Размышления о тленности человеческой жизни и будущей гибели человеческого рода

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Писатель глубокий, грустный, интровертный. Он заметная фигура во французской и мировой литературе, в 2008 году стал лауреатом Нобелевской премии. Он ведет затворнический образ жизни, почти не общается с читателями и писательским сообществом, называет себя «индейцем по мироощущению», которому нравится вслушиваться в тишину, черпать в ней темы и образы своих будущих произведений: «Чем больше мы осознаем, что мы собой представляем, тем более замыкаемся в себе и тем скорее замечаем, что можем жить именно так».

Формальный и содержательный арсенал писателя

В книгах Леклезио обычно отсутствует сквозной сюжет, не даются психологические мотивировки той или иной реакции героя, наблюдается хронологический волюнтаризм. Романы Леклезио запоминаются страстным и гневным тоном, взволнованной интонацией, умением передать боль и отчаяние человека в ситуации чудовищной дегуманизации, которая охватила сегодняшний мир. Персонажи предстают перед читателем в своем естественном беспорядке – с неосмысленными ценностями и жизненными приоритетами. Автор не старается быть откровенным с читателем, недосказанность является характерной чертой его стиля: он намекает, но не открывается до конца. Один из основных художественных приемов в произведении – игра с читателем. Так, только в конце книг Леклезио открывает смысл заголовков.

Основные романы Леклезио

«Золотоискатель» (1985) – Заголовок кодирует сложную эволюцию ценностей героя и обладает переносным значением: золотом, имеющим высшую ценность, является свобода быть собой, делать самостоятельный выбор, идти собственным путем. Поначалу Алексис, главный герой, отправляется на поиски клада Неизвестного Корсара, и именно драгоценный металл должен, по его мысли, положить конец несчастьям, выпавшим на долю его семьи. В поиске сокровищ Алексис проходит сложный и напряженный путь, и события, в которые он вовлечен, запускают его активный мыслительный процесс. Значительную роль в процессе понимания себя главным героем играют персонажи, заведомо не разделяющие его первичных стремлений и ценностей. Их миссия в романе заключается в том, чтобы посредством диалогов сместить центр его ценностных ориентаций от субъективно значимых, материальных — к абсолютным. В итоге Алексис отказывается от жизни в цивилизованном мире, с его войнами, золотом, социальным неравенством, и обретает свободу в мире природы.

«Онича» (1991) и «Золотая рыбка» (1996) – Экзотические романы. Герои первого романа и второго романа совершают путь в противоположных направлениях. В «Онича» мальчик Финтан и его мать Мау едут из Франции в Африку. В романе «Золотая рыбка» африканская девушка Лайла, украденная и проданная в Морокко, после смерти женщины, в доме которой жила, отправляется в Париж. Герои обоих произведений готовы начать новую жизнь, и если в романе «Онича» они созерцательны и наблюдают природу Африки, ее быт, как дельцы, бизнесмены меняют привычный уклад коренного населения, ищут выгоду во всем, то в сюжетно насыщенной «Золотой рыбке» Лайла попадает в водоворот событий.

«Танец голода» (2008) – Роман о голоде чувств и желаний, впрочем, с наступлением войны героям предстоит испытать и голод физический, хотя это останется незначительным фрагментом их жизни. Зарисовки детской дружбы, выяснение отношений в семье, многолюдные, шумные вечеринки в гостиной Бренов, война, бегство, поиски убежища. Война вторгается в роман нечеткими отголосками и конкретного событийного описания не приобретает. Главная героиня Этель из доверчивой девочки превращается в жесткую девушку, которая берет на себя заботы о некогда «звездной» родительской семье, становится своего рода кризисным менеджером семейного предприятия, хорошо понимая, что его уже не спасти. Музыкальной параллелью романа является «Болеро» Равеля, и оно отражает закованное льдом сознание Этель, которая живет в своем коконе, в нелюбви ко всем и ко всему, эгоистичная, отстраненная, душевно холодная.