Продолжая готические традиции
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Читателей, равнодушных к ее книгам, нет, и число тех, кто восторгается ее стилем письма и не принимает его, примерно равное. Поклонники писательского мастерства Дианы Сеттерфилд – это те, кто любит, чтобы книга была игровым пространством, осознанно выстроенным автором и вовлекающим читателя во взаимодействие. Чтение превращается в разгадывание аллюзий и реминисценций из викторианских романтических романов, и появляется возможность оценить, как созданные столетия назад произведения обретают новую жизнь и новый смысл в современном тексте. И, конечно, романы Дианы Сеттерфилд предназначены для любителей атмосферной прозы, обладающей ясно улавливаемым настроением.
Литературная мастерская Дианы Сеттерфилд
Ее книги строятся на переплетении повествовательных стратегий: миф, сказка, детективная интрига, фантастика, оборачивающаяся реальностью, производственный роман. В ее романах много пейзажей и мыслей, и еще дождя, воды... Они содержат в большом количестве готические аллюзии, то есть отсылки к готическим текстам с их героями, событиями, фразами. Использование аллюзий чередуется с использованием реминисценций – воспроизведением структуры и мотивов готических романов: тайна и зловещая атмосфера страха.
Романы Дианы Сеттерфилд
«Тринадцатая сказка» (2006) – Блистательный дебют британской писательницы. В самом числовом обозначении, вынесенном в заглавие романа, заключается аномалия, несчастливое число вторгается в мир сказочно-счастливый. Основным сюжетным мотивом является мотив двойника: в романе две пары двойников. Проблема, связанная с темой двойника, не столько биологическая, сколько психологическая: под сомнение ставится уникальность человеческой личности. Самим фактом существования двойника порождается трагическая коллизия. Однако сюжетная тайна романа связана с существованием третьей девочки-привидения, призрака, незаконнорожденной сестры одной из пар близнецов. Двигателем сюжета является Маргарет Ли. Она излагает историю, услышанную из уст знаменитой писательницы Виды Винтер, и вместе с тем ищет подтверждения или опровержения сообщаемых ею фактов, ведет свое расследование. Именно этапы расследования направляют читательское внимание по ложному следу, сгущают или разряжают атмосферу, побуждают читателя размышлять. В 2013 году «Тринадцатая сказка» была экранизирована, и сценарий написал обладатель «Оскара» Кристофер Хэмптон.
«Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном» (2013) – В романе показана история становления Уильма Беллмена как успешного человека, но только в какой-то момент работа-служение делу начинает интерпретироваться автором как трудоголизм и квалифицироваться как порочная практика. Роман морализаторский, и отбор фактов произведен таким образом, чтобы была возможность непротиворечиво заявить авторские постулаты: «одно случайное событие может роковым образом повлиять на всю дальнейшую жизнь», «за работой и карьерными устремлениями не пропусти жизнь». Роман атмосферный: промозглый, осенний, тоскливый, диккенсовский. Грачи – черные перья, раскатистые крики – создают готический антураж. Символический смысл придает роману мотив раздвоения личности: мистер Блэк – альтер-эго Беллмена, чувство вины, не дающее ему покоя.
«Пока течет река» (2019) – Новейший роман Дианы Сеттерфилд, немедленно переведен на русский. Формат городской легенды с вкраплениями мистического и фантастического. Центральный элемент детективного сюжета романа — появление в таверне истекающего кровью незнакомца с бездыханным телом ребенка на руках. Поиском разгадки занимаются завсегдатаи старой таверны у реки, и сюда стекается вся раздобытая ими информация. Однако детективное народное расследование вторично в романе и нужно, чтобы композиционно собрать в одном пространстве разных людей с их радостями, трагедиями, душевными переживаниями.