Глобальный абсурдизм и мир, вывернутый наизнанку

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Ключевые формы повествования Сорокина – фантастический и пародийный научно-фантастический роман.

«Ледяная трилогия» В. Сорокина

Представлена романами «Лед», «Путь Бро», «23000», каждый из которых формально представляет законченный текст. Сюжет романа «Лед» (2002) строится вокруг Братьев Света – голубоглазых блондинов, ощущающих свою причастность Космосу и считающих себя высшими духовными сущностями, вследствие роковой ошибки брошенными в земной мир. Люди Света разбросаны по всему миру и различным эпохам: роман начинается с точной даты – 30 июня 1908 года и длится до начала XXI века. В романе «Путь Бро» (2004) повествование ведется от лица основателя Братства Света Александра Снегирева. Он находит космический лед, и происходит его психологическая трансформация: он начинает осознавать неискоренимую порочность всего земного мироустройства, а потому предстает своеобразным пророком. В романе «23000» (2005) появляется сюжет противостояния законспирированной организации секты Братьев Света и общества пострадавших от этой секты. Сектанты, захватившие места во многих властных структурах мира, ищут своих братьев посредством удара блондинов с голубыми глазами ледяным молотом в грудь. Их цель – найти всех 23000 братьев и сестёр, встать в круг, произнести свои сердечные имена, и тогда земля исчезнет, а они станут лучами света. Те блондины, сердца которых не заговорили, выбрасываются сектантами как ненужные, и из них формируется противоборствующая организация конспирологов.

«День опричника» (2006) – повесть, которая является одновременно политической сатирой, антиутопией, фантастической историей, альтернативной историей. Повествователь – опричник Комяга – восхищается описываемым миропорядком и верит в святую миссию своего братства, без которого Новой России не быть. В своем произведении Сорокин представляет модель будущего России, 2027 год, который является неким повтором правления Ивана Грозного и его преданных охранников, однако с учетом постмодернистской эпохи. Представлена монархическая Новая Россия с царем Василием Николаевичем, отец которого, Николай Платонович, основатель новой династии, навел в государстве порядок, прекратив Серую Смуту. Тогда на Манежной площади сгорали враждебные рукописи и книги, что восхищает Комягу.

«Метель» (2010) – повесть, насыщенная легко декодируемыми аллюзиями, отсылками к другим классическим текстам. Доктор Платон Ильич Гарин направляется в отдаленное село на помощь своему коллеге Зильберштейну и везет вакцину, которая должна остановить распространение завезенной из Боливии болезни. Люди, зараженные ею, превращаются в агрессивных зомби. В путь доктор и его возница Перхотка отправляются на достаточно странном транспортном средстве: это самокат, в который впряжены пятьдесят крошечных лошадок. Метель – основной образ повести, ее сюжетообразующий элемент и прозрачная метафора исторического и духовного пути России.

«Манарага» (2017) – роман-антиутопия, в котором изображено общество, где утрачен интерес к бумажным книгам, и они используются на растопку. Варвары-повара жарят изысканные блюда на книгах, а автор искусно играет со стилями писателей, которые попадают в огонь гриль-жаровни. Повара в романе создают мировую мафиозную организацию и подвергаются преследованиям. Носителями информации, вместо книг, становятся Блохи, которых подковал Левша, они проникают в мозг и начинают выискивать нужные человеку сведения, облегчая ему жизнь в потоке информации. Однако блохи принимаются управлять сознанием человека.