Семейно-бытовое в пространстве постмодернистского повествования

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Ольга Славникова исследует микросоциум: мир семьи и бытовое пространство ее функционирования, место ее обитания – квартиру, улицу, микрорайон, город. Герои курсируют по стандартному, отработанному годами маршруту, практически не отклоняясь от него. Автор представляет в романах женский вариант мироощущения, оценивания, реагирования на ситуации. Но при этом гендерная тема не исчерпывает весь смысл ее романов: она или утрирована и доведена до абсурда, или погружена в сферу притчево-символическую. За роман «2017» (2006), показывающий растущее напряжение в обществе, ощущение утраты надежности, дефицит подлинного, которое подменяется суррогатами чувств, эмоций, дел, Славникова награждена премией «Студенческий Букер».

 «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» (1997) – история взаимоотношений матери Софьи Андреевны и дочери Катерины Ивановны, их повседневное сосуществование, полное взаимных обид, основанное на странном совмещении любви и ненависти. Замещение своего чужим, навязанным матерью, превращало жизнь Катерины Ивановны в ад. Это драма несвободы: постоянный контроль и диктат со стороны матери сформировал в Катерине Ивановне неспособность к самостоятельному действию. В романе тщательно прописаны нелепицы, недоразумения, роковые совпадения, которые ведут к трагифарсовому финалу, где дочь погибает вслед за смертью матери.

«Один в зеркале» (1999) – семейная история из постперестроечного времени 1990-х. Антонов – университетский преподаватель математики и талантливый ученый, Вика – его бывшая студентка. Их отношения лишены и физического, и духовного равновесия, и знаком этой дисгармонии становится их квартира, трехкомнатный тупик с деформированным бытовым пространством. Вика в поисках лучшей жизни заводит служебный роман, затем погибает в авиакатастрофе, и это крушение семьи становится для Антонова не только трагедией, но и путем к обретению собственной целостности и пониманию себя.

 «Бессмертный» (2001) – семейно-бытовой и притчевый роман. Алексей Афанасьевич Харитонов – ветеран Великой Отечественной войны, четырнадцать лет пребывает в неподвижном послеинсультном состоянии. За окнами квартиры реальность конца 1980-х – начала 1990-х, ввергающая в стресс, тревожащая, и падчерица Марина боится, что любые потрясения могут оказаться смертельными для отчима и тогда семья лишится финансовой подпитки в виде большой пенсии ветерана. Все свои журналистские умения Марина направляет на то, чтобы в одной из комнат дома остановить и законсервировать время брежневского «застоя», и специально готовит газетные статьи, которые затем записывает для выпуска вечерних новостей, который отчим смотрит на видеомагнитофоне.

 «Любовь в седьмом вагоне» (2008) – сборник рассказов для чтения в поезде, так называемое железнодорожное чтение, облегченное, с возможностью безболезненного отвлечения от чтения на общение, сон, еду – то, что составляет существование человека в дороге. В тексты введены загадочные ситуации, побуждающие дочитать до конца, чтобы узнать отгадку.

«Басилевс» (2011) – рассказ, героиня которого Елизавета Николаевна Ракитина, женщина без возраста, после смерти мужа погружается в состояние, соотносимое с небытием: пыльная неуютная квартира в «сталинке», ветхое старье вещей и предметов, кот по кличке Басилевс – весь ее мир. Она принимает в своей «плюшевой комнате» мужчин, но не с целью любовных или просто человеческих отношений. Все мужчины выступают в роли неких покровителей, приносящих ей в конвертах немалые деньги, и практически ничего не требуют взамен. С одним мужчиной, Павлом Ивановичем Эртелем, Елизавета Николаевна встречается еженедельно, и предметом этих встреч, которые автор называет «отношениями», является породистый кот шотландской породы.