Читать, чтобы не сбиться с жизненного пути

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Водолазкин в своих романах стирает границы времени, интерпретируя происходящее  в понятиях вечности или безвременья, размышляя о  повторяемости и неповторимости, жизни и смерти. Писатель для тех, кто читает вдумчиво, любит работать со смыслами художественного текста, предпочитает интеллектуально нагруженные модели жизни.

Наиболее известные романы Е. Водолазкина 

«Соловьев и Ларионов» (2009) – роман-исследование, организованное по модели «вопрос – поиск – ответ». Такой поиск в романе ведут все: молодой историк Соловьев, изучающий жизнь генерала Ларионова и пытающийся ответить на вопрос, почему белогвардейского главнокомандующего, отказавшегося эмигрировать и оставшегося в Крыму, который он безуспешно оборонял от красных, эти красные не расстреляли; генерал, исследующий войну как материал для разгадки тайны смерти; сам повествователь, старающийся понять, что объединяет при всем внешнем несходстве Соловьева и Ларионова.

«Лавр» (2013) – повествование о великом средневековом врачевателе, который на протяжении своей жизни имел четыре имени, и каждому из них соответствовал новый этап жизни героя. Последнее из имен – Лавр – дало название роману. Житие Лавра представляет собой мозаику духовных подвигов из жизнеописаний древнерусских святых, он своеобразный «праведник», которого характеризуют смирение, религиозность и благочестие, прошедший на страницах романа путь духовных поисков под светом заветов Библии. На этом пути были путешествие и любовь. В диалогах персонажей много раскавыченных библейских цитат, в том числе на старославянском языке, с которого персонажи легко переходят на современный сленг. На древнерусском языке в романе приводятся оригинальные рецепты врачевателей из медицинских Лечебника и Травника. Роман удостоен  премии «Большая книга».

«Авиатор» (2016) – герой романа Иннокентий Платонов, в конце 1920-х годов отбывающий срок в Соловецком лагере, становится жертвой экспериментов по замораживанию живых людей, и в 1999 году, после почти семидесяти лет «сна», Платонов приходит в себя на больничной койке в состоянии полной амнезии.  Благодаря разморозившему его петербургскому профессору Гейгеру и обретенной в новой жизни возлюбленной, а потом и жене Насте, он постепенно вспоминает себя и свое прошлое, а также познает «дивный, новый мир», в котором оказался после разморозки.  Платонов ведет ежедневник,  восстанавливая  прошлое и осмысляя день настоящий. Своеобразный тип героя «не нашего времени» дает возможность события прошлого увидеть глазами участника и очевидца, а российскую действительность конца 1990-х годов с хаосом в политике, банкетами, корпоративами, медиареалиями – глазами стороннего и непредвзятого наблюдателя. Роман стал лауреатом премии «Большая книга».

«Брисбен» (2018) – роман о музыканте-виртуозе, утратившем способность играть, а вместе с ней и смысл жизни. Герой дорожит тем многим, чего смог добиться, он боится смерти и своей, и близких. В романе флешбэки из времени СССР, на которое пришлось становление незаурядного музыканта. Кстати, Брисбен – австралийский город с длительным сезоном дождей и  прекрасным ботаническим садом, и в романе он предстает местом безусловного счастья, мифическим Эльдорадо, где каждый день праздник и радость. По мысли автора,  Брисбен есть в каждом из нас, надо только найти к нему дорогу в своей душе.