Взаимодействие кодов элитной и массовой литературы

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Культовый автор современной Америки, писатель исключительного масштаба и дарования. Атмосферой тайны окутана как его личность, так и творчество. Он ставит вопросы об искренности и доверии, сущности чувств и ощущений, говорит об общественных проблемах и вызовах. Писательское поведение Пинчона противоречиво: то отшельничество, нежелание идти на контакт с аудиторией, прессой, коллегами, то литературные скандалы, озвучивание своего шаржированного образа в знаменитом мультипликационном сериале «Симпсоны». Также принципиально непостижимы смыслы его текстов, их чтение – это большая интеллектуальная работа.

Художественные принципы Пинчона

Он включает единицы культуры в текст романа. Отсылает к событиям из жизни Америки и из мировой истории, упоминает фильмы, книги, музыку, картины, анекдоты, названия напитков, ресторанов, торговых сетей, растений, одежды, и все это относится к разным периодам времени. В силу территориальной разницы культур российскому читателю, чтобы получить от этих знаков эмоцию, надо ознакомиться с их содержанием. Его художественный мир – хаос, неопределенность, неупорядоченность, и из мелких деталей, нанизанных автором, читателю предстоит сложить свой пазл. Разгадка текстов Пинчона еще больше усложняется по той причине, что они организованы как пространство игры с канонами массовых жанров литературы.

Наиболее значимые романы Пинчон

«V (1963) – Роман-калейдоскоп кадров, относящихся к разным временным пластам: к 50-м годам XX века и к концу XIX века. Сюжеты прошлого наполнены яркими цветами, современность сера и мрачна. Автор показывает разницу поколений. Из безысходности и безнадежности некоторые пытаются вырваться, хотя и как-то вяло. Стентон ищет таинственную V., и эти поиски богаты на события, в которых задействовано множество персонажей.

«Выкрикивается лот 49» (1966) – История о приключениях 28-летней Эдипы Маас, совершающей поездку по наследственным делам чрезвычайно богатого человека, с которым в прошлом она имела роман, а сейчас назначена исполнителем его воли по завещанию. Повествование дробится на отдельные, часто забавные эпизоды. Сложно отличить реальность от вымысла. В момент сексуального знакомства с адвокатом усопшего в гостинице часы остановились, отражение в зеркале исчезло, свет в самый волнительный момент отключился. В другом эпизоде телефон соединяет с душами усопших. Роман представляет собой цепь запутанных и нелогичных действий.

«Радуга тяготения» (1973) – Сюжетообразующей является история поисков прибора под названием «Schwarzgerat», который будет установлен на ракете с серийным номером «00000». Действие относится к середине 40-х годов XIX века в Европе, но отсюда происходят путешествия во времени, в ад, в сон, в глубины человеческой психики. Текст – средоточие огромного количества деталей, идей, описаний, в череде которых надо уловить приоритетные для понимания авторской мысли и в целом содержания текста.

«Внутренний порок» (2009) – На сюжетном уровне роман выглядит как детектив: исчезновение бывшей девушки, куча странных персонажей и тайных заговоров. Ларри «Док» Спортелло, частный детектив из 60-х годов прошлого века, доброжелательный и почти непрерывно курящий марихуану, ведет расследование. Манера повествования - туманная, смесь воспоминаний, снов, галлюцинаций, яви. Помимо прочего, здесь есть исследование того, почему движение хиппи было обречено.

«Край навылет» (2013) – Роман плотный по числу эпизодов и персонажей, разговоров и действий. Персонажи колоритны: клонированная Дженнифер Элистон, самоназванная принцесса NYC, профессиональный нюхач Шноблинг. В романе расследуются бухгалтерские махинации директора фирмы компьютерной безопасности, ведущие к заговору в высших эшелонах власти, к катастрофе 11 сентября. Хотя автор описывает переживания персонажей теракта, но это событие не становится доминирующим в романе, а подается как подтверждение наихудших ожиданий людей, находящихся «на краю» нового века.