Виртуозный автор романов-метафор

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Художественные тексты Дины Рубиной злободневны и резонансны. Ирония – их повествовательная доминанта. Тема творческой личности – одна из главных, и у всех «меченных» талантом персонажей Рубиной сложная, странная, ненормальная судьба – с точки зрения обыденного восприятия. В метатексте произведений автора всегда присутствует главный творец, заведующий «небесным путевым ведомством», определяющий судьбы людей. Героем многих романов Рубиной является город, в каждом случае конкретный, он воссоздается лирически и одновременно с опорой на историческую реальность. Доминанта ее творчества – рассказы. Романы обычно многочастны, объединены в циклы, и каждый роман – развернутая метафора.

Известные романы Дины Рубиной 

 «На солнечной стороне улицы» (2006) – роман об истории жизни матери и дочери Щегловых. Мать в борьбе за свое счастье становится преступницей, превращается в злого, безжалостного, жестокого человека, безразличного к судьбе собственного ребенка. Дочь Вера растет беспризорницей, сиротой при живой матери, но становится талантливым художником, цельным, добрым, отзывчивым, тонко чувствующим красоту окружающего мира человеком. В романе воссоздан Ташкент периода Великой Отечественной войны, он запечатлен и на картинах Веры. Роман экранизирован. В 2007 году он стал лауреатом премии «Большая книга».

«Люди воздуха» – цикл романов, состоящий из трех текстов: «Почерк Леонардо» (2008), «Белая голубка Кордовы» (2009), «Синдром Петрушки» (2010). В романах отсутствуют сквозные герои, сюжетные линии друг с другом не связаны. Однако главные герои близки друг другу доминирующим в них творческим началом: все они «люди воздуха» и находятся над обыденностью мира, над бытовым сознанием. Романы о творчестве, в каждом из которых представлены разные грани «злодейства» в сочетании с талантом, высокими и низменными чувствами и страстями. В романе «Почерк Леонардо» ключевым мотивом является тема борьбы. Анна, воздушный гимнаст, человек необыкновенных способностей, борется с близкими, не понимающими ее одаренности, и с некими высшими силами, действия которых она, обладая паранормальными способностями, предвидит и им противостоит, вмешиваясь тем самым в код судьбы человека. Проживание Анной своего дара предстает в метафоре борьбы белого и черного ангелов. В центре сюжета романа «Белая голубка Кордовы» Захар Кордовин, талантливый художник-реставратор, сочетающий в себе недюжинный ум и любовь к опасным авантюрам, слабость к женскому полу и неожиданную верность своим принципам. Роман – развернутая метафора еврейского народа с его психологией, чаяниями, бедами, грехами, и в судьбах династии Кордовера – Кордовиных отражается судьба еврейского народа. В романе «Синдром Петрушки» Петр создает обитателей кукольного мира, и этот процесс осмыслен автором и самим героем как метафора: кукла и человек уподобляются друг другу. Кукольные персонажи – марионетки кукловода-создателя, который распределил между ними роли. В романе дан «каталог» кукол, представлена их портретная галерея, даны описания их характеров. Роман экранизирован.

«Русская канарейка» (2014) – трилогия, включающая романы «Русская канарейка. Желтухин», «Русская канарейка. Голос», «Русская канарейка. Блудный сын». Главный герой Леон Этингер – контратенор с мировой известностью, обладатель удивительного голоса, одновременно разведчик израильской спецслужбы, умеющий хладнокровно выследить и ликвидировать противника. Подобно канарейке, Леон – властелин звуков, завораживающий своим пением слушателей, приводящий их в состояние, близкое к экстазу. Как канарейка, он живет в клетке собственной судьбы и не волен в принятии решений, не может стать частным лицом, просто артистом, просто влюбленным. Причина несвободы – желание осуществить святую месть. Живя по ветхозаветным законам, провозглашающим справедливость, но не знающим милосердия, Леон и сам попадает под их действие: расплатой за его деяния становится утрата зрения.