Творчество как текст-продолжение с повторениями и вариациями
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Знаменитый французский писатель, создавший романы, которые фиксируют болевые точки европейского общества, его кризис, ощущение безысходности как доминанту европейского сознания. Это тематическое постоянство определяет взаимное наложение текстов Уэльбека, их связи. Иногда его упрекают в ангажированности и банальности высказываемых идей. Но у Уэльбека определенно есть свой читатель – любитель размышлять и дискутировать на политические темы.
Творческий стиль Мишеля Уэльбека
Автор создает романы-пастиши, то есть продолжения или версии своей одной большой книги с сохранением авторского стиля, типа персонажа, антуража. Другой тип его пастишей – это сознательное ироническое сопоставление различных литературных стилей, в первую очередь, характерных для массовой развлекательной литературы. Также излюбленный жанр, в котором работает Уэльбек, – это антиутопии, где представлены негативные тенденции развития. В антиутопии главный герой противопоставляет себя обществу.
Знаменитые романы Уэльбека
«Элементарные частицы» (1998) – Роман-предостережение, в котором показано, к какой мировоззренческой и психологической катастрофе близится западная цивилизация: к клонированию, появлению человека бесполого и бессмертного. Основную часть романа составляет повествование о жизни талантливого ученого Мишеля и его сводного брата Брюно. У одного – отсутствие глубоких чувств, у другого сосредоточенность на сексе, внешней привлекательности, продлении молодости любой ценой, и у обоих – наплевательское отношение к близким. Они типичны, и это приговор современной цивилизации. Перед своим самоубийством Мишель посылает в Академию наук в Париже и в журнал «Природа» свои научные труды, которые положили начало новой эре в генетике.
«Возможность острова» (2005) – Антиутопия, в которой центральной является идея клонирования как возможность решить проблему бессмертия. Эту идею проповедует секта Элохимизм, она же провозглашает молодость в качестве высшей ценности. В соответствии с разработками научной группы, входящей в секту, возможно «выводить» сразу взрослого человека – неочеловека. Если человек умирает, то буквально через час он может вновь появиться, взрослым, молодым восемнадцатилетним неочеловеком, и вновь наслаждаться жизнью. Роман экранизирован.
«Карта и территория» (2010) – Роман-пастиш, за который Уэльбеку была присуждена Гонкуровская премия. Главный герой, современный художник Джед Мартен, заурядный человек, не умеющий ни любить, ни дружить, ни общаться – «французик недоделанный», как характеризует его автор. Повествование о жизни Джеда сопровождается комментариями его посмертных биографов с их оценками его творчества как «наследника великих концептуалистов прошлого века». Плоскую историю Джеда автор утяжеляет рассуждениями о том, что интереснее – карта или территория? На протяжении жизни Джед дилемму, метафорически выраженную в понятиях карты и территории, решал по-разному.
«Покорность» (2015) – Автор определил жанр романа как «политическая фантастика», его можно назвать антиутопией, романом-размышлением на тему европейской цивилизации. Описываются события выборов президента Франции в 2022 году: на место президента претендуют реальные политические фигуры — представитель Национального фронта Марин Ле Пен и кандидат от партии Мусульманского братства Мохаммед Бен Аббес. Главный герой романа – профессор литературы Франсуа, сорокалетний европеец. Защитив диссертацию о творчестве декадентского автора, он пришел к выводу о бесполезности научных достижений в обществе потребления, где люди ориентируются на деньги, об утрате ценности знания, образования. Он с тревогой рассуждает о западной демократии, уравнивающей равных и неравных, коренных и некоренных жителей, и опасность положения усматривает в том, что если европейцы ориентированы на гедонизм, комфортную и праздную жизнь, то мусульмане одержимы идеей обеспечить преемственность своих ценностей, а потому взять контроль над образованием.