Лаборатория новых принципов художественности

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Ее проза – это «реальные» и мистические рассказы, роман, сказки, повести, мемуары, эссе. В 67 лет Людмила Петрушевская вышла на сцену со своим музыкальным кабаре и выступила в амплуа актрисы, певицы и сочинительницы песенок, хотя литература осталась главным делом ее жизни.

Сентименталистская традиция в творчестве Людмилы Петрушевской

В русле этой традиции написаны ее рассказы, представленные в сборниках «По дороге бога Эроса» (1993), «Дом девушек» (1998), «…Как цветок на заре (2002), «Измененное время» (2005). Главный критерий качества человека, по мысли Петрушевской, – это его проявление себя в частной обыденной жизни. Истина жизни познается героями за пеленой повседневности. Позицию Петрушевской в произведении формирует не столько гендерный стереотип, сколько материнский подход, и герои представлены как требующие защиты, сострадания, жалости. Сюжеты рассказов посвящены преимущественно семейной теме.

Натурализм и реализм в прозе Петрушевской

«Время ночь» (1992) – повесть с документальной основой, с опорой на дневниковые записи героини, поэта, многодетной матери-одиночки, социально незащищенной и воспитывающей детей в крайне стесненных жизненных обстоятельствах, в ситуации неустроенного быта. С детьми ее связывает любовь-ненависть. Ключевой вопрос – какова оптимальная для комфортного, бесконфликтного существования родителей и детей психологическая дистанция? Взаимоотношения в семье накалены до предела: всякое проникновение детей в личное пространство матери имеет следствием проявление ее враждебности по отношению к детям.

Романтические традиции в сказках Петрушевской

Драматическим картинкам своих «реальных» рассказов и повестей противопоставлены «сады других возможностей» в сборниках сказок «Город Света: волшебные истории» (2005), «Книга принцесс» (2008). Автор предлагает свою концепцию современного мира, отталкиваясь от тех его вариантов, которые представлены в знаменитых волшебных сказках. Текст-первоисточник и текст Петрушевской часто связаны по принципу пародии, а основной интонацией становятся легкая ирония и юмор. У принцесс, колдуний и волшебников та же психология и мироощущение, те же занятия и задачи, что у наших современников и соотечественников. Сказочные герои действуют, регулярно нарушая стандартные правила своей роли.

Мистические и фантастические тенденции в творчестве Петрушевской

«Номер один, или В садах других возможностей» (2004) – единственный роман Петрушевской, где объединены два мира – современный и древний, мир компьютерных технологий, потребления, массовой культуры и мир, в котором человек живет естественной жизнью, неотделимой от природы. Звеном, объединяющим эти миры, является герой по имени Номер Один, или Первый. Это «игрок», для которого существование в компьютерном мире стало потребностью, страстью. Он придумал свою компьютерную игру «В садах других возможностей». В романе происходит размывание границ между явью и иллюзией, человек легко превращается в знак, живое – в мертвое, и наоборот. Первый предстает и как пытливый ученый, изучающий культуру, быт, обычаи древних народов. Он искренне заинтересован судьбой энтти, отчетливо сознает, какая ответственность лежит на всех тех, кто способен помочь им выжить, спасти свою культуру. Каждая экспедиция в тайгу укрепляет связь Первого с этим народом. Жизненная мудрость в сочетании с детской наивностью и добротой, которыми энтти обогатили Первого, позволяют ему не превратиться в знак, а стать личностью, обретающей свободу и совершающей свой выбор.