Между массовым и элитарным

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Турецкая писательница Элиф Шафак занимает верхние строчки рейтинга самых издаваемых романистов Турции. Каждый роман писательницы вызывает бурные споры о массовости и элитарности ее творчества. Известные «коды» суфизма она накладывает на «коды» «низкой» словесности – обычно массовой литературы XX–XXI веков, и при таком совмещении поиск Божественной сущности в самом себе превращается в поиск собственной истории жизни. Ее романы – это истории-рассказы, переходящие друг в друга. Часто они имеют «рамочное» построение, и есть роман в романе, при этом сюжетика обоих романов переплетается. Шафак пишет в постмодернистской стилистике: создает текст, играя чужими цитатами, любая форма у нее переходит в свою противоположность, истина превращается в не-истину, рушится стабильность и незыблемость человеческой личности, распадается семья, город, сама личность.

Романы Элиф Шафак, переведенные на русский язык

«Сорок правил любви» (2010) – Действие романа происходит в двух временных плоскостях – в XIII и XXI веках. Элла, домохозяйка, жена и мать троих детей, устраивается на работу в издательство. Ей надо прочитать рукопись романа «Сладостное богохульство» загадочного автора Азиза о людях, которые жили на Востоке в XIII веке, и написать на нее отзыв. В романе Азиза, полном духовности и мистики, повествуется об истории дружбы знаменитого поэта Руми и проповедника Шамсе. Книга покорила сердце Эллы, и она решает написать автору Азизу. Сюжетные линии переплетаются, рождая мысли о вневременном характере любви, о реинкарнации душ великих Шамса и Руми в авторе романа Азизе и читательнице-редакторе Элле.

«Честь» (2012) – семейная сага о нескольких поколениях турецкой семьи, живущей в Турции и Англии и придерживающейся старинных традиций, в соответствии с которыми понятие Чести – основа всего. Честь в романе – это общественное мнение, репутация, и для женщины репутация в глазах родственников стоит дороже жизни. Рассказываются история сестер-близняшек, история матери и сына, история несчастной любви, история боли и раскаяния. Тип повествования фрагментарный: роман состоит из разрозненных историй, воспоминаний, писем.

«Ученик архитектора» (2014) – красивая восточная сказка с динамичным повествованием. В ней есть все атрибуты сказки: благородный герой, красавица принцесса, любовь и тайны, интриги и приключения. Книга разбита на три части: детство, юность и старость главного персонажа Джахана. В детстве больше всего на свете он любит животных, а именно слона Чота, которого считает своим другом. Рядом с этим слоном пройдет большая часть жизни героя, полная разнообразных событий, среди которых и военные походы, и участие в строительстве мечетей, дорог, мостов, и путешествия.

«Три дочери Евы» (2016) – История Пери, образцовой жены и матери, разворачивается по излюбленной авторской модели – в двух временных периодах: в прошлом, в Турции времен 80-х, и в Оксфорде 2000-х. Детство, где не удалось найти баланс между религиозной матерью и пьющим отцом-агностиком, не удалось понять свои ценности. Это определило события следующего этапа жизни: любовная связь с университетским профессором, чувство вины. Роман описывает драму человека, у которого детские трагедии и атмосфера становления характера повлияли на дальнейшую жизнь. Повествование выдержано в восточном колорите, с ярким антуражем, живыми эмоциями, и контраст этому – финал, сделанный в духе американского блокбастера. Автор приведет свою героиню к очищению от чувства вины, к обретению ею внутренней силы.