Заведомо неправдоподобный фарс на грани бреда

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Автор считает, что цель реинтерпретации истории – это проникновение в смыслы прошлого для понимания современности.

«Воскрешение Лазаря» (2002) – в романе исследуются причины трагического характера русской истории ХХ века. Сюжет основан не на изображении меняющихся социальных ситуаций, а на воссоздании версий исторической реальности персонажей, являющихся жертвами истории. Эти версии излагаются в письмах свидетелей и участников раннего советского государства и в письмах их детей, интерпретирующих и письма отцов, и их жизнь.

«Будьте как дети» (2008) – сюжетообразующей становится легенда о том, что в конце жизни вождь мировой революции В. И. Ленин уверовал в Бога и планировал осуществить то ли крестный ход, то ли крестовый поход беспризорников в Святую землю. Ленин предстает мистиком, переосмыслившим революцию через призму Нового Завета. Больному, медленно впадающему в маразм, ему открывается истинный путь спасения всего человечества – поход детей в Иерусалим. Невинные дети должны спасти революцию и вымолить для России светлое будущее. Утопический аспект организует все повествование: вымышленные события позиционируются как реальные, идеологический герой мифологизируется, конкретно-исторический план перемежается с вольными фантазиями, вера соседствует с богохульством. Главная утопия – «будьте как дети»: автор утверждает, что взросление – это путь греха и ухода от Бога. Революция характеризуется как явление религиозное, но извращенное теми, кто предлагает рай земной вместо небесного.

 «Возвращение в Египет» (2013) – роман выстроен на взаимодействии с гоголевскими «Мертвыми душами», переосмыслении, доосмыслении, обыгрывании, переигрывании образа Чичикова. В центре повествования находится Николай Васильевич Гоголь (Второй) – двоюродный праправнук писателя, чья переписка с многочисленными родственниками, потомками рода Гоголей и составляет романный текст. Род Гоголей считает себя обязанным завершить великое дело предка – дописать второй и написать третий том «Мертвых душ». Осуществить это призван один из представителей клана, потомок, в котором «сгустится» кровь Гоголей и который наделен писательским даром. Характеры и судьбы целого ряда персонажей романа прямо или антонимически повторяют одноименных персонажей пьес классика Гоголя. Постепенно становится очевидно, что замысел спасительной акции по завершению «Мертвых душ» созидается на обмане, предательстве и замешан на крови. Современный контекст позволяет заново высветить смыслы собственно гоголевских образов, их скрытый потенциал. Роман стал лауреатом престижных отечественных премий – «Русский Букер», «Студенческий Букер», «Большая книга».

«Царство Агамемнона» (2018) – роман-фантасмагория с многочисленными героями, находящимися в запутанных родственных связях, родом из разных веков. Действие разворачивается в XX веке и доходит до наших дней, но само повествование строится по законам классической трагедии, персонажи ощущают себя героями древнегреческих мифов. Глеб готовит к изданию сочинения философа и монаха Николая Жестовского, проведшего много лет в лагерях и описавшего свою жизнь. Судьба Жестовского и история его семьи становится основой повествования. А еще здесь будет один из потомков Романовых, который оказывается на лыжном курорте в Аргентине, но потом выясняется, что это не Романов, а советский разведчик. Роман содержит нецензурную лексику.