Запечатленный женский опыт
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Она едва ли не самая именитая современная писательница Канады. Она – живой классик. Ее ведущая тема – женская: самоидентификация женщины, личная нереализованность, крушение мечты, непонимание близких, одиночество, вторичность по отношению к мужчине. Но романы Этвуд больше, чем женская проза. Ее жанровая палитра разнообразна: антиутопия, драма, исторический роман. Различны и повествовательные стратегии: от хладнокровной и отстраненной до вселяющей надежду. Но неизменно умение производить незабываемое впечатление на читателя.
Художественный стиль Этвуд
Этвуд разрушила одну из традиций романа-антиутопии, показывающего возможное устройство мира после радикальных изменений: она строит повествование не от лица мужчины, как ее предшественники, а от лица женщины, и это дает автору возможность еще более жестко охарактеризовать тоталитаризм, с точки зрения его влияния на частную жизнь человека. Характерной особенностью стиля Этвуд является недосказанность, которая достигается за счет использования метафор, иронии и аллюзий. В ее текстах снижен накал чувств, а потому ее романы кажутся лишенными яркости и эмоциональности, но именно это дает автору возможность смотреть на сложные проблемы ясным и спокойным взглядом.
Знаменитые романы Этвуд
«Рассказ служанки» (1985) – Антиутопия. Героиня и рассказчик – служанка, чья функция в вымышленном государстве Галаад сводится к вынашиванию детей для семей пар правящего класса, страдающих бесплодием. У нее нет даже собственного имени, ее зовут по принадлежности к хозяину – Фредова, так как она принадлежит Фреду. Она назначена в семью Командора, занимающего высокий пост в политической системе тоталитарного государства, и, если ей не удастся забеременеть и родить, ее отправят в колонию в местности с сильным радиоактивным загрязнением на тяжелые физические работы. Проблема деторождения ключевая в романе. Командор, как и его жена, не может зачать ребенка. Для Фредовой единственная возможность выжить – это найти того, кто сможет стать донором. Этим человеком становится Ник. Он пытается спасти свою возлюбленную от неминуемой гибели. Финал романа открытый: удалось ли ей спастись – не ясно.
«Трилогия Беззумного Аддама» – антиутопический цикл Этвуд в который вошли три романа – «Орикс и Коростель» (2003), «Год Потопа» (2009) и «Беззумный Аддам» (2013).
В центре первого романа – образ гениального ученого Коростеля, который задумывает уничтожить испорченное и не способное к исправлению человечество с помощью рукотворной пандемии и населить землю новыми «людьми» – генетически модифицированными существами, свободными от пороков, ревности, стяжательства, злобы и похоти.
В романе «Год потопа» речь идет о судьбе двух женщин, Рен и Тоби, которые попадают в состав членов экокульта – вертоградарей. Видение мира как сада, в котором процветают в согласии божьи творения, вертоградари реализуют в садах на крышах заброшенных многоэтажек в районе городских трущоб. Для некоторых сад становится способом обогащения: к примеру, один из функционеров секты пользуется доступом к нему, чтобы выращивать новейшие, самые дорогие наркотики.
В финальной части трилогии – «Беззумный Аддам» – автор дает кусочки пазлов, недостающих в первой и второй частях: детство Коростеля, подробности жизни вертоградарей.
«Трилогия Беззумного Аддама» – это «женская» антиутопия, потому что много внимания уделяется бытовым вещам: огородам, организации жизненного уклада, взаимоотношениям между персонажами. После краха цивилизации, по мысли Этвуд, нас ждет аграрная жизнь, полная воспоминаний о приключениях высокоиндустриального общества и забот о родившихся детях.