Флагман культуры нового поколения

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Канадский писатель, который стал олицетворением нового явления в современной мировой литературе – развития транснационального, международного массового романа. Для участников литературного процесса – автора, читателя, главного героя – это означает стирание оригинальной идентичности, национальной и религиозной. Формирование международного романа связано с процессами культурной глобализации. Для тех, кто хочет быть в тренде и понимать новые литературные тенденции, знакомство с этим автором станет полезным и впечатляющим.

Художественные признаки новаторских текстов Янна Мартела

Литературоведы называют тексты Янна Мартела интермедиальными, т.е. такими, которые заимствованы другими видами искусства – кино, изобразительным искусством, интегрированы в сферу производства компьютерных игр и фан-продукции. За счет этого вокруг художественного текста создается глобальный кросскультурный феномен. Это возможно благодаря содержанию текста, продвигающему идею мирового человечества вне национальной и другой специфики.

Романы Янна Мартела

«Жизнь Пи» (2001) – Роман был удостоен Букеровской премии. Экранизация романа также получила всемирное признание и премию «Оскар». Главный герой, индийский мальчик Пи, живет благополучной жизнью с родителями и братом. Его отец – директор зоопарка, у мальчика есть возможность созерцать красоту животных, заботиться о них. Пи интересуется вопросами веры, исповедует одновременно три религии – индуизм, христианство и ислам, и автор показывает, как происходит его приобщение к каждой из религий. К тому же Пи активно симпатизирует атеистам и ставит их в один ряд с верующими, так как их объединяет твердая вера в свои убеждения. Повзрослевший Пи получает два образования – богословское и биологическое, то есть он, с одной стороны, не отказался от своих религиозных наклонностей, с другой стороны, пошел по стопам любимого учителя биологии, атеиста. Таким способом автор пытается найти примирение между религией и наукой, поскольку истину можно познать только через их объединение. Отношениям человека и животного посвящена вторая часть романа, в которой мальчик Пи в результате кораблекрушения оказывается в одной шлюпке с бенгальским тигром по имени Ричард Паркер. Автор поднимает вопросы защиты прав животных и гуманного с ними обращения.

«Беатриче и Вергилий» (2010) – Книга-игра автора с читателем, книга-загадка, книга-ловушка, и это парадоксальная форма организации романа, поскольку он о Холокосте. Один из главных персонажей – мрачный старик таксидермист – специалист по изготовлению чучел зверей, который пишет пьесу об ослице Беатриче и ревуне Вергилии. Текст пьесы окажется аллегорией Холокоста, а писатель Генри станет тем, кто раскроет страшную тайну старика – участника злодеяний. Читательское потрясение вызовут вынесенные в финал двенадцать жутких «Игр для Густава».

«Высокие горы Португалии» (2016) – Роман имеет три части «Бездомный», «Домой», «Дома», и, хотя части содержательно разные и напоминают рассказы, но закольцованы в сюжет. В каждой части фигурирует человекообразная обезьяна, а в третьей части она становится полноправным героем повествования, символом умиротворения. Прогулка задом наперед в Лиссабоне в первом рассказе сюрреалистична, но оказывается, что он идет «спиной к миру, спиной к Богу», не потому, что скорбит о внезапной, недавней смерти своей жены, своего ребенка и отца, а потому, что «он возражает». Во втором рассказе в подробностях описывается вскрытие тела, поскольку внутри мертвого тела зашиты живая обезьяна и медвежонок. Эта шокирующая история связана с предшествующей не только сюрреалистичностью, но и темой горя. Патологоанатом, исполняя волю супруги, зашивает ее внутрь тела мужа: она по-прежнему хочет быть частью него. Третья история – об отношениях человека и обезьяны, об обретении умиротворения в контакте с природой. Сенатор, утративший после смерти супруги жизненные смыслы, нашел свой способ припасть к истокам жизни и вслушаться в шум Бытия.