Человек как «пустота» и как «мусорное» существо, зависимое от влияний и освободившееся от них

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Культовая личность в современной литературе. Писатель создал художественное пространство, идеально отвечающее стандартной концепции постмодернизма, и художественно осмысляет кризисное состояние мира, в игровой форме производя переосмысление и переоценку системы ценностей прошлого. Сюжеты его романов опираются на реальность и современность, но обрастают фантастическими образами. Проза Пелевина написана ярким языком, с демонстрацией пренебрежения к литературной норме и предпочтений следовать по пути сниженного, грубо-просторечного, сленгового выражения мыслей. Ключевыми в текстах Пелевина являются мировоззренческие диалоги, которые ведут самые причудливые персонажи. В них фигурируют общеизвестные исторические, мифологические, литературные имена, но гротеск автора принципиально меняет классическое значение этих имен. Пелевин – лауреат многочисленных наград в области литературы. Его романы «Священная книга оборотня», «Generation P», «Чапаев и Пустота», «Ампир V» экранизированы.

Знаковые романы В. Пелевина

«Чапаев и Пустота» (1996) – роман-житие о духовном пути главного героя Петра Пустоты, о его восхождении к вершинам эзотерического знания, делающего того, кто его обретет, свободным. Петр и сопровождающие его «духовные проводники», среди которых Чапаев и Анка-пулеметчица, перемещаются во времени, отодвигая свое сознание от исторического периода, в котором они живут и действуют. На всякий случай жизни у них в запасе высокопарная, напыщенная фраза, облекающая незначительное и обыденное в формы трагические и патетические.

«Generation P» (1999) – роман сканирует историю поколения 1990-х, выводя его под грифом «поколение Пепси», или «генерация Виртуальной реальности». По Пелевину, новое поколение вырождается в примитивное общество «оранусов», гротескных существ без ушей, глаз, носа и ума, состоящих из одной нервной клетки – телевизора. Главный персонаж Вавилен Татарский – типичный «оранус», делающий головокружительную карьеру от заштатного криэйтора «попсовой рекламы» до обожествленного рекламного магната, под руководством которого анимируются компьютерные муляжи российских политиков типа Ельцина и Березовского и программируются все перипетии внутренней политики страны.

 «Священная книга оборотня» (2004) – история любви двух оборотней – Лисы-Алисы и Александра. Лиса-Алиса, от лица которой ведется повествование, – это альтер эго автора. Она мастер влияния на бесхвостых обезьян, т.е. людей, и способна с помощью своего хвоста дурачить их, трансформировать восприятие, внушать любые мысли. Ее мастерство гипнотического влияния – это метафора творчества.

«Ампир В» (2006) – роман-воспитание, в котором молодой москвич, несостоявшийся студент Роман, работающий грузчиком, решил войти в помещение, на котором висело объявление о «реальном шансе оказаться в элите». Рома стал Рамой, обнаружил, что ему предстоит стать вампиром, и начал узнавать всю вампирскую историю, формы взаимодействия вампиров с людьми, их законы и цели. Оказалось, что вампиров, истинных творцов человека, интересует «баблос»: вещество, которое вырабатывается при активном давлении на человечество с помощью двух обязательных методик: «гламура» и «дискурса». Есть в романе сюжет, соединяющий Раму с Герой, – девушкой из вампирического сообщества.

«Бэтман Аполло» (2013) – роман-антиутопия, продолжающий «Ампир В». Действие разворачивается в замке Дракулы, где повествователя, наивного вампира Раму, соблазняет Софи, ведущая борьбу против Бэтмана Аполло, властителя мира. За нарушение правил поведения в мире вампиров Рама отправляется на личную встречу с Бэтманом Аполло, после которой принимает существующие правила жизни и становится полноценным членом общества современных вампиров.