Герои на трагическом перекрестке культур

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Один из самых оригинальных писателей современности, к тому же диссидент. В 2005 году он заявил о геноциде армян в Турции в начале XIX века, за что подвергся репрессиям властей. Занимательные сюжеты его романов – приключенческо-исторических, детективных, политических, поиск гармонии между личностью и обществом, разумом и чувством, вымыслом и реальностью, раздвоенный, мечущийся между  стандартами Востока и Запада, тоскующий герой – это приметы романов О.Памука. Как охарактеризовал их Нобелевский комитет, вручая Памуку в 2006 году премию, «В поисках меланхолической души своего родного города он открыл новые символы столкновения и переплетения культур».

Художественный стиль Памука

Он насыщает романы приемами травестийной игры - оксюморонным соединением несоединимого и несовпадением посылки и вывода в высказываниях персонажей. Повествования О. Памука традиционно похожи на лабиринт, сон, в них все текуче, все переходит в свою противоположность. Личность в его романах – текстовый симулякр, состоящий из многослойных цитат текстов  восточной и западной культуры.

Наиболее известные романы Памука

«Снег» (2002) – классический образец романа-поиска. В основе сюжета лежит вымышленный военный переворот. Главный герой  поэт Керим, или Ка, 12 лет прожил в Германии как политический эмигрант, хотя политикой никогда не интересовался. Его осудили за политическую статью, которую он написал не сам и опубликовал не читая в одной из политических газет Турции 70-х годов 20 века. Спустя годы Ка возвращается в Стамбул, поддается уговорам друга-политического обозревателя сделать материал - журналистское расследование о самоубийствах девушек-исламисток в городе Карсе. Неожиданно для себя он оказывается в гуще политической борьбы. Политические игры соединяются у героя с нравственными поисками. Любовь к Ипек, с которой он встречается в Каросе после десятилетнего перерыва, пробуждает в нем желание освободиться от всего наносного и быть самим собой.

«Стамбул. Город воспоминаний» (2003) – роман-поиск смыслов, роман-исследование образа Стамбула, созданного предшественниками Памука. Автор приводит многочисленные цитаты соотечественников и европейцев, художников, писателей, ученых, и смотрит на хорошо знакомый город глазами чужака. Этот культурный диалог открывает новые смыслы, дает новое видение образа города. Повествователь в романе находится не только в движении ментальном, но и в физическом и на протяжении всего романа бродит по городу, отыскивает в нем конкретные предметные знаки времени. Стамбул Памука – свинцовосерый город, и эта черно-белая атмосфера объединяет людей единой судьбой. В романе раскрываются причины черно-белого восприятия города: нищета, печать обветшания, заброшенности, ощущение нахождения на обочине жизни.

«Музей невинности» (2008) – книга является частью уникального культурного проекта. В 1990 году Памук решает создать музей старинных вещей, каждая из которых имела бы собственную историю и напоминала о счастливых моментах жизни. Он покупает старое здание, реставрирует его, а параллельно создает любовную историю Кемаля и Фюсун. Музей хранит вещи, посвященные жизни и любви вымышленной пары Кемаля и Фюсун: 4213 окурков Фюсун, каждый из них подписан, за каждым скрывается история одного вечера, маленькая сережка, которая затерялась в простынях во время любовных игр, останки «Шевроле», в котором Кемаль и Фюсун катались, когда она была еще девчонкой, в нем же они поехали в последнее путешествие, множество билетов в кино и афиш. Книга не только рассказывает историю любви, но и является каталогом экспонатов реально существующего музея. Автору удалось шокировать читателя точной передачей эмоций и чувств мужчины, увлечь читателя красотами Стамбула. Книга  о том, как важно удержать волшебный миг счастья и возвращаться в него мысленно.