Сплетение примитивизма и магического реализма

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Он одна из центральных фигур современной литературной жизни Китая, выделяющаяся совершенно особым новым писательским стилем, уникальной образностью  и содержательной глубиной. Мо Янь мастерски сочетает разные формы повествования, вплетая в них причудливые мифологические сюжеты. Как сформулировал Нобелевский комитет, его стиль – это «галлюцинаторный реализм, объединяющий народные сказки с историей и современностью». Литературные миры Мо Яня магические и сходны с мирами Маркеса. Основу творчества Мо Яня составляет «примитивизм» – подражание творчеству непрофессиональному, наивному, в литературной манере человека, не владеющего нормами письменного литературного языка, алогичного, девиантного. Для тех, кто любит непростое чтение, роман станет открытием. За создание уникального стиля Мо Янь в 2012 году награжден Нобелевской премией.

Знаменитые романы Мо Яня на русском языке

«Страна вина» (1992) – сложный экспериментальный роман с большим количеством метафор и символов, смешением реального и нереального, пронизанный острой сатирой. Он из числа ранних романов автора и относится ко времени, когда он еще искал свой стиль. В целом роман – это широкая метафора общества потребления. Автор описывает кулинарные изыски и доводит дело до ситуации пожирания детей, при этом так, что непонятно, происходит это в действительности или нет. Мо Янь призывает спасти детей от того, чтобы их «не сожрали», не лишили будущего. В романе повествуется о жизни в китайской деревне, о китайской новейшей истории до и после 1949 года, причем все это сдобрено соусом фантасмагории, отсылками к фольклору. Анализируется психология человека, который запутался в сложностях бытия. Роман сатирический, в том смысле, что жизнь представлена как поток абсурдных событий. Роман был запрещен в Китае за избыточно, по мнению цензоров, натуралистичное изображение коррупции и пьянства в провинции.

«Большая грудь, широкий зад» (1996) – роман с идеологической составляющей: прославление матери и Родины. Написан в стиле примитивизма. Крестьянская семья Шангуань выступает призмой, через которую автор рассматривает вехи китайской истории от революции и свержения императорской династии до становления КНР. В этот непростой для страны период героиня рожает восьмерых детей, показаны перипетии ее жизни, подчиненной жесткой необходимости выстоять и выжить во имя детей. Большая грудь, широкий зад – это образ материнской твердости и устойчивости. Жизнь в романе представлена со всей реалистичностью и жестокостью, с обилием незатейливых деталей быта деревенской китайской семьи. Книга заслуживает прочтения потому, что позволяет понять Китай и китайский менталитет.

«Устал рождаться и умирать» (2006) – Писатель изображает детей, которые не могут противостоять эпохе, доставшейся им для жизни, и которые выступают в роли жертв или молчаливых судий теряющего духовное обличие общества. Детство показано через героя Симэнь Нао, когда тот пребывал в телах различных животных. Герой переходит разные этапы реинкарнации, его тело меняется по мере физиологического взросления, однако ментально он гораздо взрослее своих сверстников, потому что, перерождаясь, он помнит жизнь, которую прожил раньше. Этой аллегорией автор хотел сказать, что внутренний мир ребенка необъятен. В какой бы оболочке ребенок не находился, он больше, чем кажется.