«Хамелеон» британской литературы

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Отличительной чертой Барнса является вариативность, неожиданность, непредсказуемость. Называя писателя «хамелеоном» английской прозы, имеют в виду, разнообразие тем, стиля, смену писательских «масок». Свои детективы Барнс написал  «под маской» Дэна Каваны. Это своеобразный двойник, который, по словам Барнса,  «выползает на поверхность раз в пару лет и лишь на несколько месяцев». Дэн Кавана – автор четырех детективов, из которых на русский язык переведен «Даффи влип» (1980)

 «Англия, Англия» (1999) – одно из самых парадоксальных произведений новейшей британской литературы, в котором содержится оригинальная интерпретация образа страны,  ее истории и культуры. Основа национальной картины мира – дом-крепость, как у Марты в детстве, уютный замкнутый мир, дающий ощущение абсолютной защиты и счастья, «микромодель острова». Затем на смену закрытому пространству дома появляется открытое пространство Сельскохозяйственной Выставки, и спустя время Марта участвует в ней, но результат  участия – разочарование. После поиска себя и своего места в мире героиня  возвращается на родину, в среду, сходную с той, которая существует в ее воспоминаниях, но возвращение в исходную точку, туда, где раньше был счастлив, на  новом этапе жизни и не приносит желаемого результата. Параллельно с образом этой пасторальной, идиллической Англии Марты автор поэтапно выстраивает коммерциализированное пространство Англии как парка развлечений.

«Шум времени» (2016) - своего рода художественная биография советского композитора Д.Д. Шостаковича, представленная в виде авторской рефлексии на тему природы искусства и его места в тоталитарном государстве. Барнс скорее размышляет, чем повествует о взаимоотношениях искусства и власти, об этичности этих взаимоотношений: когда художник идет на уступки, а когда – откровенно предает себя. В образе Шостаковича автор воплощает свои личные взгляды на философию творчества. Стилистически роман повторяет особенности музыкального стиля Шостаковича – фрагментарность, обрывочность, недоговоренность, мастерское лавирование между классикой и авангардом, игра со слушателем. Весь роман состоит из множества разнородных фрагментов биографии композитора, начиная от его личных воспоминаний и чувств, и заканчивая строгими историческими фактами. Все вместе они создают сумбурный шум и уникальную музыку того времени.

«Предчувствие конца» (2011)–в умиротворенное существование 60-тилетнего Тони Вебстера, уверенного, что его мир и спокойствие заслужены его безупречной жизнью, в течение  которой он не нанес никому никаких неприятностей и травм, вторгается неожиданное письмо от адвоката недавно умершей и почти забытой героем матери Вероники, его студенческой возлюбленной. В памяти всплывают эпизоды прошлого. Герою предстоит переосмыслить свои поступки.  За роман автор получил Букеровскую премию. Роман экранизирован.

«Даффи влип» (1980) – детектив, написанный «под маской» Дэна Каваны. Расследование ведет Ник, маргинал, оторванный  и отчужденный от окружающего мира, маниакально нервозный, и эти характеристики доведены автором до гротеска: герой не переносит тиканья часов, панически боится микробов, избавляется от остатков еды после каждого приема пищи. Универсальным инструментом для проведения оперативной розыскной деятельности у Ника оказываются увесистые кусачки, которые по совместительству служат и оружием. Роман – собрание мифов о поведении преступников и сыщиков, сложившихся в массовом сознании современного человека, читателя и зрителя детективов, и автор их сатирически высмеивает.