Реальность как конструктор для сотворения автором нового мира

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Единственный из португалоязычных писателей лауреат Нобелевской премии по литературе (1998). Его творчество связано с политическими перипетиями ушедшего и наступившего столетий. Идеологическая составляющая  не сузила его возможностей как художника, и особенности его художественного стиля - мощный компонент фантастики и аллегории. Для неподготовленного читателя романы сложны и необычны для восприятия: в одном предложении он складывает различные мысли, и в тот момент, когда читатель уже забывает, о чем шла речь сначала, он возвращается к исходной точке рассуждения. Его предложения  часто без знаков препинаний и без прямой речи, а развитие сюжета всегда непредсказуемо. Он мастер выворачивать наизнанку сущность понятий, загонять читателя в логический тупик, предлагая ему самостоятельно решить поднятую проблему.

Знаменитые романы Сарамаго

«Слепота» (1995) – роман-притча, психологически напряженное повествование- хоррор: толпа слепцов, оказавшись в полной изоляции, проходит весь путь развития общества. Завязка такова: мир охвачен эпидемией, люди слепнут без всяких причин, напуганные власти свозят «больных» в «карантинные» зоны. Герои, лишившись зрения, первым делом сбрасывают маски (в обществе, где лиц не видно, лицемерие не имеет смысла) и возвращаются в состояние дикого, почти первобытного строя, где нет ни порядка, ни гигиены, и все, на что способны люди — это жалость к себе и жестокость — к тем, кто рядом. Слепцы постепенно [пере]осознают смысл казалось бы давно знакомых слов — чести и честности, и им приходится заново для самих себя [пере]формулировать свои принципы, чтобы выжить. Слепцы слабы, но слабость их не связана со слепотой, проблема в том, что они эгоистичны, и каждый озабочен лишь одним — спасением собственной шкуры. Поэтому их легко запугать, подчинить, унизить. Спасти их может только взаимопомощь.

«Перебои в смерти» (2005) – этот роман-притча считается жемчужиной творчества Сарамагу. Автор рисует выдуманную ситуацию, когда в некой стране перестают умирать люди, и отныне им предстоит жить вечно, независимо от своего состояния. Сарамаго описывает всевозможные бытовые, экономические, политические последствия, к которым привел сбой жизненного цикла нации. Потом Смерть все-таки возвращается и очеловечивается и начинает писать людям личные послания в лиловых конвертах, в которых честно предупреждает каждого за неделю о своем приходе. Смерть упивается всевластием, сравнивая себе с Богом. Далее  в романе появляется любовная тема, где действующими лицами оказываются все та же Смерть и стареющий музыкант.

«Странствия слона» (2008) Слон Соломон – свадебный подарок португальского короля Жоана III императору Священной Римской Империи Максимилиану II, а книга – это история его путешествия из Лиссабона в Вену. Читатель смотрит на мир сквозь призму восприятия индийского слона, мудрого и спокойного философа. Этим настроением пропитано все повествование, в котором нет скачков и резких поворотов, в нем все ровно и плавно даже на пунктуационном и синтаксическом уровне – прямая речь выделяется только новой строкой, отсутствует красная строка, все слова, включая имена, пишутся с маленькой буквы. Эта история – триумф юмора, воображения и языковой игры.

«Каин» (2009) – автор продолжает эпатировать читателей, переосмысливает историю святого писания и даже создает в некотором роде детективный сюжет, вывернув наизнанку библейскую историю. Наиболее важные библейские сюжеты показаны глазами каина (все имена собственные в романе пишутся с маленькой буквы): строительство Вавилонской башни, страдания Иова, жертвоприношение Исаака, явление троицы Аврааму, при этом приправляет их иронией и сарказмом. Сам Бог у Сарамаго – чудак, который не знает, зачем создал мир.