Ее романы останутся непонятными, если их воспринимать просто как тексты скандального содержания

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Она лауреат Нобелевской премии. Основные характеристики ее прозы - музыкальность и сопротивление стереотипам и абсурду. Персонажи составлены из устойчивых оборотов, фраз, приемов языковой игры, которые разрушают стереотипное мышление. Также она включает в тексты клише языка массмедийной культуры и рекламы, показывая их абсурдность и порабощающую силу. Важная черта австрийки Елинек – особая позиция автора: в романах редко встречается прямая речь, нет монологов и диалогов, и используется несобственно-прямое повествование. Своего слова у героев нет, все, что происходит с ними, как они осмысляют себя и мир, известно только со слов автора.

 Самые знаменитые романы Елинек

«Любовницы» (1975) –  с одной стороны, пародия на сентиментальный любовный роман, а с другой – развенчание исконно немецкого и австрийского мифа о женском трехкомпонентном счастье «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь). Главные героини – невесты Паула и Бригитта, мечтающие о счастливом замужестве. Каждая видит его по-своему, одной нужен статус и достаток, другой – дети, церковь по выходным, белоснежные занавесочки, но обе жестоко ошибаются, сталкиваясь с пьянством, проблемами с деньгами, детьми, безысходностью и крушением представлений об идеальном браке. Этот роман поднимает еще одну важную проблему: важность казаться, а не быть. В своей тривиальности он очень близок к реальной жизни.

«Перед закрытой дверью»(1980) – роман об ответственности общества за несостоявшееся разоблачение и наказание нацистских преступников. В основе романа лежит реальная история о главаре молодежной банды, многие годы грабившей и избивавшей прохожих. Однажды его агрессия оказалась направленной на собственную семью, и он зверски убивает родителей и сестру. Автор говорит о трансляции агрессии от поколения в поколение, от родителей к детям, начиная с поколения бывших нацистов. Непризнание вины ими ведет к отсутствию покаяния, а тот факт, что нация устранилась от наказания виновных за массовые преступления, делает ретранслируемую из поколения в поколение агрессию легитимной, оправданной. Поэтому агрессия продолжает быть частью современного австрийского общества и продолжает мучить и угнетать его. Роман экранизирован.

«Пианистка» (1983) – роман о трагическом несоответствии выбранной профессии и личностного потенциала: для героини пианистки музыка не высшее из искусств, а престижная работа, а главная ее мечта – о телесном эксперименте, физиологическом «приключении». Мать, стремящаяся воспитать из дочери музыкального гения, подавляет ее личность. По мысли автора, палачи и жертвы меняются местами, и дети вырастают такими же жесткими и безжалостными, как и их родители. Эта история — притча об Австрии, живущей за счет славы своих великих композиторов, то есть за счет прошлого, которое оплачивается подавлением индивидуальности сотен и тысяч безвестных пианистов наших дней. Роман экранизирован.

«Похоть» (1989) – пародия на порнофильм, разрушает миф о женской сексуальности, о мнимом благополучии женщины в браке. Изображается семейная жизнь директора бумажной фабрики Германа и его жены Герти, и она представляет одно монотонно повторяющееся механистическое действие, в основе которого сексуальное насилие, надругательство, унижение жены. Герои показаны схематично, они лишены индивидуальных черт, и это подчеркивает типичность ситуации, а также пустоту и бессознательность их существования. Роман шокирует своей откровенностью и жестокостью, однако, по мнению автора, обращение к непристойности обосновано, когда выявляется властная природа отношений мужчины и женщины.