Автор меланхолических романов-состояний

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Его романы настроенческие, формирующие единство атмосферы, которая соответствует мысли о неспасении. Молчаливые и лишенные активного начала герои предсуицидального типа, впрочем, не способные стать и фигурами спланированного расставания с жизнью, ощущают невозможность положительных изменений, счастливых поворотов. Нисхождение источника жизни проявляется в их нетрадиционной ориентации – гомосексуальности, гермофрадитстве.

Стилистические особенности романов Каннингема

Для композиции романов характерны кинематографические эффекты, калейдоскопичность, мозаичность, отсутствие линейного времени. Автор организует метафорические поля повествования, а сюжетообразующим центром становится символ.

Знаменитые романы Каннингема

«Часы» (1998) – Литературный шедевр, отмеченный в 1999 году Пулитцеровской премией. Роман частично написан по мотивам произведения Вирджинии Вулф «Миссис Дэллоуэй» и посвящен последним минутам жизни любимой писательницы Каннингема. Сюжет книги представляет собой описание буквально по часам одного дня каждой из трех героинь: самой Вулф, Лоры Браун – молодой жены и матери, читательницы романа Вулф, задыхающейся в обыденности послевоенного Лос-Анджелеса 1951 года, и Клариссы Дэллоуэй, персонажа романа Вулф, устраивающей вечеринку в честь своего близкого друга – писателя Ричарда. Роман начинается с пролога: 28 марта 1941 года, оставив письмо мужу (настоящее письмо писательницы приведено в романе), Вирджиния Вулф покончила с собой, утопившись в реке Оуз. Самоубийство писательницы становится как бы «толчком» к другим историям и их объяснением.

«Избранные дни» (2005) – Роман, содержательно емкий, он о времени, людях в его потоке, памяти и городе, где царит история, городе- свидетеле взлетов и падений людей, их счастливых и сломанных судеб. Есть описание событий XIX в., эпохи промышленной революции, начала XX в., современности, событий, произошедших после теракта 11 сентября 2001 года, и постапокалиптического будущего. В авторской антиутопии Нью-Йорк - полуразрушенный и опасный город, который оставили лишь для туристов, и к этому привели события прошлых эпох, представленные в романе. Связующим звеном всех частей романа становится белая маска, расписанная непонятными знаками, которую постоянно покупают герои, - она символ хрупкости мира и человеческой жизни, чистоты, которую легко запятнать. Ее сюжетообразующая роль – позволить героям - Саймону, Кэтрин, Лукасу по ходу повествования сменить множество жизненных ролей. Так, ребенок будет в романе кормильцем, убийцей, позором, орудием, счастьем, выгодой, обузой, любимым, беспризорным.

«Начинается ночь» (2010) – Название книги становится метафорой порогового состояния главного героя Питера, его перехода от юности с ее иллюзией вседозволенности и неограниченного времени для исполнения всех самых смелых мечтаний к закату, когда многие возможности безвозвратно исчезают. Осмыслить это новое состояние позволила Питеру встреча с Итэном – молодым человеком, обладающим внутренней свободой в выражении эмоций, своих телесных ощущений, и взаимное увлечение друг другом.

«Снежная королева» (2014) – Роман написан после визита писателя в Россию. В нем много статики, почти отсутствует действие, сюжет второстепенен, а главное – это метель. Снежная королева – Бэт, таинственная фигура на границе жизни и смерти, ее роль в романе – оттенить Тайлера и Баррета, двух братьев, которые, подобно Каю и Герде, перед троном вечности складывают слово «любовь». В снежном потоке книги основное – это настойчивая жажда чуда, ниспосланного сверху. Чудо даровано: Баррету – любовь, там, где уже не искал, Тайлеру – музыка, хотя этот подарок приходится подкрашивать наркотиками, чтобы он выглядел более ярко, самой Бэт – несколько месяцев отсрочки от болезни и смерти.