Автор, способный выбить читателя из колеи, как никто другой
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Современный британский писатель японского происхождения создает романы, сочетающие в себе сдержанность и эмоциональную напряженность. Он исследует отчуждение, самообман, забвение – проблемы, которые мало зависят от конкретного времени или места, и создает прекрасно выстроенные, логически цельные художественные миры. Ему присуждена Букеровская премия за роман «Остаток дня» (1989) и Нобелевская премия по литературе (2017). Исигуро безоговорочно принят читателями, которые любят стилистически строгую прозу.
Манера письма
Исигуро ищет способы повествования, которые говорят меньше, чем означают. Основное содержание у него выведено в подтекст, используется техника невысказанного, и главными приемами являются недомолвки, умолчания, пропуски. Он мастер натуралистических описаний и наполняет свои романы разными мелочами, избыточными подробностями. Он создает печальное очарование вещей. Исигуро часто обращается к эвфемизмам, что является не только стилистическим приемом, но и проявлением особенностей японской культуры, избегающей прямого выражения чувств, мыслей.
Самые читаемые романы Кадзуо Исигуро
«Остаток дня» (1989) – Роман, сделавший писателя известным. То, что вначале будет ностальгическим воспоминанием дворецкого Стивенса о триумфальных эпизодах карьеры, когда он мог справляться с любой профессиональной задачей, затем обернется переоценкой ценностей и выльется в правдивый взгляд на себя самого и свое прошлое. Жизнь Стивенсона основывалась на трех принципах: достоинство, подавление эмоций и беспрекословная верность, и всем трем он пытался следовать в совершенстве. Сейчас Стивенсон понимает, что это были ложные постулаты и служение им стоило личной свободы, индивидуальности, личного достоинства. Роман представляет собой монолог-воспоминание на фоне угасания традиций, приближающейся мировой войны и подъема фашизма. Роман экранизирован в 1993 году.
«Безутешные» (1995) – Сложный и, по мнению многих, лучший роман Исигуро, в котором есть фантастика, фарс, кошмар. Известный пианист Райдер приезжает в город, чтобы дать концерт. С ним случается череда событий, которые расположены далеко не в случайной последовательности: чем больше пианист находится в городе, тем глубже он постигает души его жителей, наблюдает их эволюцию. Люди, с которыми Райдер знакомится, оказываются людьми из его прошлого. Вымышленный город в романе – это обобщенный символ мира.
«Не отпускай меня» (2005) – Роман-антиутопия и реалистическое повествование с элементами притчи. Главная героиня Кэти не совсем человек, она клон, как и ее друзья. Мир клонов существует параллельно с миром людей, в результате чего образуется два пространства: реальная Англия, с действительно существующими графствами и городами, и «клонированное» пространство условного мира - место обитания клонов. Для Кэти важной является тема долга: в ее задачу входит поддерживать донора так, чтобы он смог выдержать наибольшее количество выемок, после чего он умирает. Скоро самой Кэти предстоит та же участь, и ей важно, чтобы она и в качестве донора была максимально полезна. Жизнь клонов с самого начала пронизана трагизмом: с детства они знают, что их ждет неминуемая смерть в молодом возрасте, но ни у кого из них не возникает даже мысли изменить свою судьбу.
«Погребенный великан» (2015) – Фэнтези в духе Толкиена, где лейтмотивом является память, точнее амнезия. Она в виде тумана окутывает страну. Старые враги забыты. Но когда культурная память проснется, то неизвестно, не оживут ли у людей старые обиды и новые желания завоеваний. Супружеская пара Аксель и Беатрис отправляются на поиски сына, не зная, где он живет, и не помня, почему он не с ними. Поиски в романе направлены на убийство дракона, месть, обретение сына, возвращение памяти. Исигуро создает персонажей, выбитых из колеи истории и не способных вспомнить события своей жизни. Его роман – это притча и исследование национальной забывчивости, индивидуальной памяти.