Работа как внутренняя игра: Раскрытие личного потенциала

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Удачный путь к переменам

Изучая реакцию спортсменов на попытки тренера исправить их удары, улучшить подачу, отточить технику, автор сделал два вывода. Во-первых, все без исключения ученики очень старались исправить в процессе игры те элементы, которыми были недовольны. Во-вторых, как только ученики переставали стараться и полагались на свою врожденную способность обучаться на собственном опыте, улучшение результатов и обучение проходили уже без всяких дополнительных усилий.

«Я скажу тебе, что следует делать, а чего не следует», — вот основной посыл, которым тренер одаривает своих подопечных. Доверившись экспертной оценке тренера, игроки очень стараются делать то, что следует, и колоссальными усилиями избегают того, чего делать не следует. И когда тренер говорит: «Хорошо», на самом деле это означает: «Хорошо. Ты стараешься делать так, как я сказал». Ни одна из сторон, скорее всего, не понимает, что такой подход к переменам подрывает внутреннюю способность ученика обучаться, принимая на себя ответственность за этот процесс.

Только представьте этот внутренний диалог в голове у игрока: «Расправь плечи! Ты запаздываешь!» Потом этот же голос оценивает сделанный удар: «Просто ужасный удар слева!»

В действительности по-настоящему успешная игра связана со спокойным и сосредоточенным состоянием ума, когда действия происходят как бы сами собой, без голоса внутреннего критика и оценщика.

Во внутреннем диалоге участвуют два голоса: Я-1 — недоверчивый, осуждающий всезнайка, подающий команды и выставляющий оценки, и голос Я-2 — голос самого человека с данным ему при рождении внутренним потенциалом. Критикуя, голос Я-1 вторгается в естественный процесс обучения, сея сомнения и запугивая чрезмерным контролем.

Избежать искажающего воздействия критикующего голоса Я-1 можно только путем безоценочного осознания действий и повышения доверия к Я-2. Дайте человеку свободу самому сделать выбор, какие действия и как следует улучшить, и это в разы повысит его обучаемость и результативность.

Уменьшив число вмешательств в чью-либо работу, можно существенно увеличить потенциал работников. Эта простая формула работает в любой сфере. Такова цель внутренней игры — снизить вмешательство, раскрыть собственный потенциал.

Цель внешней игры — достичь целей, преодолев препятствия.

Знакомство корпоративной Америки с Внутренней игрой

Если в спорте мы сталкиваемся только с собственным Я-1, то постоянное взаимодействие с клиентами и партнерами в бизнесе умножает вмешательство нескольких Я-1. Рабочая среда протекает в трех диалогах: в нашем внутреннем диалоге между Я-1 и Я-2, внешнем диалоге с коллегами и фоновом (культурном) диалоге бизнеса с обществом.

Внешний диалог с коллегами очень важен, ведь очевидно, что члены команды могут как погасить назойливый гиперконтроль Я-1, так и раздуть его до неадекватных размеров. Фоновый диалог отражает те негласные принципы и правила, на которых базируется ваша организация. Например, многие корпорации используют страх как основу корпоративной культуры, что ведет к боязни работника быть раскритикованным и обесцененным.

Такая характеристика коммуникации в бизнес-среде не может не пугать, ведь если зачастую мы не способны погасить собственные упреки нашего голоса Я-1, то как нащупать опору в многоголосье рабочих процессов? Это можно представить как огромный оркестр, участники которого, несмотря на четкие указания дирижера, стремятся играть каждый собственную мелодию, попутно образуя группы со схожим звучанием.

К счастью, для этой проблемы есть надежное решение — культивирование голоса Я-2. Постепенно вы станете точнее различать преобладание того или иного голоса в себе, коллегах, в корпорации в целом. Но на каком бы этапе вы ни столкнулись с негативными проявлениями Я-1, помните: побороть деспотичного, недовольного критика может только переориентация вашего внимания на мягкий, сознательный, природный голос Я-2.

Фокус внимания

Я-1, в отличие от Я-2, всегда пытается сосредоточить наше внимание на результате. Надо сфокусироваться, чтобы отвлечься от всего, что мешает сосредоточиться на действии.

Фокус Я-2 регулируется тремя компонентами: осознанием, выбором и доверием.

  • Осознание привносит ясность в истинное положение вещей, помогает осветить присутствие фокусов Я-1 и Я-2 в потоке сознания.
  • Выбор продиктован желанием. Это особенно важно, когда мы принимаем решение, какому из двух фокусов отдать предпочтение.
  • Функция доверия заключается в способности отказываться от контроля в пользу спонтанности и допущения.

Сознательная борьба с фокусом Я-1 обречена на поражение, потому что ваши ресурсы и внимание будут устремлены на укрощение строптивого зверя, являющегося неотъемлемой частью сознания, что само по себе создает энергозатратную ситуацию, лишенную смысла. Обнаружив столкновение фокусов Я-1 и Я-2, необходимо признать, что в вашем сознании есть сомневающееся часть, требующая вмешательства, и самопроизвольная, творческая сторона, направленная на реализацию ваших истинных потребностей.

Необходимо создавать благоприятную среду, позволяющую гармонично следовать по траектории фокуса Я-2 и легче обнаруживать акты вмешательства фокуса Я-1. Михай Чиксентмихайи в рамках теории потока безошибочно определил внутреннее состояние, способствующее наиболее сосредоточенной и продуктивной деятельности. По его мнению, наивысшая результативность рождается там, где заканчивается скука, но еще не в полной мере орудует страх неудачи.

Мы ощущаем скуку, когда наша деятельность не предоставляет возможностей для развития. С другой стороны, завышенные требования, несопоставимые с нашими возможностями, а также нереалистичные дедлайны приводят к повышению стресса, который убивает удовольствие от работы. Наша задача — найти оптимальный уровень переживания.

Фокус на практике

Применение фокуса на практике осложняется тем, что его нельзя настроить по принуждению, ведь его регулирует интерес. Отчаянные усилия удержать фокус ни к чему не приведут, вы только потеряете время и разочаруетесь. Второе, о чем следует помнить, работая с фокусом, — нельзя применять оценочный подход. Когда мы пытаемся на чем-то сфокусироваться, мы сильнее подвержены отвлекающим факторам, но чем больше мы пытаемся контролировать себя, тем быстрее теряем фокус.

Новое определение работы

На протяжении всей нашей жизни общество и навязанные извне стандарты успешности парализуют естественные порывы Я-2. Например, чем мы обычно считаем работу? Если задать такой вопрос, большинство людей ответят, что работа — это необходимость, давление, просто делание чего-либо или продажа личного времени за вознаграждение.

Но этот подход в корне неверен. Обратитесь к себе и разработайте новое собственное понимание работы.

Для этого выполните небольшое упражнение. Нарисуйте три колонки. В первой запишите воспоминания, которые способствовали формированию у вас текущего определения работы, во второй сформулируйте определение работы, опираясь на эти воспоминания, а в третьей проанализируйте, насколько ваше определение работы соотносится с вашими текущими целями и ценностями.

Новое определение работы должно стать для вас компасом, указывающим верное направление движения. Если мы графически представим компоненты экологичного определения работы, то получим схему в виде равностороннего треугольника, где на вершине расположена «результативность», а в оставшихся противоположных углах друг напротив друга будут находиться «обучение» и «удовольствие».

Таким образом, результативность появляется из обучения и удовольствия. Удовольствие естественным образом мотивирует нас возвращаться к выполнению тех действий, которые приносят положительные эмоции.

Прежнее определение работы отвергает удовольствие как необходимый компонент результативности, полагая, что следует жертвовать положительными эмоциями во благо достижения совершенства. Но большинство успешных людей свидетельствуют о том, что они всегда с удовольствием выполняют свою работу.

Обучение связано с вашим личным эволюционированием в рамках выполняемой деятельности. Оптимальная вовлеченность человека в работу невозможна без постоянного усложнения задач, когда вы чувствуете, что можете справиться, но придется приложить некоторые усилия и воспользоваться новыми методами.

Компоненты нашего треугольника взаимозависимы. Так, увеличивая удовольствие, вы также повышаете результативность и обучение, понижая его — уменьшаете остальные компоненты.

Многие менеджеры подразумевают под обучением нахождение новых инструментов для достижения лучших результатов. На самом деле обучение представляет собой перемену в понимании ранее полученной информации.

Приведем пример. Представьте, что вам поручили выступить с речью об организационных преобразованиях в вашей компании. Собрать информацию, предвосхитить возможные вопросы, выстроить сценарий выступления — все это промежуточные цели для достижения результата, то есть успешного выступления на публике. Учебной целью в данном случае будет желание научиться продуктивнее общаться с аудиторией или овладеть навыками публичных выступлений.

Цели, направленные на результат и обучение, зачастую взаимосвязаны: иногда на пути к достижению результативной цели мы видим итог обучения постфактум, когда результат уже достигнут и мы можем спокойно взглянуть на себя со стороны. К сожалению, чаще всего учебные цели игнорируются в угоду повышения результативности. Они словно по умолчанию считаются побочными или второстепенными.

Как действуют цели достижения результата и цели обучения? Цель обучения заставляет вас сосредоточиться во время выступления, и вы увлеченно следите за планом, акцентируете внимание на существенных тезисах, последовательно отвечаете на приходящие вопросы, иными словами, добиваетесь результата.

Чтобы легче ориентироваться в постановке целей обучения и благополучно достигать их, можно воспользоваться аббревиатурой QUEST. Это слово на английском означает «поиск» и, следовательно, является символом обучения. В этой аббревиатуре каждый компонент является одной из пяти целей обучения, по-своему расширяющих человеческие способности.

  • Qualities (качества) — те характеристики, которые мы хотели бы приобрести, усилить или разглядеть в других. На этом этапе вы учитесь формировать и выражать желаемые качества (осознанность, многозадачность, терпеливость, последовательность и т. д.).
  • Understanding (понимание) подразумевает всеобъемлющее осмысление чего-либо. Например, вы можете знать, как работают разные подразделения вашей компании, но, только вовлекаясь в процесс их функционирования, получаете осознание происходящих там процессов.
  • Expertise (компетентность) заключает в себе набор тех профессиональных навыков, которыми бы вы хотели овладеть или которые уже имеете. Сюда можно отнести, например, умение работать в графических редакторах, навыки разрешения конфликтов или творческого решения задач и т. д.
  • Strategic thinking (стратегическое мышление) — то, что позволяет нам взглянуть на свою жизнь или задачу со стороны, отвлечься от тактики и увидеть ситуацию в перспективе и целиком.
  • Time (время) — критически важный компонент обучения, так как большинство неудач в достижении учебных целей связано с неверно отведенными сроками. Как гласит первый закон Паркинсона: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Расплывчатые сроки способны намеренно усложнить задачу, которую в случае установления дедлайна, вы бы выполнили намного быстрее.

Чтобы лучше понимать собственную модель восприятия сроков, воспользуйтесь упражнением на осознание времени. Закончив какое-либо дело (что-то конкретное: написание релиза, утренняя инспекция почтового ящика, подготовка отчета), попытайтесь, не глядя на часы, предположить, сколько времени вы потратили на выполнение этой задачи. Далее зафиксируйте реально потраченное время. Эти две цифры покажут вам существующее расхождение в ощущении времени и научат вас более четко оценивать его, что поможет в итоге повысить продуктивность и скорость выполнения задач.

Я-1 имеет привычку обещать время, которого у него нет. Когда мы с энтузиазмом беремся за выполнение нескольких проектов, особенно важно правильно оценивать имеющиеся у нас временные ресурсы, иначе мы окажемся в ситуации просроченных дедлайнов и накапливающегося чувства вины за собственную нетрудоспособность.

От конформизма к мобильности

Для многих из нас признание своей ответственности и осознание свободы выбора может стать неприятным сюрпризом. Конформизм — это перекладывание ответственности на общество, обстоятельства, других людей, среду и т. д.

Что представляет собой мобильность? Умение развиваться, гибкость, удовлетворенность и гармонию.

Оставаясь в комфортном, но инертном положении ведомого, мы ходим по кругу и не используем расположившиеся вне нашей зоны комфорта возможности. Если вы намерены добиться мобильности, то есть уровня, на котором вы становитесь полноправным хозяином ситуации, вам потребуется отказаться от конформизма, заменив его более высокой осознанностью.

Чтобы сделать это, необходимо пройти пять этапов преобразования.

  1. Осознайте, что у вас есть мобильность.
  2. Поставьте перед собой цель, куда вы хотите двигаться.
  3. Двигайтесь к цели и будьте готовы к переменам, будьте гибкими.
  4. Будьте верны своей цели, сохраняйте ее четкое видение.
  5. Ваши действия должны совпадать с вашими целями, синхронизируйте их.

Вы сами должны руководить своей жизнью — действиями и ценностями, целями и мышлением.

Инструмент СТОП\STOP

Пожалуй, самая тяжелая задача — это работать осознанно. Львиная доля наших действий выполняется по инерции. В этом есть свои преимущества, если мы говорим об отточенных рутинных действиях вроде чистки зубов, вождения автомобиля и т. п. Но этот автоматизм тормозит наше развитие, если мы по инерции выполняем задачи, в которых присутствует учебный потенциал.

Нужно понять одно ключевое правило: автоматические действия по инерции будут всегда выполняться одним и тем же способом каждый раз, каждый день/неделю/год, пока вы осознанно не вмешаетесь в однажды выученный алгоритм его выполнения.

Наиболее универсальным методом для выхода из инертного состояния является алгоритм, обозначенный аббревиатурой STOP. Попробуйте эту схему:

  • Step back — сделать шаг назад;
  • Think — подумать;
  • Organize your thoughts — организовать свои мысли;
  • Procced — продолжить действие, ощущая ясность и понимание.

По сути, это метод медитации на формирование текущих событий. Важно помнить, что продолжительность каждого шага сугубо индивидуальна: нет правильного времени осмысления своих действий. Используйте этот метод не только в рабочих процессах, но и в ситуациях выбора: когда вы безотчетно соглашаетесь взять на себя избыточную ответственность только потому, что Я-1 не хочет говорить «нет», когда рабочие дискуссии с коллегами не выходят на новый уровень из-за стараний Я-1 сохранить имидж неконфликтного человека и т. п.

Иногда нам требуется «большой STOP», позволяющий на время отстраниться от протекающих в нашей жизни процессов, окинуть ясным взглядом существующие проблемы и методы их решения.

Хорошо, если вы осознаете потребность в этом действии до того, как вас вынудит сделать это психологический кризис и последующий за ним упадок сил с длительным периодом восстановления. Важно понять, что внутреннее желание Я-2 на время покинуть привычный водоворот дел и повторяющихся мыслей — не прихоть, а нужный и своевременный совет по поиску своих истинных целей и ценностей.

Думайте как СЕО

Затрагивая тему ответственности и выбора, важно прояснить, когда именно и как мы соглашаемся взять на себя обязательства, требующие больших затрат наших внутренних ресурсов.

Мысленно представьте себя в качестве CEO, то есть главного исполняющего директора корпорации, акции которой вы жертвуете/раздаете/продаете и обмениваете. Корпорация — это вы, ваша жизнь, ваши ресурсы, как внешние, так и внутренние.

Ответьте себе на вопрос: «Как распределены доли в моей корпорации?» Когда вы хотя бы приблизительно определитесь с этим, уточните вопрос: «Кому и за что я продал собственные акции?» Вполне вероятно, вы удивитесь своим ответам, ведь нередко мы обмениваем наши ресурсы на такие, в сущности, бесполезные вещи, как чье-то одобрение или избегание конфликта. Однако мы также обмениваем акции на дружбу или стабильность.

В отличие от реального предпринимательского мира со строгими правилами регулирования акционерного права, вы с рождения обладаете огромным преимуществом — правом возвращать себе ранее отданные акции. Ответ на вопрос «Могу ли я выкупить акции?», безусловно, положительный. Но вам придется решать: готовы ли вы выложить ту валюту, которой вам за них заплатили?

Потому что, если вы решитесь вернуть свои акции, вам придется заплатить за них тем же, за что вы их приобрели: деньгами, одобрением, бесконфликтностью и т. д. Большинство людей заблуждаются, полагая, что сами владеют контрольным пакетом своих акций. Некоторым тяжело признаться себе в том, что другие контролируют их жизнь, а кто-то осознает свою пониженную ответственность за собственную судьбу, но находит в этом определенные преимущества.

Спросите себя: «Хочу ли я вернуть свои акции обратно?» Ответ на этот вопрос станет толчком для дальнейших действий по преобразованию вашей жизни. Но нужно сохранять здравый смысл и помнить: мы живем среди людей, во многом наше благополучие и карьерный успех связаны именно с ними. Речь не идет о полном избавлении от акционеров — ключевая идея состоит в поиске оптимального для вас распределения ресурсов и возвращении необходимых вам времени и ресурсов для себя.

Следующий не менее важный вопрос: «Кто входит в мой совет директоров?» Чтобы ответить на этот вопрос как можно точнее, устройте воображаемое заседание совета директоров: подумайте, включены ли в него ваши брачные партнеры, родители, наставники? Они необязательно будут безоговорочно разделять ваше мнение, но и ваша задача, как главы корпорации, состоит в достижении функционального и продуктивного рабочего процесса, а не в слепом следовании чужим принципам.

Возможно, вы назначили своего директора в каждой из жизненных сфер: финансовый директор, директор по связям с общественностью, директор по отдыху, директор по религиозным вопросам и т. д. В этом нет ничего удивительного: каждый человек по-своему организовывает жизненные процессы. Но не забывайте, что право высказать мнение и право голоса — не одно и то же. Возможно, проведя ревизию, вам придется многих лишить права голоса. Но в итоге осознание собственной силы и возможность по своему усмотрению распределять ресурсы принесет вам только положительные изменения.

Коучинг

Для более успешной и открытой коммуникации наряду со STOP можно использовать транспонирование, то есть поставить себя на место оппонента. Вам не нужно непременно перенимать его точку зрения, но если вы сможете повторить протекающий в его мыслях внутренний диалог, вы сумеете понять собеседника. Этого можно добиться, задавая себе соответствующие вопросы и отвечая от лица собеседника: «Что я думаю?», «Что я чувствую?», «Чего я хочу?». Эти три простых вопроса позволят вам выявить внутренние проблемы межличностного взаимодействия не только в рабочем коллективе или в общении с клиентами, но и во всех остальных коммуникационных аспектах жизни.

В ситуациях неоправданного гиперконтроля, неопределенности и потери опоры, можно обратиться к списку контрольных вопросов, поочередно отвечая на которые, вы сможете четко очертить границы своего влияния и отказаться от того, что не попадает под эту сферу.

Вот какие вопросы нужно себе задать.

  1. Что здесь находится вне моего контроля?
  2. Что я пытался контролировать?
  3. Что я мог бы контролировать из того, что сейчас находится вне моего контроля?

Чрезмерный контроль как в отношении себя, так и по отношению к другим чреват перенапряжением и дальнейшим отказом от ответственности, что во многом провоцирует сопротивление переменам. Помните: настоящая ответственность является результатом свободного выбора, а не принуждения.

Здоровые амбиции

Желание — пусковой механизм любой деятельности. Поэтому самый важный вопрос, на который вам следует дать честный ответ: «Чего я хочу на самом деле?»

Однако наличие желания еще не гарантия его подлинности: вы можете делать что-то из желания быть как все, не отставать от других, получить одобрение и признание и т. п. При этом вы, конечно, обладаете самой широкой экспертизой в вопросе своих желаний, и только вы можете проинспектировать собственную жизнь на предмет их неподдельности. И все же голова — не самое лучшее место для поиска правильного ответа.

Как правило, за большинством «я хочу» скрывается хорошо замаскированное «я не хочу»: я хочу работать, чтобы поддерживать текущий уровень жизни, я хочу заниматься спортом, чтобы не отставать от других и т. п. Попробуйте отыскать свое настоящее желание, открыто спросив себя: «Где мое истинное желание?»

Обратитесь к детским воспоминаниям: как вы раньше понимали, что чего-то хотите? Как бы вы описали это чувство желания? Консервативные методы воспитания блокируют в нас умение обращаться к собственным желаниям — тем, которые уходят на галерку, отдавая свое право голоса всяческим долженствованиям, чужим идеалам, обязанностям и требованиям.

Чтобы обнаружить свои истинные желания, потребуется некоторое время, немного самоанализа и честность перед собой, но это того стоит: распознав источник своих желаний и обретя понимание различий между настоящим и навязанным «хочу», вы получите доступ к мобильности, движимой вашим главным стремлением и амбицией. Ваше разочарование и стресс от работы превратятся в опыт, приносящий удовлетворение.

Ребенок не задумывается над тем, чего он хочет — он просто следует за желанием, не нагружая его дополнительными мыслительными операциями. Так почему же мы не можем просто довериться своим чувствам? Причина нашей неуверенности кроется в страхе неудачи.

«Что, если я совершу ошибку, свернув со знакомого пути?» «Что, если мои желания приведут меня к неудаче?» «Что, если у меня вообще нет истинных желаний?» И прочее. Такие страхи вполне ожидаемы: общество, родители, институты, награждая нас идеалами, тоже руководствовались этими страхами, отметая желания как движущую силу мотивации и замещая ее разумом.

В религиозном контексте «разумом» выступает страх вечных мук. То есть утверждается, что человеку следует непременно доверять чему-то извне — священнику, заповедям, Библии, — но не самому себе. Психоаналитическая теория Фрейда хотя и является атеистической, также не признает желания человека как оптимальную мотивацию для целенаправленных действий, настаивая на цивилизации и социализации, которые должны усмирить его желания и направить их в общественно полезное русло.

Школа учит нас подстраивать удовлетворение своих потребностей и желаний под универсальный график. Более того, школа выстраивает за нас приоритетность наших желаний. Таким образом, на всем пути нашего личностного становления мы получаем сообщения о том, что правильнее и безопаснее отдать бразды правления судьбой кому-то или чему-то извне, но только не себе самому. Многие люди пренебрегают собственными желаниями и даже находят удовольствие в следовании заданному извне реестру желаний. Но все меняется, когда вы чувствуете, что у вас появилась большая амбиция.

Большая амбиция — это сильное желание, стремление к чему-то, и в подавляющем большинстве случаев вы чувствуете ее, а не получаете рациональным путем. Содержащегося в такой амбиции заряда мотивации хватает, чтобы противостоять страху, низкоприоритетным задачам, общественной оценке и противоречивым ожиданиям. Наши природные амбиции являются важнейшей ценностью на пути к производству ценностей для человечества и общества. Именно поэтому необходимо научиться прислушиваться к ощущаемому желанию, и в этом нам может помочь всегда непредвзятый природный голос Я-2.