Умея чувствовать время и людей в нем

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Сергей Кузнецов пишет истории о наших современниках, которые пытаются понять себя, оглядываясь на прошлое своей семьи и страны. Советское прошлое он трактует не как противостояние палачей и жертв, а как время, когда большая часть людей просто жила: любила, ненавидела, страдала и рожала детей, не задумываясь о тирании или величии страны.

 «Девяностые: сказка» (2002–2005) – детективная трилогия об ушедшей эпохе, о людях, которые слушали электрическую музыку, употребляли наркотики, а заодно расследовали преступления. Трилогия состоит из романа «Семь лепестков» – психоделического повествования о 1990-х, романа «Гроб хрустальный» – о становлении русского интернета, «Серенький волчок» – о кризисе 1998 года. Закончив последнюю часть трилогии, автор переписал на 60 и 80 процентов первые две, переименовав «Семь лепестков» в «Подобно тысяче громов», а «Гроб хрустальный» в «Гроб хрустальный, версия 2.0».

«Нет» (2004) – футуристический роман о событиях 2060 года, написанный Сергеем Кузнецовым в соавторстве с Линор Горалик. Мейнстримом времени является порнография. У людей появляется доступ не только к чужим мыслям, но и к чужим ощущениям. Пользователи быстро научаются выбирать из них самые приятные, а из приятных – самые сильные. Ими оказываются сексуальные переживания. В результате планета превращается в гигантскую империю порно. Это фон, на котором разворачивается несколько человеческих историй. Достаточно щемящих, как, например, история режиссера, поставившего гениальный фильм о Холокосте. На просмотре фильма его коллеги-кинематографисты стоя аплодируют автору полчаса. Все признают картину выдающейся, но в прокат запустить ее не получается, поскольку зрителям хочется удовольствия и развлечений, и они не хотят эмпатировать чужим страданиям. Однако Горалик и Кузнецов, создав такую картину будущего, считают ее пограничной точкой, за которой наступит перелом мировой истории. Людям надоедает жить чужими страстями, они хотят собственных.

«Хоровод воды» (2010) – роман о том, что такое человек внутри семьи и человек внутри истории. С одной стороны, поступки героев полностью мотивированы их семейной историей, с другой – отражают их собственный выбор. Человек находится внутри культуры, и его сознание и действия обусловлены книгами, которые он читал, персонажами, на месте которых он себя представлял. Все главы романа рассказывают об эпизодах из прошлого и стилизованы под стиль того или иного известного писателя или известное произведение. Прошлое в романе воспринимается глазами сегодняшнего человека.

 «Живые и взрослые» (2011) – трилогия о жизни и взрослении четырех подростков, которые ведут борьбу за спасение друг друга и мира. Школьная жизнь, дружба, взаимоотношения с друзьями, учителями, приключения и тайна – и это параллельно с путешествиями по потусторонним мирам с мертвецами и зомби. Близкие нуждаются в спасении. Чтобы справиться с испытаниями, нужны дружба и взаимовыручка. Начинается действие в 70-е годы, и детали времени – игры, специфические словечки, названия журналов, песен, групп, стран, городов – создают неповторимый колорит.

«Учитель Дымов» (2017) – семейная сага, написанная в стилистической манере 60-х годов XX века – добротно, целомудренно, без излишеств. С позиции «постсоветского» человека описывается жизнь в Советском Союзе с ее многочисленными бытовыми деталями. Две сестры – Ольга Дубровская и Женя Никольская знакомятся с учителем Владимиром Дымовым, и их любовный треугольник становится центром романа. Женя из молодой женщины, какой она была в завязке повествования, описывающей время 70-х годов, станет в финале бабушкой. Она примет участие в жизни трех поколений мужчин Дымовых – Владимира, его сына Валерия и внука Андрея. Три поколения учителей Дымовых станут объектами любви одной женщины, которая будет для них второй женой, матерью, бабушкой.