Писатель, открывший миру Южную Африку

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Получил дважды Букеровскую премию (в 1983 и 1999 годах), а в 2003 году ему присвоена Нобелевская премия по литературе. В России Кутзее впервые узнали в 1989 году, когда вышла книга, куда вошли его романы «В ожидании варваров», «Жизнь и время Михаэла К.» и «Мистер Фо». После присуждения Нобелевской премии интерес к его творчеству вырос, и на сегодняшний день на русском языке изданы восемь его книг. Южноафриканская художественная литература представлена российскому массовому читателю исключительно в лице Кутзее и является источником для изучения внутренней жизни страны. Его романы – аллегория того, что происходит с человеческой расой в постколониальную эру. Все персонажи романов Кутзее – «маленькие люди», не герои, не смельчаки, не личности, «делающие историю», а те, кто вынужден жить с этой историей, мириться с ней, даже не желая того.

Романы Максвелла Кутзее

«Жизнь и время Михаэла К.» (1983) – Главный герой, «цветной», пытается довезти свою умирающую мать до фермы в районе Принц-Альберта, места, где прошло ее детство. Но в стране беспорядки, действует чрезвычайное положение, комендантский час, и им не удается получить пропуск для легальной поездки в Принц-Альберт. До фермы он довозит уже только ее прах. Сам селится на ферме и пытается отгородиться от этой страны, от этой войны, от мира вообще. Название книги говорит о том, что для Михаэла его жизнь и его время – это разные понятия и категории, он не хочет их связывать между собой. Автор задает вопрос, можно ли убежать от политики, от жизни, и пытается ответить на него, формируя сюжет романа. За этопроизведение автору присуждена Букеровская премия.

«Бесчестье» (1999) – Это многослойное произведение, маленький шедевр, в нем заявлено множество тем с разными уровнями их возможного прочтения: расизм, отцы и дети, вина, инстинкт. В романе несколько ключевых эпизодов: совращение профессором Дэвидом Лоури студентки Мелани, коллективное изнасилование дочери Дэвида Люси и отстрел бесконтрольно размножающихся собак. Они связаны между собой, и через них можно проследить путь обретения Дэвидом своей идентичности. Если связь со студенткой, из-за которой он был уволен из университета, — это подчинение чистому вожделению, сексуальному инстинкту, противоречащему социально приемлемым нормам поведения, то в конце романа Дэвид отказывается подчиняться животному началу и стремится к величию духа. За роман Кутзее присуждена Букеровская премия. Роман экранизирован.

«Элизабет Костелло» (2003) – Автор поднимает вопрос «моральности» раскрытия исторических фактов, размышляет о том, стоит ли описывать все, чему ты был свидетелем, или стоит «жалеть» читателей, выбирая лишь факты, которые не повредили бы их психике. Транслятором своих идей автор делает Элизабет Костелло, писательницу из Южной Африки, которая должна выступать на собрании теологов и философов по теме «Молчание, соучастие в преступлении и вина?». Накануне она читает книгу, в которой детально описывается казнь неудавшихся убийц Гитлера. Книга возмущает ее, она считает ее непристойной, наносящей удар психике читателя. Начав свой творческий путь с реализма, она обращается к стилю абсурда.

«Детство Иисуса» (2013) – Роман-фантазия на тему того, какой будет жизнь после смерти. Изображены двое вновь прибывших в город: мужчина лет 45 и мальчик лет 5. Взрослого, Саймона, жизнь беспокоит пресностью, бессмысленностью, а для настоящей жизни, по его мнению, нужен огонь желания, приносящий страдания и дающий жизни вкус. Чтобы жизнь имела смысл, нужно, чтобы человек сформулировал свою миссию, осознал предназначение. Другой круг проблем связан с образом мальчика. Он свободен от условностей, индивидуален, непредсказуем, а потому неудобен для системы, лежащей в основе нового мира.