Классический тип повествования и нравственный абсолютизм
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Романы Донны Тартт неторопливы и просторны, напоминают качественную классику XIX века. Однако в традиционной стилистической манере повествования представлены жизненные коллизии персонажей конца XX –начала XXI века, сознанию которых свойственны толерантность, неосознанность, а иногда и размытость ценностей, что делает их поведение непредсказуемым, а временной горизонт близким. Донна Тартт – автор романов воспитания, и формирование героев происходит в режиме внутренней и внешней диалогичности.
Особенности творческой лаборатории Донны Тартт
Донна Тартт – мастер создания текста-экфрасиса. Экфрасис – это текст, в котором средствами одного искусства воспроизводятся произведения другого искусства. Живописное полотно картину Фабрициуса «Щегол» она мастерски передала словесными знаками.
Самые известные романы Донны Тартт
«Щегол» (2013) – Триумфальный роман Донны Тартт, принесший ей в 2014 Пулитцеровскую премию и произведший фурор в литературном мире. Это вновь, как и предыдущие романы Донны Тартт, роман воспитания. Особо значимые моменты жизни главного героя Теодора Декера, где происходит отступление от нормального в социальном и биографическом смысле хода жизни, автор помещает в самое начало романа, в завязку сюжетной линии. Это эпизоды в отеле Амстердама, где Теодор скрывается после совершенного им убийства, и роковой взрыв в музее восьмью годами ранее, оставивший 13-летнего Теодора без мамы. Два судьбоносных контрпункта совмещаются с помощью приема ретроспекции. Вообще воспоминания занимают основное место в романе: они и угнетают героя, и делают сильнее перед лицом проблем, и меняют его отношение к действительности и людям. Внутреннее развитие Теодора происходит в ходе взаимоотношений с другими персонажами, встреча с каждым из них запускает новые линии последующей жизни главного героя. Будет встреча-обретение друга, который через несколько лет станет тем, кто спасет жизнь и честное имя Теодора. Значительную роль в процессе взросления главного героя сыграла картина Фабрициуса «Щегол», которая привела его к осознанию ценности искусства, иллюзорности счастья, несправедливости и жестокости жизни, а также к мысли о необходимости преодолевать несправедливость жизни. Роман был экранизирован в 2019 году.
«Тайная история» (1992) – Современный университетский роман с элементами триллера и криминального романа. В нем масса отсылок к античным текстам. Их функция – формирование инореальности, позволяющей персонажам уйти от обыденной жизни. Также фрагменты из античных текстов носят сюжетообразующий характер. Группа из шести эксцентричных студентов накрепко связана не только совместным изучением античной литературы и преклонением перед ее преподавателем Джулианом Морроу, но и совместно совершенным преступлением. Повествование ведется от лица одного из шести студентов, Ричарда Пэйпена, который вспоминает о событиях десятилетней давности.
«Маленький друг» (2002) – Сюжет романа разворачивается на фоне жестокого и бессмысленного преступления – убийства 9-тилетнего ребенка. Трагедия стала катализатором, разрушившим жизнь внешне благополучной семьи, которая принадлежала к аристократической элите городка. Главная героиня – 12-тилетняя Гарриет, сестра убитого Робина, растет сиротой при живых родителях. Разрыв семейных связей позволил Гарриет отойти от стереотипных установок, касающихся белых и цветных, богатых и бедных, правил поведения ребенка, девочки. «Сиротство» сделало возможным для нее свободу выбора – круга своего общения, моделей поведения, системы оценки.