Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Прелюдия
Каждое публичное выступление вызывает волнение, а порой и просто страх. Да что там — панический ужас! Мы прокручиваем в уме предстоящую речь, стараясь все запомнить, а фоном стучится мысль: только бы ничего не забыть. В памяти всплывают сцены, когда в самый ответственный момент обнаруживалось, что в голове лишь звенящая пустота.
Может быть, у кого-то есть особый талант выступать перед аудиторией. Но обычно приходится учиться ораторскому искусству — на курсах или практически, выходя на сцену в качестве преподавателя.
Как это связано с Камасутрой? Дело в том, что слушатели реагируют на оратора инстинктивно. В отношениях оратора и публики много сходства с отношениями мужчины и женщины. Публику, как и женщину, необходимо очаровать и покорить. Впечатление, которое мы производим, зависит больше от того, как мы говорим, чем от того, что мы говорим. И в риторике есть секреты, используя которые можно доставить удовольствие обеим сторонам.
Спасите!
Как показали исследования, биохимические реакции нашего организма перед выступлением аналогичны реакции на серьезную опасность: в кровь выделяется адреналин.
Самое легкое — посоветовать расслабиться. Кто-то спасается рюмочкой, кто-то принимает успокоительные лекарства. Оба способа не годятся. Первое создает риск алкоголизма и социальной деградации, второе снижает концентрацию: внимание плывет, речь вязнет.
Тут полезно вспомнить, что любое физическое упражнение снимает напряжение. Подвигайте челюстью, разомните губы, пальцы, помашите руками, встряхните кисти рук, пройдитесь быстро туда-сюда по коридору.
Потренируйтесь как можно медленнее произносить свою речь, это поможет поддерживать нормальный темп перед публикой, а не тараторить, как часто случается. Хотя на фоне стресса мы можем этого даже не заметить.
Хороший прием — представить, что в зале сидят мягкие и пушистые кролики. Особенно хорошо это действует, если вас слушают люди, перед которыми совсем не хочется провалиться, — например, начальник или любимый человек.
Если же ораторство — часть ваших профессиональных обязанностей, то в идеале нужно быть здоровым, в хорошей физической форме, не иметь проблем в сексуальной жизни и с полным спокойствием относиться к результатам своего выступления. Мир не рухнет, если оно пройдет неудачно. Однако важнее всего — научиться получать удовольствие от процесса выступления. Нас страшит то, что мы не умеем делать. Но то, что мы делаем с удовольствием, мы делаем хорошо.
Какова цель?
Ответьте себе на вопрос: с какой целью выступаете? Подумайте над тем, что принесет вам достижение этой цели. Когда найдены ответы, нетрудно проложить путь.
Приступайте к подготовке текста выступления. Ни в коем случае не затягивайте с этим: быстро и хорошо не получится. Не забывайте, что речь бывает письменная и устная, это разные вещи. Если вы перед публикой будете читать с листа и к тому же в первый раз то, что написали, — наверняка потерпите неудачу. Чтобы написанное хорошо звучало, обычно требуется не одна редакция, необходимо проверить, зачитывая текст вслух.
Порепетируйте, будто ваше выступление — экспромт, отнеситесь к этому легко и с юмором. Тогда листочки в руках будут вашими помощниками, к которым можно обратиться в любой момент, а не спасательным кругом, за который судорожно хватаются.
Структура
Законы композиции универсальны. Во всем есть начало, основная часть и завершение. Это верно и для биологического процесса, и для музыкального произведения, и для речи оратора.
На основную часть выступления приходится шестьдесят процентов времени, на остальные — по двадцать. И есть еще один важный акцент, называемый кульминацией. Он приходится на последние моменты основной части, непосредственно перед завершением. Именно на кульминацию приходится концентрация аргументов, что сопровождается максимальной эмоциональной насыщенностью.
Не пренебрегайте вступлением. Публику необходимо «разогреть», завладеть ее вниманием, установить с ней особую связь. Заключение тоже не должно быть скомкано, иначе есть риск испортить все.
Контакт!
Визуальное впечатление очень важно для человека. До девяноста процентов информации из внешнего мира мы получаем посредством зрения. До того, как вы начнете говорить, с легкой улыбкой и доброжелательным выражением лица оглядите зал, установите зрительный контакт. Необязательно со всеми, смотрите точечно, не торопясь, не перепрыгивая взглядом из стороны в сторону.
Есть зоны, традиционно сложные для оратора, — так называемая галерка и боковые места. Там чаще всего располагаются люди, склонные задавать каверзные вопросы, сбивать и смущать оратора. Держите их под контролем, не упускайте из виду, зрительно взаимодействуйте с ними.
Важно понимать, что на встрече с вами люди тратят свое время, и эмоционально им очень важно не только узнать новую информацию, но и получить от вас свою долю внимания и эмоций.
Стоять!
Вы написали хорошую речь, способны с легкостью ее произнести, доброжелательны к публике. Отлично. Теперь продумайте позы, в которых ваше тело будет располагаться на сцене. Зажимы, деревянность способны испортить самое благоприятное впечатление о вас.
С помощью гимнастики и репетиций можно научиться снимать напряжение и свободно двигаться. Тогда ваше тело будет для вас не ограничителем, а помощником. Изменяя позу, вы можете влиять на свой голос, интонации, темп речи. А каким-то жестом, перемещением в сторону или ближе к залу можно управлять вниманием публики.
Руки могут многое о нас рассказать, и тут есть правила, которые следует знать. Так, положив одну руку в карман, выступающий выглядит непринужденнее. Но не всегда допустимо держать руки в карманах. Например, на мероприятии государственного уровня.
Когда и что
Когда вы начинаете выступление, уже поздно менять что-то в своей внешности. Иногда случаются неудачи, объяснить причины которых сложно: ни публика, ни оратор не могут понять, в чем дело. Но если у вас оттопыривается карман или в нем что-то погромыхивает при ходьбе, скрипит подошва — это отвлекает, размывая внимание публики.
Внимательно отнеситесь к деталям своего наряда. Учитывайте аудиторию. Иногда неуместен шарфик в крупный горох, а иногда, напротив, — строгий костюм.
Чтобы поддерживать контакт с публикой, используйте визуальные средства. Современная техника предоставляет нам широкие возможности. Вы можете подготовить слайды или просто использовать рисунки или фото объектов, важных для вашего выступления. Заранее проверьте, как освещается зал и каким образом этим можно управлять.
Если же нет возможности демонстрировать картинку, постройте речь таким образом, чтобы слушателям нетрудно было мысленно ее представить.
...Войдите
Чтобы доносимая вами информация хорошо запомнилась, самое лучшее — вовлекать зал в какие-либо действия. Это могут быть вопросы: вы, намеренно ошибаясь, принуждаете присутствующих вас поправлять; можно провести мини-опрос зала или попросить открыть розданные книги на конкретной странице, и так далее.
Если вы найдете повод обратиться к залу с какой-либо просьбой, это будет беспроигрышный вариант. Все что угодно — следить за временем или дисциплиной, помочь пройти опоздавшим, передать наглядные материалы или что-то еще. Пусть даже в действие будет вовлечен лишь один человек: эмоционально весь зал — это единое целое, поэтому каждый присутствующий оказывается задействованным.
Ответь
Ответы на вопросы — очень важная часть выступления. Любой, даже самый неприятный вопрос не воспринимайте как выпад против вас лично. Как мы помним, необходимо постараться получить удовольствие от выступления. Порадуйте себя своей выдержкой.
Если задан сложный вопрос и вы не знаете ответ, объясните, что на данный момент у вас нет точной информации, обменяйтесь контактами и обязательно позднее сообщите свой ответ. Это важно для поддержания вашего имиджа.
Иногда тому, кто задал вопрос, совершенно не важен ваш ответ. Ему необходим повод для высказывания. Возможно, человеку хочется спровоцировать скандал. Что делать? Обычно достаточно поблагодарить за вопрос и перейти к следующему.
Если по каким-то причинам вам непонятно содержание задаваемого вопроса, не стесняйтесь переспросить, уточнить. Если же вопросы идут сплошным потоком, установите правила, организуйте очередь, ограничьте время вопроса и ответа.
Чтобы сохранить нужный настрой, контролируйте, чтобы ответы на вопросы были краткими и точными. Не стоит переутомлять публику.
Никогда не наказывайте за вопросы. А если в них звучит заинтересованность и содержится полезная информация, искренне поблагодарите задающего, поощрите его.
Возьми
Если вам предстоит работать с микрофоном, постарайтесь заранее научиться этому. Микрофон — ваш помощник и друг, отнеситесь к нему с должным уважением.
Для начала проверьте, исправна ли аппаратура. Найдите те места на сцене, в которых звук начинает фонить, и во время выступления не заходите туда.
Держите микрофон всегда на одном расстоянии ото рта, не задирайте локоть. Жестикулируйте только свободной рукой, иначе звук будет просто ужасным. Комичность запутавшегося в шнуре оратора повеселит, конечно, публику, но, если вы окажетесь в таком положении, вам будет не до смеха.
Если микрофон располагается на стойке, отрегулируйте высоту. Тогда вам не придется сутулиться или тянуться подбородком вверх. Обратите внимание на очень важный момент: необходимо заранее узнать, как включается и выключается микрофон. Это избавит вас от многих неловких ситуаций.
Опыт приходит с практикой, вам помогут домашние репетиции. Возьмите любой подходящий предмет, например, банан, и выступите с ним перед воображаемой публикой, не забывая поддерживать «с ней» зрительный контакт.
Важно
Проверено, что большему эмоциональному воздействию люди подвержены, если они расположены близко друг к другу. Поэтому, если у вас есть выбор, лучше выступать в маленьком, тесно заполненном зале, чем в большом полупустом. Иногда из помещений даже выносят незанятые кресла, чтобы у публики было ощущение аншлага.
Теперь о темпе речи. Субъективно выступающему всегда кажется, что он говорит слишком медленно, и в результате человек начинает тараторить. Публике же видна в этом неуверенность оратора, и потому через какое-то время люди уже не стараются уловить информацию, которую он пытается им донести. Если ваше выступление очень длинное, дробите его на части продолжительностью не более двадцати минут, делайте паузы, меняйте темп. Таковы особенности восприятия: слушателям нужен контраст, чтобы не терять интереса.
Никогда не обращайтесь к залу в третьем лице — «есть вопросы у пришедших?», используйте обращения «друзья», «вы», «с вами», «коллеги». Но не стоит и заискивать перед публикой. Если люди увидят, что вы слишком стараетесь понравиться, скорее всего, выступление не будет удачным.
Дышите спокойно, слишком энергичная вентиляция легких может сыграть дурную шутку с неопытным оратором. Частое дыхание поднимает давление, вызывает сердцебиение и покраснение лица. А ведь вам и так нелегко, не правда ли?
Стоит ли стремиться к совершенству? Нет, не стоит. Во-первых, достичь его невозможно. А во-вторых, представьте идеального оратора — он безупречно одет, его движения изящны, речь безупречна. Он прекрасен, но есть в этом что-то математически холодное, что не позволяет возникнуть любви между ним и залом. Но мы-то знаем, что все, что мы делаем, должно приносить нам удовольствие.
Об авторе
Радислав Гандапас (1967) — один из самых популярных и признанных бизнес-тренеров, автор книг, пособий, рассылок по ораторскому искусству. Работает в России и на Украине. Консультирует политических и общественных деятелей, а также топ-менеджеров крупных международных компаний.
Оригинальная книга дополнена вопросами и ответами автора, содержащими советы по конкретным ситуациям.