Блестящий литературный мистификатор

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Гордер – один из самых популярных норвежских авторов последних лет. Первыми его произведениями были книги по теологии и философии – дисциплинам, которые он преподавал, но спустя несколько лет его художественные книги стали самыми читаемыми произведениями в Европе и были названы новаторскими. В них хитро устроенная, изобретательная постмодернистская игра с читателем, глубокие мысли и позитивный взгляд на жизнь.

Романы Юстейна Гордера как пространство игры 

Автор создает реальный и выдуманный миры, стирает между ними границы и дает возможность читателю самому разбираться, где реальность, а где вымысел. Создавая игровое пространство романов, Гордер не проявляет избирательности, селекции и ссылается как на фрагменты классических текстов, часто детских сказок, так и на образцы массовой культуры. Элемент игры у Гордера – метафоры, обман читательского ожидания, многозначность, двойственность переживаний и отношения к чему-либо, недосказанность, нелогичность сюжетных ходов.

Книги, которые стоит прочитать

«Мир Софии» (1991) – Самое известное произведение Гордера и самый продаваемый роман в мире. На основе книги был снят самый дорогой в истории норвежского кинематографа фильм, поставлен мюзикл, создана компьютерная игра. До сих пор существует фан-клуб «Мир Софии». В романе есть элементы приключенческого жанра: таинственные письма, которые приходят четырнадцатилетней героине Софии, загадочный собеседник, рассказывающий ей о философских теориях, путешествия во времени и пространстве, неожиданные повороты событий. Автор объясняет успех книги тем, что в ней поставлены универсальные вопросы, интересующие людей, независимо от их национальной и гендерной принадлежности: «Кто мы?», «Откуда мы?», «Существует ли бог?», «Что такое справедливое общество?». Однако роман строится так, чтобы стимулировать читателя задавать вопросы реальности и искать собственные ответы. По ходу развития сюжета действующие лица оказываются персонажами другого текста – романа в романе. Персонажи разных миров – реального и вымышленного – преодолевают их границы и контактируют между собой. Проницаемость миров многократно увеличивается за счет включения в роман фрагментов многочисленных текстов разных типов.

 «Таинственный пасьянс» (1990) – Книга многослойная, глубокомысленная, непредсказуемая, как пасьянс, раскладывая который, невозможно угадать, сойдутся карты или нет. Это коробочка с двойным дном, детская сказка для взрослых. Повествование сплетено из двух сюжетных линий – первой, вполне реалистичной, рассказывающей о семейной драме, об отце и сыне, отправившихся на поиски мамы мальчика, восемь лет назад сбежавшей из дома, и второй, волшебной, фантастичной, приключенческой, притчевой. Основа второго сюжета – это история про моряка, который после кораблекрушения попадает на остров, населенный карликами, и пытается разобраться, что происходит вокруг. Эти два мира проницаемы: мальчик встречает загадочного карлика, который дарит ему лупу, получает от старого пекаря книжку-коврижку, пьет волшебный лимонад. Роман полон аллегорий, метафор, отсылок к священному писанию, мистики, утонченной философии, мыслей о неотвратимости судьбы и месте человека в мироздании.

«Апельсиновая Девушка» (2003) - Романтическая история, волнующая и трогательная, простая и наивная. Мальчик получает письмо от умершего одиннадцать лет назад отца. В этом письме отец рассказывает про Апельсиновую девушку, как он искал и нашел ее, как до безумия любил он своего сына, как рано он должен уйти из жизни. Мальчик прочтет это письмо, чтобы узнать о любви и жизни родителей, понять и простить отца и ответить на важный вопрос: «Что бы он выбрал, если бы мог, - родиться и умереть или не рождаться совсем?» Роман о крепких и настоящих человеческих чувствах, связи между женщиной и мужчиной, отцом и сыном, человеком и мирозданием.