Советский период не прошлое, а постоянно переживаемое болезненное настоящее

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Герои Елены Чижовой живут в эпоху перемен и вынуждены приспосабливаться к новым условиям и обстоятельствам жизни. Автор изображает кризисное сознание: новая жизнь не приносит героям счастья, удовлетворения. Чижова акцентирует гендерную проблематику: ее героини выживают, справляются с трудностями быта, воспитывают детей, в то время как мужчины кажутся слабыми, неспособными отстоять свои права, не имеющими своего голоса. По признанию писательницы, ее сочинения основаны на личном опыте, однако в них отражены ощущения, впечатления, а не конкретные события жизни.

 «Крошки Цахес» (2000) – первый роман Чижовой и один из самых ярких школьных романов XXI века. Сюжет строится вокруг постановки школьного театра. Учительница английского языка Ф. мыслит не категориями жизни, а этическими и эстетическими максимами, подменяет действительность идеалистическим мировоззрением. Ученики пытаются реализовать на сцене собственную эстетическую концепцию, ориентированную на современность, – и это стало для Ф. предметом рефлексии, осознанием профессиональной несостоятельности, неспособности оказывать влияние на школьников, держать школьный коллектив под контролем. Учительница переживает тотальное одиночество, ощущает происходящее как личную драму, заболевает. В 2001 году роман стал лауреатом авторитетной российской премии «Северная Пальмира».

 «Время женщин» (2009) – роман рассказывает драматическую историю известной художницы Сюзанны. От рождения она была немой, но, испытав стресс, связанный со смертью матери, заговорила, однако потеряла память и не может воспроизвести события своего детства. Осиротевшую девочку берут под опеку соседки по коммунальной квартире, старухи. Время действия 1960–1970-е годы. По мысли автора, историческая память связана с передачей опыта от одного поколения другому, и цепочка передачи опыта в России регулярно прерывается. Роман стал лауреатом премии «Русский Букер».

«Терракотовая старуха» (2011) – роман о сломе эпох, когда советское время сменяется постсоветским, сломе в судьбах и душах людей. Филолог и вузовский преподаватель Татьяна, живущая идеалами духовности, бескорыстия, чистосердечности, усвоенными ею из русской классической литературы, которую она ведет, переключается на новый вид деятельности – идет работать в мебельный бизнес. Криминализованная экономика требует инициации кровью, и, столкнувшись с расправой в офисе, героиня навсегда уходит из бизнеса.

 «Китаист» (2017) – роман-антиутопия представляет собой художественный симулякр событий Великой Отечественной войны. В мире, созданном авторской фантазией, советские войска отступают до Урала, продолжая военные действия до полного истребления своих и вражеских человеческих ресурсов. Только в 1956 году заключается пере­мирие, по условиям которого земли Центральной России переходят рейху, а СССР со­храняет за собой территории, расположенные за Ураль­ским хребтом. Автор создает новояз, так называемый нем-русский язык, на котором об­щаются жители Новой России, принадле­жащей Германии, в отличие от литературного сов- русского языка, который продолжают сохранять и использовать граждане Советского Союза.

«Город, написанный по памяти» (2019) – роман-реконструкция семейной истории, автобиографичный рассказ о четырех поколениях семьи, переживших и революцию, и Гражданскую войну, и блокаду. Семейные истории по-иному высвечивают исторические события и меняют взгляд на прошлое. Настоящее и прошлое в книге словно существуют рядом, иногда меняясь местами. В человеческих лицах вдруг проглядывают черты предков.