Читать, чтобы не сбиться с жизненного пути
- 9
- 10
- 12
- 13
- 14
- 16
- 18
- 24
Водолазкин в своих романах стирает границы времени, интерпретируя происходящее в понятиях вечности или безвременья, размышляя о повторяемости и неповторимости, жизни и смерти. Писатель для тех, кто читает вдумчиво, любит работать со смыслами художественного текста, предпочитает интеллектуально нагруженные модели жизни.
Наиболее известные романы Е. Водолазкина
«Соловьев и Ларионов» (2009) – роман-исследование, организованное по модели «вопрос – поиск – ответ». Такой поиск в романе ведут все: молодой историк Соловьев, изучающий жизнь генерала Ларионова и пытающийся ответить на вопрос, почему белогвардейского главнокомандующего, отказавшегося эмигрировать и оставшегося в Крыму, который он безуспешно оборонял от красных, эти красные не расстреляли; генерал, исследующий войну как материал для разгадки тайны смерти; сам повествователь, старающийся понять, что объединяет при всем внешнем несходстве Соловьева и Ларионова.
«Лавр» (2013) – повествование о великом средневековом врачевателе, который на протяжении своей жизни имел четыре имени, и каждому из них соответствовал новый этап жизни героя. Последнее из имен – Лавр – дало название роману. Житие Лавра представляет собой мозаику духовных подвигов из жизнеописаний древнерусских святых, он своеобразный «праведник», которого характеризуют смирение, религиозность и благочестие, прошедший на страницах романа путь духовных поисков под светом заветов Библии. На этом пути были путешествие и любовь. В диалогах персонажей много раскавыченных библейских цитат, в том числе на старославянском языке, с которого персонажи легко переходят на современный сленг. На древнерусском языке в романе приводятся оригинальные рецепты врачевателей из медицинских Лечебника и Травника. Роман удостоен премии «Большая книга».
«Авиатор» (2016) – герой романа Иннокентий Платонов, в конце 1920-х годов отбывающий срок в Соловецком лагере, становится жертвой экспериментов по замораживанию живых людей, и в 1999 году, после почти семидесяти лет «сна», Платонов приходит в себя на больничной койке в состоянии полной амнезии. Благодаря разморозившему его петербургскому профессору Гейгеру и обретенной в новой жизни возлюбленной, а потом и жене Насте, он постепенно вспоминает себя и свое прошлое, а также познает «дивный, новый мир», в котором оказался после разморозки. Платонов ведет ежедневник, восстанавливая прошлое и осмысляя день настоящий. Своеобразный тип героя «не нашего времени» дает возможность события прошлого увидеть глазами участника и очевидца, а российскую действительность конца 1990-х годов с хаосом в политике, банкетами, корпоративами, медиареалиями – глазами стороннего и непредвзятого наблюдателя. Роман стал лауреатом премии «Большая книга».
«Брисбен» (2018) – роман о музыканте-виртуозе, утратившем способность играть, а вместе с ней и смысл жизни. Герой дорожит тем многим, чего смог добиться, он боится смерти и своей, и близких. В романе флешбэки из времени СССР, на которое пришлось становление незаурядного музыканта. Кстати, Брисбен – австралийский город с длительным сезоном дождей и прекрасным ботаническим садом, и в романе он предстает местом безусловного счастья, мифическим Эльдорадо, где каждый день праздник и радость. По мысли автора, Брисбен есть в каждом из нас, надо только найти к нему дорогу в своей душе.