Оборотная сторона «американской мечты»
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Современный классик американской литературы конца XX – начала XXI века. Он отражает американскую действительность с точки зрения американского еврея, потомка эмигрантов из Европы, подробно исследует все аспекты еврейской жизни в Америке. Главный его вопрос – этническая идентичность. Росту интереса к творчеству Рота в России способствовали экранизации нескольких его произведений – «Людского клейма» (название фильма «Запятнанная репутация», 2003 год), «Унижение» (фильм 2014 года), «Американская пастораль» и «Возмущение» (фильмы 2016 года).
Особенности авторского стиля
В романах переплетены вымысел и правда, и в некоторой степени они документальны: показываются реальные события и реальные люди, но избирается манера повествования, свойственная художественной литературе. Романы Рота включают большое количество лирических отступлений, нарушающих целостность сюжетного повествования, что определяет фрагментарный авторский стиль. Ключевыми смысловыми фрагментами в романах Рота являются флешбэки, отсылающие к прошлому героев.
Знаменитые романы Филипа Рота
«Американская пастораль» (1997) – Исследование тайны личности, осознания человеком себя. Позитивный вариант этого осознания – Сеймур по прозвищу Швед, который понял свою миссию как человека с высоким чувством ответственности за свои действия. Негативный вариант понимания себя и окружающего мира – обожаемая Шведом дочь, вступившая на путь терроризма и желающая выжечь американскую политическую платформу и американский образ жизни. Вместе с тем она разрушает и пасторальную, идеально налаженную жизнь отца. За роман автору присуждена Пулитцеровская премия (1998).
«Мой муж – коммунист!» (1998) – Центральной является проблема двойственности личности, желания добиться успеха ценой отказа от собственного «я», стремления казаться не тем, кто ты есть, и это приводит к трагической развязке. Айра Рингольд, рабочий на фабрике грампластинок, неожиданно для себя становится звездой американского радио и мужем голливудской дивы, то есть осуществляет «американскую мечту» о славе и «красивой» жизни.
«Людское клеймо» (2000) – Роман о расовой дискриминации. Два чернокожих студента обвиняют своего преподавателя Коулмена Силка в расизме. Выясняется, что Коулмен сам светлокожий афроамериканц и несколько лет назад он оказался жертвой дискриминации. В романе представлена история Коулмена: родительская семья, отец, человек с большим внутренним потенциалом, который не смог его реализовать, потому что негр, и работает в вагоне-ресторане, невеста, бросившая Коулмена из-за расовых предубеждений. Коулмен меняет свою национальную принадлежность, надеясь на жизнь с новыми возможностями, без ограничений и ущемлений. Однако случай в колледже положил конец его карьере и стал отправной точкой к социальному падению.
«Заговор против Америки» (2004) – Рассматривает президентские выборы 1940-х годов с учетом возможных исторических вариантов, альтернативных путей развития. Президентское кресло в романе занимает не Франклин Рузвельт, а Чарльз Линдберг, антисемит и расист. Победив на выборах, он заключил союз с Гитлером, и Америка постепенно переходит к фашизму. Это не исторический роман, а контристорический. Переписывая историю Америки, Рот старается продемонстрировать, что никакие прошлые победы не могут обезопасить будущее. В связи с победой на выборах Д. Трампа роман стали называть пророческим.
«Унижение» (2009) – Тема кризиса ценностей человека зрелого возраста. Актер Эльстер переживает драму синхронности творческого и физического старения. Одиночество, депрессия, отсутствие веры в себя и в будущее, смерть. Старые ценности обессмыслились, а им на смену не пришли новые, и герой в свои 65 лет пытается повторить те модели поведения, которые были успешны в молодости, и те, которые избирает сегодняшнее молодое поколение, без рефлексии над тем, как это отвечает его ценностям.