Найди ментора: Как перейти на следующий уровень

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Самый быстрый путь наверх

Есть умение, желание идти дальше, талант, сила, здоровье... Но дальше почему-то не получается. Усилий тратится все больше, а достижений при этом все меньше.

Это оттого, что вы достигли предела.

Первоначальных успехов люди добиваются благодаря личным свойствам (ничего другого, в большинстве случаев, и нет). Наработанный опыт позволяет развить полученный результат. А дальше, чтобы подняться на следующий уровень, нужно подключать иные ресурсы. А именно силу окружения. С этой точки качественный рост возможен только в союзе с другими людьми.

Теперь ваши результаты будут определять ваши социальные связи, их качество. И это самый эффективный путь наверх. То есть вам необходим ментор.

Кто такой ментор?

Главный национальный миф Америки: «self-made man» — человек, сам себя создавший. В отличие от аристократов Европы, получавших все путем наследования, новые герои строили свою жизнь сами, добиваясь успеха собственным умом, сноровкой и талантом.

Герой-одиночка — это архетипический образ, он присутствует почти во всех сказках и легендах. Но в действительности ничего серьезного люди в одиночку сделать не могут. Тогда откуда взялся миф?

Причин его появления несколько.

  • Первого успеха люди и вправду добиваются сами. И чем больше они одарены — тем позже настигнет их провал «второго уровня». Когда их карьера начнет пробуксовывать, весь предыдущий опыт обратится против них: придя к успеху самостоятельно, они уверены, что им следует во всем полагаться на себя. Но именно поэтому их развитие останавливается. Этот уровень — потолок для 90% успешных бизнесменов.
  • Те, кто поднимается на следующий уровень, для всех остальных выглядят небожителями. Их путь уникален и неповторим для большинства. И это действительно так, потому что любая жизнедеятельность неотделима от личности. Но фокус в том, что истинная причина их перехода на вершину — не в особой гениальности данного человека, а в том, что ему протянули руку с вершины и помогли подняться. Только зачем ему об этом кому-то рассказывать?
  • Тем более если он искренне убежден, что всего достиг сам.

Однако любая книга по нетворкингу говорит, что узнать путь люди могут только от других людей. И это то же самое, что еще 2,5 тысячи лет назад утверждал знаменитый военачальник Сунь-цзы в книге «Искусство войны»: узнать что-либо наперед можно только от людей.

Знание отличается от информации тем, что не существует и не хранится само по себе. Знание реализуется в действии.

Если представить сумму знаний, которыми вы обладаете, в виде лесной поляны, то увеличивать знание — значит вырубать деревья вокруг. Чем шире становится поляна — тем больше деревьев нужно срубить по ее границам, чтобы ее расчистить. То есть труда приходится вкладывать все больше, а результат при этом все уменьшается. Это объективный закон действительности, который называется законом убывания предельной полезности.

Если остановиться и не рубить деревья (не использовать знания) — поляна зарастает снова (знание утрачивается).

Вы можете быстро увеличить площадь своей поляны, если объединитесь с другими людьми, с их полянами. Но как их найти, как отыскать в лесу правильное направление?

Вы связываетесь с соседями, объединяете усилия в поисках. Вам нужны связи, много связей. Их поддержание также требует ресурса: времени, сил, энергии.

Чем больше связей — тем меньше возможностей ими лично воспользоваться, а поддерживать связь на расстоянии непродуктивно и затруднительно.

Что же делать?

Выход на качественно иной уровень может обеспечить только связь с человеком, который видит ситуацию в перспективе, с другого ракурса. С горы.

Такой человек способен открыть для вас вход в другое измерение. Он и есть ментор.

О роли личности в истории

Ментор — имя человека, которому Одиссей поручил заботиться о своем сыне, Телемахе. Это имя стало нарицательным. Ментор сегодня — тот, кто, имея больший опыт, чем вы, помогает вам состояться в профессии. Идея менторства стара, как само человечество.

Люди часто спорят о роли личности в истории: почему и откуда берутся люди, меняющие ход событий? Откуда у них такая сила и талант? Ответ прост: источник этой силы — менторы.

Именно поэтому Александр Македонский завоевал полмира в 25 лет, Чингисхан создал империю, молодой правитель Цинь Шихуанди построил китайскую стену и объединил Поднебесную... И так далее. Есть много героев, повернувших течение истории, несмотря на скромные начальные данные.

Ученик и учитель — это архетип, укорененный в поведении людей, истории и культуре. В этот архетип укладываются не только древнегреческие мифы, но и сказания о короле Артуре и Мерлине, и даже книги о Гарри Поттере.

Такой постоянный сюжет называется мономифом.

Впервые о мономифе написал Джозеф Кэмпбелл в 1949 году в книге «Тысячеликий герой». Эту книгу изучают литературоведы и сценаристы Голливуда до сих пор. Анализ мировой мифологии, проведенный Кэмпбеллом, доказывает, что все истории, существующие на земле, скроены по одному лекалу: все они соответствуют мономифу о становлении героя, которое проходит следующие этапы.

  • Призыв. Героя зовут к действию. Предсказание, повеление богов, смерть друга — любое обстоятельство, которое отправит героя в путь, является «призывом».
  • В пути герой встречает проводника-наставника — того, кто помогает ему пересечь границу между обыденностью и другим миром, превращает героя в избранника судьбы, особенного, иного, передает ему необычные умения, знания и помощников.
  • С их поддержкой герой побеждает все трудности и возвращается домой с заслуженной наградой.

Детали могут отличаться, но у героя всегда есть наставник — не важно, Баба-яга или магистр Йода.

У каждого исторического лица, сыгравшего серьезную роль в истории человечества, был наставник. Достаточно изучить биографии большинства великих людей, чтобы в этом убедиться.

У Юлия Цезаря была поддержка консула Цинны. У Циня Шихуанди — помощь Люя Бувэя. Чингисхан шел к власти, опираясь на друга своего отца, вождя Тоорил-хана. Черчилль стал политиком под влиянием американца Уильяма Бурка Кокрана.

Любой большой успех является заслугой ментора.

Социальный лифт

Недостаточно одного лишь таланта для продвижения вверх по социальному лифту. В качестве доказательства — вот история Джошуа Белла, опубликованная в «Вашингтон Пост» в апреле 2007 года.

Стоя на станции метро в Нью-Йорке, Белл играл на скрипке. Примерно за час игры он заработал 32 доллара. Мимо него прошли тысячи пассажиров, не больше 20 из них кинули музыканту монетку.

А между тем Джошуа Белл — один из лучших скрипачей мира, и в руках у него была скрипка Страдивари ценой в миллионы долларов. Билет на концерт Белла стоит больше сотни.

Вывод неутешителен: можно быть очень одаренным человеком, но ваш заработок будет зависеть от места, в котором вы трудитесь. В метро — 32 доллара, в Карнеги-холле — тысячи долларов. Вся загвоздка в том, чтобы попасть в Карнеги-холл.

Джошуа Белла еще в 17-летнем возрасте туда привел Джозеф Гингольд, влиятельный музыкальный педагог. Да, Белл талантлив, но лишь авторитет его наставника поставил этот талант в правильный контекст. И это сделало успех музыканта возможным.

Разглядеть талант может тот, кто смотрит сверху и видит картину в перспективе. Где и как найти этого человека?

Нетворкинг — это горизонтальные связи с теми, кто соседствует с вами. Но для продвижения на другой уровень нужны связи вертикальные — с теми, кто стоит выше вас по социальной лестнице.

Элитные группы вышестоящих обычно закрыты для чужих. И чем сильнее талант — тем больше сопротивляются члены закрытых клубов от проникновения незваных новичков, которые угрожают их положению. В этом суть социальной иерархии. Кроме того, чем ближе вершина — тем круче подъем, тем сложнее двигаться вперед. На самый верх забраться без помощи невозможно.

Только ментор способен сбросить сверху веревку или подержать лестницу, чтобы вы могли забраться выше. Ваш наставник — тот, кто даст нужное вам сакральное знание и обеспечит проход на качественно иной уровень. Он — ваш социальный лифт.

Кто не ментор. Мода на менторов

Бурный рост высокотехнологичных отраслей сделал современный бизнес другим: все ускорилось в разы. Именно это сделало институт менторства таким популярным и востребованным.

Бизнес-девелопмент стал массовым явлением, и, как обычно происходит со всем массовым, сильно проиграл в качестве. Менторство ныне воспринимается как обучающая технология для новичков.

Но это неверно. Не стоит путать ментора с учителем.

В наше время 99% знаний можно найти в интернете — любое знание намного доступнее, чем в прошлые эпохи, когда оно было чем-то сакральным. С другой стороны, хороший учитель востребован даже больше, чем прежде, потому что знание стремительно устаревает. Умение разобраться в обилии информации и помочь усвоить нужное по-прежнему ценно, но это не роль и не главное свойство ментора.

Бизнес-тренер

Цифровой век снизил роль знания, но существенно увеличил значение навыков. Выработка навыков требует опыта и времени. Для достижения мастерства нужно примерно 10 тысяч часов посвятить выбранному делу.

Сократить этот срок помогает бизнес-тренер. Эта новая профессия сделала некоторых людей мировыми знаменитостями. К примеру, годовой личный тренинг у Тони Роббинса стоит 1 миллион долларов — потому что он результативен. Но такая цена — исключение из правил. Даже самый лучший тренер не заменит ментора, если у него нет нужных именно вам возможностей и связей.

Коуч

Как и ментор, коуч ведет клиента индивидуально. Но, в отличие от ментора, коуч не дает готовых решений — он ставит вопросы и направляет подопечного по нужному пути развития.

Обратите внимание: для многих состоявшихся мужчин роль коуча выполняла жена. Недаром говорят о «великой женщине», которая стоит за каждым успешным мужчиной. А вот муж для жены чаще играет роль ментора.

Консультант

Роль бизнес-консультанта сходна с ролью ментора — он тоже дает решение, пользуясь своим опытом и знаниями. Но мотивация консультанта другая: это профессионал высокого класса, зарабатывающий деньги услугами. То есть его отношения с клиентом — это бизнес-сделка, подкрепленная договором.

Ментор тоже может получить деньги за свою помощь и даже составить договор со своим протеже. Но в любом случае это не будет для него бизнесом.

Идеальный ментор

Если ментор обладает качествами хорошего учителя, тренера, коуча и консультанта это означает, что он талантливый и незаурядный человек, идеал ментора.

Но ментором он является не поэтому. Критерии ментора следующие.

  • Превосходство. Ментор должен качественно превосходить ученика, в идеале — он должен во всем быть на несколько уровней выше его. Как правило, такая большая разница означает, в том числе, и разницу в возрасте — примерно 20 лет и больше.
  • Близость. Отношения ученика и ментора должны строиться на полном доверии, откровенности друг с другом и близости — так же, как любовь и дружба. Иначе это будет эксплуатация.
  • Сходство. Бытует мнение, что противоположности притягиваются. На деле противоположности, скорее, основа для интересной драматичной истории, но для совместной работы и продуктивного общения люди сближаются, если имеют похожие характеры и взгляды на жизнь, одинаковые ценности и приоритеты.

Что дает ментор. Слово и дело

Согласно мифам и легендам, ментор — проводник в другой мир — преображает героя. Он делает это разными способами.

  1. Дарит герою сакральное знание (сведения о том, где лежит смерть Кощея или умение драться световым мечом).
  2. Снабжает героя ресурсами (меч-кладенец, ковер-самолет) или сам становится таким ресурсом, отправляясь в путь вместе с героем (Мерлин при короле Артуре, джинн при Аладдине).
  3. Вдохновляет героя личным примером, дает мотивацию и позволяет визуализировать цель. Это важно, поскольку источник мотивации — разум, а источник вдохновения — чувство. Оно держит и направляет нас, позволяя не замечать препятствий.
  4. Наблюдает и контролирует. Чужие ошибки учат разве что осторожности, но не движению, поэтому вам необходимо совершить свои ошибки на пути к цели. Наставник поможет заметить их вовремя и подскажет, как исправить.
  5. Ментор покровительствует ученику. Последнее особенно важно после тридцати, когда человек добился всего, чего мог, с помощью собственных возможностей и ресурсов — теперь ему нужна только помощь с верхнего уровня.

Конкуренция возросла, цена ошибки тоже, нужнее всего связи. Но время работает против вас. И тут как никогда важен ментор-покровитель: он подтолкнет вас прямым содействием. Иногда покровитель делится даже своим талантом, чтобы вывести ученика на должный уровень.

Итак, ментор становится наставником и покровителем героя.

Причем в качестве наставника ментор не только делится своим опытом и знанием, но и выстраивает стратегию, направляя ученика к цели кратчайшим путем. Потому что, в отличие от обычного наставника, ментор, будучи на несколько уровней выше ученика, видит ситуацию в перспективе и с самой высокой позиции.

Многие весьма успешные в бизнесе люди не имеют стратегических планов, предпочитая просто ловить шансы и хватать возможности, когда они появляются. Это называется «метод крокодила». Рептилия, существующая на планете миллионы лет, сильна и стремительна, но охотится всегда пассивно, подстерегая жертву у водопоя.

Это стратегия выживания, но не развития. Чтобы развиваться по-настоящему, нужно заранее планировать и создавать точки роста.

Наставник дает стратегическое видение. Уоррен Баффет и Бенджамин Грэм

Уоррен Баффет — крупнейший благотворитель в истории. Он заслужил это звание в 2010 году, когда отдал 37 миллиардов долларов — все свое состояние — в пять благотворительных фондов. Его учителем был Бенджамин Грэм, эксперт и преподаватель Колумбийского университета. Книги Грэма о фондовом рынке («Анализ ценных бумаг», «Разумный инвестор») — классические труды, обязательные для каждого, кто имеет дело с инвестициями.

Грэм был первым, кто отказался от стратегии биржевой игры и случайных спекуляций в пользу инвестирования, основанного на анализе отчетов компаний, оценке доходности и других факторах.

Баффет стал учеником Грэма и некоторое время даже работал на него бесплатно, чтобы получить опыт и знания. Под его руководством он заработал свой первый капитал (140 тысяч долларов), после чего создал собственную фирму и вошел в историю бизнеса, будучи прозванным «Провидцем из Омахи».

Наставник развивает талант и дает ресурсы. Леонардо да Винчи и Андреа дель Верроккьо

Есть четыре вида ресурсов, позволяющих людям достигать успеха.

  • Природные данные: талант, характер. Все, что дано вам по праву рождения. Наставник способен разглядеть ваш дар, раскрыть его.
  • Навыки и знания: компетенции. Нарабатываются по пути к избранной цели. Ментор может подстегнуть это движение, направив коротким путем и с меньшими усилиями.
  • Ваш ближний круг: связи. Тут роль ментора принципиально важна: он использует собственные связи, чтобы развить ваши, или, по крайней мере, научить развивать и нарабатывать такой ресурс.
  • Личная репутация.

Леонардо да Винчи был чрезвычайно талантлив, но даже его гений мог бы кануть в безвестности, если бы не его учитель — Андреа дель Верроккьо, знаменитый в свое время флорентийский скульптор и декоратор.

Его мастерская была фабрикой по производству красок, обработке металла и камня, местом, где писали картины, создавали декорации для праздников, проводили химические опыты (вот откуда вкус к науке у Леонардо). Мастерскую часто посещали знаменитые художники и родовитые аристократы, что помогло да Винчи обзавестись связями и получить первые заказы.

Верроккьо был отличным ментором — ведь среди его учеников числятся еще и Перуджино, и Боттичелли.

Наставник вдохновляет. Марк Цукерберг и Стив Джобс

Когда в 2006 году Yahoo предложил выкупить Facebook за 1 миллиард долларов, все совладельцы новой развивающейся компании согласились на щедрое предложение. Все, кроме 22-летнего Марка Цукерберга. Хотя Facebook еще не давал никакой прибыли, Марку не понравилось то, как видят будущее соцсети в Yahoo.

Большинство людей осуждали «выскочку» Цукерберга, но один человек одобрил его решение — Стив Джобс. Они часто общались с Марком. Цукерберг спросил совета у Джобса — ему казалось, что Facebook в тупике. Джобс спросил: верит ли Марк в развитие своей компании? Да, ответил тот. После этого Джобс посоветовал молодому предпринимателю посетить один храм в Индии.

Как ни странно, это помогло. У Марка возникли новые идеи и понимание того, насколько важно видеть будущее того, что делаешь. Суть бизнеса не в том, чтобы просто получать прибыль, а в том, чтобы менять мир.

Наставник контролирует. Стив Джобс, Стив Возняк и Майк Марккула

Марккула — тот человек, который стал инвестором Apple, когда оба Стива еще только искали деньги на свой первый массовый компьютер. Майк, работавший прежде инженером в Intel, стал миллионером в 32 года. Он вложил в новое предприятие личные средства, нашел кредиты, привел первого СЕО, а после стал им сам и даже писал программы для Apple II.

В 1985 году Майк уволил Джобса, когда у того возникли разногласия с СЕО Джоном Скалли. И он же вернул Джобса в компанию спустя 11 лет. Майк осуществлял функцию жесткого контроля, удерживая пылкого и часто безрассудного Джобса от разрушения компании. Сам Стив Джобс считал взлет Apple заслугой Майка.

Покровительство. Тайный код

Человек, будучи «общественным животным», по определению Аристотеля, лучше всего чувствует границы группы, определяя позиции «свой — чужой». В наше время группировок в обществе стало намного больше, а границы теперь менее четкие. И все же ресурсы по-прежнему распределяются между «своими»: ресурсов никогда не хватает на всех.

У каждой привилегированной группы — свои маркеры принадлежности: общий круг знакомств, обучение в вузе или работа в компании, йога и буддизм среди инженеров Кремниевой долины, каббала в среде голливудских кинодеятелей.

Идея «культурного кода» в обществе ярко отражена в пьесе «Пигмалион» Б. Шоу: ее герой профессор Дулитл обучил уличную цветочницу манерам и говору герцогини, после чего сам в нее влюбился.

«Тайный код» — это то, что может дать только ментор.

Ментор-покровитель одаривает репутацией. Рой Кон и Дональд Трамп

Репутация является капиталом. Даже больше — репутация способна подарить такое, что за деньги не продается.

В 1973 году, будучи молодым и амбициозным девелопером, Дональд Трамп встретился с Роем Коном, успешным и невероятно влиятельным юристом.

Рой Кон сделал карьеру на деле Розенбергов. Это его крайне агрессивная позиция и напористое поведение в суде стали причиной смертного приговора, вынесенного Юлиусу и Этель Розенберг, подозреваемым в шпионаже в пользу СССР. Их приговорили, несмотря на фактическое отсутствие доказательств.

Кон работал в Комиссии Маккартни, завел связи в политических верхах, а кроме того, накопил компромат на многих влиятельных людей, чем не стеснялся пользоваться.

Трамп призвал Кона, чтобы тот помог ему избавиться от федерального обвинения: его обвинили в расизме и дискриминации. Управляющие квартирных комплексов Трампа не сдавали квартиры черным американцам.

Трамп проиграл суд: доказательства вины были прочнее брони. Но Кон стал личным адвокатом и наставником Трампа. Это он научил будущего президента считать любой скандал пиаром; атаковать, защищаясь; изображать победу, несмотря на проигрыш. Злая репутация Кона весьма пригодилась Трампу. По слухам, выбивая уступки из собеседника на сложных переговорах, он показывал портрет зверя-адвоката и спрашивал: «Хочешь, чтобы я напустил его на тебя?»

Связи — ресурс ментора. Анатолий Карачинский и Эстер Дайсон

Чтобы постоянно расти и развиваться, человеку необходимы связи. Они бывают трех видов:

  • сверху вниз — фундамент вашего настоящего;
  • горизонтальные связи — ваш ресурс количественного развития;
  • «снизу вверх» — помощь в подъеме на другой уровень, развитие качества.

Оптимальный путь наверх не всегда виден снизу, поэтому роль ментора может оказаться решающей.

Так, например, президент крупнейшего российского IT-холдинга IBS Group Анатолий Карачинский, в прошлом — выпускник МИИТ, инженер-системотехник, автор одной из первых книг о персональных компьютерах в СССР, каждым своим продвижением в карьере обязан Эстер Дайсон — бывшей журналистке Forbes, влиятельному IT-эксперту и венчурному инвестору.

Карачинский подружился с Дайсон в Москве, куда она впервые приехала в 1986 году. В 1991 году она познакомила Карачинского с Россом Перо (что стало причиной создания компании IBS). Она же впоследствии познакомила Карачинского с Миленко Хорватом (президент российского Citibank), ставшего инвестором IBS.

Компания Dealine — отделение IBS, занятое дистрибуцией американских компьютеров — появилась после того, как Дайсон свела Карачинского с Майклом Деллом. В 2000-х Дайсон помогла получить крупный контракт с фирмой «Боинг» новому проекту Карачинского — Luxoft. В 2019 году бренд Luxoft был выкуплен американцами за 2 миллиарда долларов. Эстер Дайсон называют «крестной матерью Рунета».

Что вы можете дать ментору. Quid pro quo

Для выживания человеку необходима группа. Все поведенческие модели человечества строятся вокруг стратегий борьбы за ресурсы и сотрудничества. Базовых стратегий три:

  • человек берет;
  • человек отдает;
  • человек обменивает.

Большая часть общества настроена на стратегию обмена. Модель: «ты — мне, я — тебе» стремится к справедливости. Тот, кто только «берет», стремится к выгоде, не думая о других. Те, кто бескорыстно отдает, ценят отношения.

Какой путь будет более выигрышным?

На нижних уровнях «берущие» поначалу выигрывают, но высоких результатов не добиваются. Как ни странно, но самых вершин успеха достигают больше «отдающие». У обменивающих — на всех уровнях стабильные средние результаты.

Среди альтруистов встречаются и неудачники. В чем же разница между альтруистами, достигшими вершин, и их собратьями — неудачниками?

Те, кто сумел добиться успеха, вовремя определяли в своем окружении постоянно «берущих» эгоистов и блокировали общение с ними. Неудачники продолжали отдавать всем без разбору и быстро лишались ресурсов.

Более справедливый подход в окружении победителей помогал им расти и подниматься к вершинам.

Один в поле не воин

Отношения ментора и ученика — это система, построенная на взаимодействии. Другими словами, ментор не только отдает, но и получает. Что именно?

  • Поддержку в его собственных делах. Время — наиболее ценный ресурс, и чем ближе к вершине — тем значительнее его роль. Очевидно, что самые крупные дела требуют времени, сократить сроки способна только надежная команда единомышленников. Не тех людей, чью лояльность купили деньгами! А тех, кто вам близок по духу, кто связан с вами. Менторство позволяет сформировать такую команду поддержки. Чем лучше ученик — чем совместимее он с вами, чем больший потенциал демонстрирует — тем сильнее будет ваша команда.
  • Энергия молодости — также важный ресурс. С возрастом приходит не только опыт, но еще и усталость. К старости слабеет тело, снижается мотивация, слабеют желания. Хотя люди могут придумывать другие, небиологические цели, чтобы жизнь не утрачивала смысл, но все же общение с юным и увлеченным учеником поддерживает энергию ментора, подпитывает его психику, делает его мозг более пластичным, позволяет объективнее видеть и оценивать самого себя.

Энергия творчества, энтузиазм ученика, интерес к той задаче, которую он ставит перед собой, — все это придает ментору импульс активности.

  • Стимул для развития. Тем, кто забрался на большую высоту, нельзя останавливаться: любая остановка приводит к утрате позиций. Это похоже на состояние альпиниста на высоте 8 тысяч метров. На горе разреженный воздух, и если на такой вершине остановиться — организм начнет умирать из-за недостатка кислорода. Поэтому так важен еще один дар амбициозного ученика своему ментору — стимул для развития, чтобы не стоять на месте.
  • Сохранение наследия. Смерть заставляет ценить жизнь и думать о ее смысле. Из этой рефлексии рано или поздно возникает идея наследия: что останется после нас? Потомство, созданные человеком вещи, но особенно — идеи и носители этих идей — люди. Те, которые станут продолжателями начатого дела.

Умирая, Кристиан Диор передал руководство своим домом моды Иву Сен-Лорану, своему ученику, потому что был уверен: взгляды и подходы к творчеству и стилю у молодого человека сходны с его собственными. Иву Сен-Лорану был всего 21 год. Спустя три года он создал свой бренд, став настоящим продолжателем идей Диора.

  • Вознаграждение. Люди не ценят то, что далось им даром. Поэтому, хотя уровни доходов ментора и ученика различаются на порядки, тем не менее некоторая (не символическая) компенсация за время и труды ментору может быть возмещена. Но деньги в данной ситуации в большей степени стимул для ученика — как залог серьезности его намерений.

Мне нужен ментор — где его найти?

Идеально иметь ментора для каждого этапа жизни или направления, в котором вы хотите повысить уровень. В современном мире все быстро меняется, поэтому так востребована личная адаптивность. Необходимо постоянное обучение и переквалификация. В связи с этим менторы нужны часто. Для их поиска требуется осознанная целевая стратегия.

В интернете? Можно искать в интернете. Есть много сетевых ресурсов, сервисов и открытых сообществ, помогающих выстраивать партнерские и профессиональные связи. Но в большинстве случаев это будут горизонтальные связи — полезные, но не выполняющие главной задачи ментора — обеспечения доступа на другой уровень по вертикали.

В закрытых сообществах? Можно искать ментора в закрытых бизнес-сообществах, если найдется подходящий контекст, который позволит вам туда проникнуть.

Но тут следует иметь в виду, что по-настоящему элитные сообщества выстраивают действительно непроницаемые границы. А вот сообщества-подделки могут лишь изображать «закрытость», используя это в качестве маркетинговой приманки. И хорошо, если в таком фальшиво «закрытом» сообществе окажутся люди вашего круга и уровня, а не те, кто гораздо ниже.

Задача по поиску ментора решается пятью возможными способами.

1. С помощью ментора. Если у вас есть ментор, обратитесь к нему с просьбой помочь вам найти ментора для следующего уровня или другого направления деятельности. Это самый простой путь. Находясь на более высоком уровне, чем вы, ментор понимает, кто вам нужен, чтобы двигаться вперед. Его связи шире и лучше ваших. Он может использовать свою репутацию, чтобы рекомендовать вас следующему ментору, и при этом избежит противоречий в интересах.

Понятно, что ментора у вас может не быть. У большинства людей его нет.

Но может быть, вы его и не искали? Проанализируйте свои связи. Вполне вероятно, что подходящий человек найдется.

2. Создайте близость. Среди ваших контактов наверняка есть люди, отвечающие хотя бы одному критерию ментора — высокому статусу, превосходящему ваш. Спросите себя: с кем из них вы хотели бы сблизиться? Вам нужно эмоциональное стремление — тогда есть вероятность, что и у другой стороны появится по отношению к вам определенная симпатия, возникнет нужная «химия».

Для сближения используйте стратегическую модель «отдавать» — она будет наиболее эффективна. Потому что «обмен» на данном этапе ваших отношений не возможен — у вас нет эквивалентно равных ценностей, к тому же обмен не способствует формированию близости, он конечен по времени.

Отдавая, вы «авансируете» вашу будущую связь с ментором. Как это делать?

  • Интересуйтесь человеком без фамильярности.
  • Будьте в постоянном контакте, но без назойливости.
  • Уважайте с достоинством.
  • Проявляйте внимание.
  • Поддерживайте в делах, если это возможно.
  • Продемонстрируйте человеку свою симпатию, но не свою нужду в нем.

Ваша задача — вызвать ответную симпатию ментора и доказать, что вы хороший ученик и заслуживаете стать его протеже.

В начале своего творческого пути Джеки Чан был всего лишь молодым каскадером — одним из многих, кого взяли работать дублером на фильм «Кулак ярости», где главную роль играл Брюс Ли, американская кинозвезда. Джеки было 17 лет.

В одной из сцен Брюс Ли не рассчитал силу удара, и Джеки упал с высоты. Брюс Ли бросился к нему, чтобы узнать, жив ли парень. Джеки был тронут таким вниманием и заявил, что готов продолжать работу. С этого момента он постоянно слегка преувеличивал болезненность своих травм, но неизменно отказывался останавливать из-за них съемки. В результате Брюс Ли запомнил Джеки как самого мужественного каскадера и вскоре настоял, чтобы ему повысили оклад. Они работали вместе недолго, но репутацию лучшего каскадера Гонконга Джеки Чан заслужить успел.

3. Установите контакт. Авансируя отношения, можно и не получить ничего в ответ — такой риск есть всегда. Корректируйте тактику, отрабатывайте социальные навыки. Вы могли выбрать неверный способ, момент для сближения или неподходящего человека. В таком случае придется начать все сначала.

Но если все складывается хорошо, то для формирования отношений вам нужен постоянный формат — общая площадка, где вы будете видеться, встречаться с ментором. Лучшая тактика — строить с самого начала неформальные отношения, не связанные с профессиональной деятельностью, где всякое общение формализовано, ограничено этикетом, субординацией, временем.

4. Чужой ментор. Если в вашем окружении все-таки нет человека, подходящего на роль ментора, задействуйте свои горизонтальные связи, весь доступный вам нетворк, и узнайте — нет ли ментора у тех, кто находится на одном с вами уровне.

Это трудоемкий анализ, но он открывает вполне возможный путь. Вашей задачей будет сделать чужого ментора своим. Отыскав его, нужно действовать дальше по той же схеме: выяснить, подходит ли он вам, авансировать отношения, начав регулярно общаться. Сблизиться.

Этим путем воспользовался Барак Обама, причем дважды. Сперва он сделал своим ментором Валери Джаррет, заместителя мэра Чикаго Ричарда Дэйли. В 1991 году Валери покровительствовала его невесте — Мишель Лавон Робинсон, будущей миссис Обама. Сблизившись с Валери, Обама воспользовался ее покровительством и вскоре стал протеже ее шефа и ментора — самого мэра Чикаго Ричарда Дэйли.

5. Действовать на удачу. Это еще более сложный вариант, но удача идет к тем, кто пытается ее поймать. Можно обратиться напрямую к людям, которые не входят в число ваших знакомых, с кем вы ничем не связаны, кроме той сферы, где хотите продвинуться.

Понятное дело, что у людей выдающихся на вас может не оказаться времени. Но попробуйте заинтересовать не тех, кто на самом пике известности, а тех, кто уже отошел от дел, хотя все еще сохраняет связи и влияние. Конверсия «холодных» звонков составляет всего 3%, тем не менее этот подход тоже способен принести плоды.

Возможно, вас вдохновит то, что знаменитый Илон Маск воспользовался именно этим сценарием. В конце 1990-х Маск — бедный студент-иностранец — изучал физику в канадском университете. Он и его брат постоянно искали подработку и ради этого регулярно звонили разным персонам, предлагая встретиться за обедом. Так им однажды удалось пообедать с топ-менеджером банка Питером Николсоном.

Этому человеку понравилась увлеченность Маска, и он взял его на летнюю практику в банк, а кроме того, рекомендовал идеи талантливого юноши руководству. Хотя идею Маска тогда отвергли, тем не менее, работу Маск получил. А в 1999 году сумел запустить свой самый успешный стартап — платежную систему PayPal. Встречи с Николсоном Маск ожидал полгода.

Почему в России мало менторов. Где все?

В России связи всегда ценились больше денег: всем известна поговорка о ста друзьях. Но почему в нашей стране, где так много успешных людей, так мало менторов? Менторство в целом у нас воспринимается как часть западного влияния.

Вся проблема в том, что люди, достигшие вершин, пока не имеют того опыта, которым имело бы смысл и хотелось бы делиться. Россия едва прошла период первоначального накопления капитала — те самые «лихие 90-е». Условия, в которых складывался рынок, не поощряют к откровенности.

А следующее поколение бизнесменов растет уже в другой культуре, и, хотя среди этих людей есть достаточное число успешных, все же разрыв в стратегическом превосходстве с возможными учениками у них еще не настолько велик, чтобы возникала заинтересованность в менторстве. Эти люди еще не прошли свой период роста и поэтому видят других скорее в роли конкурентов, нежели учеников.

Тем более что до унификации опыта и создания определенных школ в России все еще далеко. Опыт большинства тех, кто достиг успеха, слишком уникален и специфичен, чтобы им было чем поделиться с учениками. Экспертных знаний в стране по части бизнеса пока не хватает.

Полезные связи и знакомства присутствуют, а вот преемственность знаний сильно отстает. Менторов не хватает и на самых высоких позициях.

Кроме того, в среде добившихся успеха россиян особенно часто имеет место ошибка когнитивного искажения. Ее еще называют «ошибкой выжившего».

Когда во время Второй мировой войны американские военные пытались определить, какую часть самолетов важнее защищать броней, они анализировали статистику подбитых самолетов, которые проходили ремонт на базе. У этих «выживших» машин не было ни одного повреждения бензобака или мотора. И поначалу аналитики сочли, что бронировать необходимо крылья и фюзеляж — в них было большинство повреждений, пока математик Абрахам Вальду не спохватился и не понял ошибку: именно бензобак и мотор следовало защищать — без них самолеты просто не возвращались на базу.

Те, кто достиг успеха, чаще всего считают причиной этого удачу. Но на такой лотерее не построить стратегию.

Еще одна причина: менторство требует индивидуального подхода и глубины. А сейчас, когда успех напрямую связывается с понятием популярности, гораздо более привлекательным кажется путь расширения аудитории. Писать книги о своем опыте, учебники бизнеса, читать лекции — намного выгоднее.

Обучать новичков, устраивая шоу, куда проще, чем работать с уже сложившимися профессионалами, которые намного более чувствительны к уровню экспертности.

Самая распространенная и действенная модель в наших условиях — личный пример. Особенно если у человека есть заинтересованность в том, чтобы вырастить достойного преемника и продолжателя дела.

Заключение

Автор этой книги Александр Кравцов уже передал вам свое сакральное знание, и в этом смысле вы уже обрели одного ментора. Теперь действуйте. Сделайте самый трудный первый шаг — найдите ментора в ближайшие три месяца.

Или — если вы уже многого добились, но ваши амбиции простираются еще дальше — расскажите о них автору. Свяжитесь с ним по е-мейлу: ak@akravtsov.com.

Может быть, он сможет помочь.