Нарушая границы времен и культур

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Книги представителя англо-канадской литературы Майкла Ондатже доставят удовольствие читателям, ценящим художественный эксперимент и непростые авторские концепции о мироустройстве и организации человека. Композиционная витиеватость и содержательная наполненность, персонажи существуют в промежуточном времени и пространстве, где прошлое живет в настоящем, где смешаны исторические эпохи и различные культуры, искусство и обыденность.

Творческий прием Майкла Ондатже в работе со временем

Излюбленный прием Майкла Ондатже – палимпсест. Изначально палимпсест – это рукопись на пергаменте, написанная по счищенному, еще более древнему тексту. У Майкла Ондатже на страницах старинных книгах персонажи делают свои заметки, записывают воспоминания.

Самые известные романы Майкл Ондатже

«Английский пациент» (1992) – Вершина творчества Майкла Ондатже, роман, отмеченный Букеровской премией, а в 2018 году он вошел в список Золотой Букеровской премии как лучшая книга, которая получала эту премию за все годы существования награды (с 1969 года). По роману был снят фильм, удостоившийся премии «Оскар». Персонажи оказываются на границе их настоящего и прошлого, при этом настоящее, будь то ежедневный самоотреченный труд Ханны, ухаживающей за умирающим Алмаши, или разминирование виллы, которое производит Кип, представляются рутиной. Главным является прошлое, которое «просвечивает» в настоящем, в предметах, реликвиях, окружающих героев. Персонажи представляют разные национальности и разные цивилизации, и главными центрами повествования являются «английский пациент» и выходец из Пенджаба сапер Кип, символизирующие Запад и Восток. В романе они вступают в некий психологический поединок. Действующие лица имеют подчеркнуто «гибридное» происхождение: Караваджо – канадец с итальянским именем, вор по профессии, ставший английским шпионом.

«В шкуре льва» (1987) – Событийная линия романа строится вокруг красильного цеха, в котором используются токсичные красители, и работа с ними приводит к тяжелым болезням и гибели персонажей. Рабочим иммигрантам при найме на службу дают новые английские имена, и это переименование сродни присвоению инвентарного номера животным, которые доставляются на соседнюю с красильным цехом скотобойню. Лишаясь имени, рабочие лишаются социального и человеческого статуса.

 «Призрак Анил» (2000) – Действие романа происходит на фоне исторических событий – гражданской войны на Шри-Ланка, родине Ондатже, где он провел первые двенадцать лет своей жизни. Анил, антрополог и судмедэксперт, получив образование в Англии и Америке, возвращается на родину по заданию международной гуманитарной организации, чтобы расследовать массовые убийства. Роман начинается как детектив, но перерастает в социальный, и речь идет о влиянии войны на судьбы людей.

«Дивисадеро» (2007) – Роман о собственном пути каждого, о том, что связную структуру жизни часто разрушают случайности. Одна из них становится травмой для всех членов семейства Анны, Клэр, Купера, их отца и предопределяет дальнейший ход их жизни. В романе отсутствует четко выраженная авторская позиция по поводу поступков персонажей, что предоставляет читателю свободу мнений, но вместе с тем возлагает на него и ответственность за эти суждения.

«Кошкин стол» (2011) — Отчасти автобиографический роман: персонаж романа Майн повторяет путь Ондатже из Шри-Ланки в Англию и затем из Англии в Канаду. «Кошкин стол» – это «самое что ни на есть затрапезное место» в судовом ресторане, и именно здесь Майн знакомится со своими сверстниками, Рамадином и Кассием, а затем и с эксцентричными взрослыми. Мистер Мазаппа, музыкант из корабельного оркестра, учит мальчиков петь блюз. Мисс Ласкети швыряет за борт недочитанные детективы и разгуливает в жилете, карманы которого набиты живыми птицами. Путешествие Майна продолжается три недели, но оно меняет всю его жизнь. Роман воспитания, описание пути взросления, познания себя и окружающего мира.