Отец «наивной» литературы
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Культовый норвежский писатель. Герой его произведений – «маленький» человек из толпы, не задумывающийся над основными вопросами бытия, без рефлексии, живущий обыденной жизнью в границах «семья- работа». Однако в его жизни случается переломный момент, когда неожиданно он вдруг понимает, что одинок и не знает, как вырваться из этого состояния, и после этого человек уже не может жить прежней жизнью. Он становится маргиналом – личностью «на границе», которая противостоит окружающей действительности. «Сложные мысли, высказанные сложными словами, — это уже чересчур. Сложные мысли, высказанные простыми словами, оказывают куда более сильное воздействие» – так писатель определил своё творческое кредо. «Наивность» и причудливый юмор стали фирменным стилем Лу.
Знаменитые «наивные» романы Эрленда Лу
«Наивно. Супер» (1996) – Книга, ставшая бестселлером. Незамысловатая комедия положений с элементами притчи, сделавшая автора культовой фигурой в литературе. Герой – своеобразный вариант «естественного» человека, который принимает себя и мир такими, как они есть. Его позиция предельно проста и привлекательна для многих – не «заморачиваться», жить, не создавая проблемы ни из любви, ни из карьеры, ни из рассуждений о скоротечности бытия. В романе герой переживает кризис «двадцатипятилетия»: не хочет учиться, не хочет работать, не хочет реализовывать себя, ищет смысл существования. Но происходит это не депрессивно и не надрывно. Главный герой интересный, нестандартный, и это определяет привлекательность романа. Еще в книге есть три добрые трогательные истории.
«Допплер» (2004) – История «естественного» человека, ищущего себя в бегстве от цивилизации. Благополучный отец семейства бросает всё: работу, семью, общество и поселяется в палатке в лесу. Лес оказывается фактически городским парком, а существовать на самообеспечении и вдали от своей жены герою явно не удаётся, но стремление проявить себя всё-таки берёт верх, и герой всеми силами сопротивляется возвращению к привычному образу жизни. Этот роман – пародия на современный мир, стремящийся к гармонии с природой, но при этом не желающий отказываться от принципов и привычек, привитых цивилизацией. В результате всё оборачивается жалким фарсом, демонстрирующим беспомощность современного человека.
«Мулей» (2007) – В основе романа дневниковые записи 18-летней Юлии, у которой в авиакатастрофе погибли родители и брат. Осознание трагичности обстоятельств приводит к утрате цельности, осмысленности существования. Добровольно выйдя за границы общественных отношений, делая все, чтобы стать либо мертвой, либо одинокой, девушка приобретает статус маргинальной личности. Всё закончится хорошо: автор незримо присутствует рядом с героиней, словно ангел-хранитель, подсовывающий ей в последний момент то, чем она не может себе навредить, или устраивающий ей встречи, после которых она меняет представление о происходящем.
«Тихие дни в Перемешках» (2009) – Основа книги – диалоги мужа и жены, и в них проявляются события отпуска семейства, проводимого в Боварии: измена жены, обжорство, сердечный приступ, взбалмошная поездка мужа в Лондон на свидание с кулинарной богиней, арест, штраф, а завершает все примирение и отъезд домой. Пар выпущен, можно жить дальше.
«Переучет» (2014) – Трагикомедия, один день из жизни 67-летней поэтессы Нины. День эмоционально насыщенный – с намеченным представлением читателям новой книги стихов, чуть было не сорвавшимся, публикацией отрицательной рецензии на книгу. Неудачи дня привели Нину к переосмыслению своей жизни, «переучету», к экспрессивным безрассудным маргинальным действиям-выходкам, протестным по своей сути, которые дали ей ощущение свободы.