Место в топ-5 лучших романов о Второй мировой войне
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Американо-французский писатель Джонатан Литтелл – одно из самых заметных явлений современной зарубежной прозы. Он исследует человека на войне – Второй мировой, чеченской, сирийской, пытается понять, какие страсти, чувства владеют им, каким образом совершаются военные убийства. По его мнению, «Следует вытаскивать на свет дурные вещи в истории народа и затем преодолевать их». Успех романа о Второй мировой войне «Благоволительницы» увенчался Гонкуровской премией и записал Литтелла в классики.
Стиль Джонатана Литтелла
Его стиль впитал в себя традиции русской классики. Роман Литтелла содержит аналогии с общеизвестными текстами русской литературы и намеки на их фрагменты, цитаты, образы. Он пишет серьезный роман, но с юмором, называя его «черным юмором». В романе сочетается вымысел и реальность с преобладанием документального начала.
Роман, принесший мировую славу
«Благотворительницы» (2006) – Исторический роман и вместе с тем фиктивные мемуары нациста оберштурмбанфюрера СС Максимилиан Ауэ, от лица которого ведется рассказ о событиях Второй мировой войны – сначала на южных направлениях фронта (Украине, в Крыму, на Северном Кавказе, в Сталинграде), а затем на территории Польши и Германии. Парадоксальность романа в том, что он построен как исповедь кающегося эсэсовца, сочинён евреем, который пытается это покаяние понять. Жизненная история Ауэ – это очень откровенный, временами на грани грубого натурализма и цинизма рассказ о том, как из маленького мальчика с тонкой душевной организацией, тяжело переживающего потерю отца, разлад с матерью и отчимом, получается убежденный нацист с изломанной психикой и покалеченной судьбой. В романе «Благотворительницы» без труда определяются параллели с «Героем нашего времени»: Литтелл, как и Лермонтов, взялся писать портрет, составленный из пороков целого поколения, в данном случае поколения, участвовавшего во Второй мировой войне. В пятигорских декорациях лермонтовского романа происходят события нового времени, и в этих событиях участвует немало персонажей-двойников: Ауэ-Печорин, Хоенегга – Вернер, Турек – Грушницкий. Этот умозрительный эксперимент, навязанный Литтеллом читателю, небесспорен и беззастенчиво идеологичен, особенно для российского сознания: герой-нацист самоидентифицируется с Печориным! Литтелл нестандартно посмотрел на всем известные факты войны и показал, что во время войны человек теряет не только право «на жизнь», но и «право не убивать». В романе определена цена, которую платит человек за попрание основ человечности: провалы в памяти, приступы ярости, безумие, ночные кошмары, садомазохизм, психопатия, алкоголизм, матереубийство, гомосексуальность, инцест. Это все симптомы болезни «распада», духовной смерти.
Документальная проза Литтелла
«Чечня. Год третий» (2009) – Книга-репортаж написана по результатам поездки Литтелла в Чечню, неузнаваемо изменившуюся со времени второй чеченской войны, когда он впервые там был. Автор делится своими наблюдениями и свидетельствами очевидцев по поводу того, на чем зиждется относительное спокойствие в Чечне.
«Хомские тетради. Записки о сирийской войне» (2012) – Обработанные дневниковые записи, которые Литтелл вел во время нелегального посещения сирийского Хомса, где шли бои между армейскими силами и повстанцами. В этих книгах нет того изысканного стиля и энциклопедического охвата, как в романе, однако проблематика провокационная, острая, болезненная. Литтелл продолжает исследовать парадоксы человеческой совести, границы зла, поведение в экстремальных ситуациях.