Метафорическая афористичность в художественной прозе и публицистике, расширяющая смысл

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Дмитрий Быков входит в число наиболее известных современных литераторов и принадлежит к тем немногим творческим личностям, которых рядовая аудитория узнает в лицо. Он молниеносно реагирует на события культурной, политической и бытовой жизни в журналистских статьях, в прозе, стихах, телепередачах. Является автором документальных произведений из цикла ЖЗЛ «Борис Пастернак» (2005), «Был ли Горький?» (2008), «Булат Окуджава» (2009), пишет и издает лекции по литературе. Его журналистское творчество развивается параллельно с литературным, причем синтез жанров – определяющая черта обоих направлений деятельности. Острые, злободневные тексты, которые Быков пишет в качестве колумниста для различных изданий, он строит как литературное произведение, чаще всего зарифмованное, но не в виде стиха, а как прозаический текст. Благодаря такой манере письма Быков снискал славу современного баснописца. Большинство авторских колонок написано Быковым в жанрах памфлета, пародии, фельетона.

Трилогия о людях, у которых отняли страну

Романы «Оправдание» (2001), «Орфография» (2003), «Остромов, или Ученик чародея» (2010) автор называет трилогией. В них присутствуют сквозные персонажи, показана трагедия нескольких поколений людей в советской России. В романе «Оправдание» историк Рогов в поисках своего деда, который оказался жертвой сталинского террора и заключенным, попадает в сибирскую глушь и понимает, зачем нужно было сталинскому режиму уничтожать людей, в том числе и преданных идее соратников. Это была «проверка» испытанием, и те, кто смог выстоять, стали особенными людьми, способными спасти родину в минуту, как говорится, «тяжких испытаний». «Орфография» – это, по авторскому определению, опера в трех действиях, т.е. жанр, в котором правдивость чувства сочетается со многими условностями, а потому здесь много гротеска, комическое переплетается с трагическим. Показана судьба русской интеллигенции на фоне революционных декораций, переживающей как трагедию распад нравственности и закона, связи прошлого и настоящего. Журналист Ять осознаёт, что с упразднением этой буквы в связи с реформированием орфографии упразднили и его самого, и это отражает ощущение бессмысленности собственного бытия, которую массово переживает русская интеллигенция. В основе сюжета романа «Остромов, или Ученик чародея» лежат события середины 20-х годов XX века, дело ленинградских масонов. Освоивший левитацию ученик шарлатана-чародея Даня Галицкий взрослеет, познавая реальность и то, что находится вне ее. Ему предстоит сделать выбор: остаться в жестокой и страшной действительности и определить тем самым собственную трагическую судьбу или же перейти в мир «сверхлюдей», в котором нет «ничего человеческого». Роман стал лауреатом престижной литературной премии «Национальный бестселлер».

«Эвакуатор» (2005) – сатирический и иронический роман-притча об утрате и поисках идентичности. Персонажи представлены как участники ролевой игры, пребывающие в фантастическом пространстве вымышленного мира, где Он уже не системный администратор в издательстве, а инопланетянин-эвакуатор, в обязанности которого входит спасение нескольких из представителей человеческого вида в экстренной ситуации; Она не только художник в том же издательстве и не очень счастливая жена «нашего мужа», а любимая женщина инопланетянина и одна из тех представителей человечества, кто будет гарантированно эвакуирован. Ее задача – выбирать других землян – кандидатов на спасение, притом что критерии отбора отсутствуют и мысли об ответственности за этот выбор мучают героиню.

«Икс» (2012) – Главным героем становится текст – роман начинающего, а затем великого писателя, воплощающего две половинки его личности. Образ переписанной рукописи – палимпсест – становится символом человека на сломе эпох, его внутренней раздвоенности. Роман писателя Шелестова явно писали две руки, два человека, но не разных, а взаимоисключающих.