Автор постмодернистских детективов, сконструированных «по лекалу» в русле писательской стратегии

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Акунин – автор-экспериментатор, работающий в рамках созданной им писательской концепции, причем не однородной, а динамично развивающейся на протяжении всей его творческой жизни. Он стирает границы иерархического деления литературы на элитарную и массовую по ее эстетическому качеству и соединяет в своих романах признаки той и другой литературы. Он сконструировал жанровую стратегию и пишет постмодернистские детективы, в которых есть элементы романов других типов – исторического, любовного, фантастического, приключенческого, готического. Акунин создает серии, циклы романов с одной темой, едиными образами, сюжетами, сходными художественными приемами. Его тексты пародийны, содержат много скрытых цитат и перекличек с другими известными романами разных жанров. Он четко разводит добро и зло, и хотя его романы психологичны, но главным в них являются внешняя динамика, действие. Композиционная схема всех романов Акунина традиционна, и в ней всегда четко различимы завязка, кульминация, развязка. Наиболее знамениты следующие романные серии Акунина: «фандоринский» цикл («Приключения Эраста Фандорина»), цикл «Приключения магистра», цикл романов о Пелагее («Провинциальный детектив»).

Цикл романов «Приключения Эраста Фандорина» включает шестнадцать романов, первый из которых, «Азазель», написан в 1998 году, а завершающий на данный момент – «Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в XX веке» – в 2018 году. Описываются жизнь и приключения героя с 1876 по 1919 год. Вокруг главного героя всегда и везде разворачиваются невероятные и запутанные истории. Герой создан по принципам романтизма – в описании внешности, мировоззрения, поступков. Любовь для него – главная слабость, которой он отчаянно пытается не поддаваться. Как всякий романтический герой, Фандорин исключителен в везении и догадливости. Он богат, хотя это для него не важно, он добился высоких чинов, но не испытывает от этого радости. Фандорин, хотя и государственный человек на полицейской службе, ко всем начальникам относится без пиетета и предпочитает вести собственную игру. Работа дает ему самореализоваться, и его мотивирует возможность принести пользу России. Сочетание авантюры и детектива, комедии и трагедии, рационализм – все это отличает романы цикла. Романы «фандоринского» цикла усложняются по возрастающей, и это касается интриги, образности, эволюционизирующего героя, философской содержательности текстов и их жанровых характеристик. Романы о Фандорине часто называют «романами-кино», потому что в литературном тексте присутствует кинематографическая образность.

Цикл романов «Приключение магистра» состоит из четырех романов: «Алтын-толобас» (2000), «Внеклассное чтение» (2002), «Ф.М.» (2006), «Сокол и Ласточка» (2009). Все романы цикла объединены образом нашего современника и внука Фандорина Николаса, магистра истории и предпринимателя, который в XXI веке попадает в различные истории криминального характера и, подобно деду, ведет расследование. Однако главными в романах являются отсылки к более давним историческим периодам, чем время деда Николаса. В одном из романов он, как и его предок Корнелиус Фон Дорн из XVII века, охотится за таинственной библиотекой Ивана Грозного. В другом романе цикла Николас расследует историю, связанную со своим предком отшельником Данилой, который жил во время царствования Екатерины II и распутывал дворцовые интриги.

Цикл романов о Пелагее «Провинциальный детектив» включает три романа: «Пелагея и белый бульдог» (2000), «Пелагея и черный монах» (2001), «Пелагея и красный петух» (2003). Романы написаны в жанре женского иронического детектива. Классическая детективная схема контрастно сочетается с бытовыми сценами, любовными коллизиями, решением психологических конфликтов. Героиня, непосредственная, активная, но при этом абсолютно не знающая профессиональных методов ведения расследования, вызывает однозначную симпатию читателя.