сюрреализма автор создает вымышленные пространства, не связанные с действительностью, а затем в этих пространствах производит переосмысление невозможного, изменяет границы нереального. В результате реальность открывается перед читателем с новой стороны, обнаруживаются ее потенциальные возможности. Сюжетообразующим в романах является путь познания персонажем смысла созданного автором вымышленного пространства. Удивительный мир Мьевиля таинственен и мрачен, представлен яркими детальными описаниями.

Наиболее известные романы Чайны Мьевиля

«Вокзал потерянных снов» (2000) называют первым великим фантастическим романом 21 века. Действие разворачивается в Нью-Кробюзоне, где происходит катастрофа: на город нападают мотыльки – пожиратели снов, которые достаточно ловко могут ходить по земле, летать, перемещаться в другие измерения, а в городе, такие измерения есть, и там обитают фантастические существа, время от времени привлекаемые персонажами реального мира для выполнения различных задач. Не обошло бедствие главных героев – скульптора и его возлюбленную, которая, попав в лапы мотыльков, утратила разум и способность творить и восхищаться окружающей ее жизнью. Атмосферу романа создают приемы языковой игры: креативные авторские неологизмы, говорящие имена. «Вокзал потерянных снов», «Шрам» и «Железный совет» представляют собой трилогию.

«Шрам» (2002). Место действия – Армада, пиратский город, состоящий из множества сцепленных друг с другом кораблей. Часть жителей – это пассажиры захваченных кораблей, пленники, насильно привезенные в Армаду. Среди таких людей Беллис, героиня первой части трилогии, которая не принимает новое место жительство и мечтает вернуться домой. Она оказывается в эпицентре событий, интриг, научных исследований – масштабных, разрушительных, жестоких. Она чувствует себя то виновницей происходящего, то пешкой в чьей-то хитроумной игре.

«Железный Совет» (2004) – В заголовок вынесено наименование места действия. Железный Совет – это вечный поезд, в котором живут люди. Размножаются, кладут рельсы, борются, мстят, предают. Молодые жители поезда никогда не видели Нью-Кробюзона, старые не стремятся в него возвращаться. В поезде много разных рас: какты, водяные, переделанные, обычные люди. Творец этого поезда – Иуда. Каттер ощущает себя лишним, потому что он не был с Иудой в начале пути, и Железный Совет для него чужой. Книга – буйство бешеной авторской фантазии.

«Город и город» (2009) – Роман о том, как устанавливаются границы – социальные, этнические и др., как меняется восприятие человеком мира при пересечении границ, что контролирует границы. Действие начинается в европейском вымышленном городе Бещель, который перерастает в город Уль-Кома. Они находятся в едином физическом пространстве, не разделены географически, но у людей, их населяющих, разная одежда, манера ходить, вести себя, даже смотреть. Городская идентичность оказывается продуктом культуры, причём таким, который требует постоянного поддержания силой сознания, категорией психологической. Роман экранизирован.