Писатель с мощной энергетикой, цепкой наблюдательностью, виртуоз в создании уникальных метафор

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Захару Прилепину свойственны индивидуальный стиль и владение новым, свежим языком общения с читателем. Этот язык насквозь метафоричен. Живые уникальные метафоры организуют тексты Прилепина и всегда неожиданны, отмечены печатью высшей пробы. Его проза документальна, он участник и очевидец событий, о которых пишет, и его художественные миры населены брутальными персонажами. Прилепина называют голосом эпохи.

«Патологии» (2004) – роман о чеченской войне и об отношении солдат с войной, об обретении личностной позиции в оценке войны. Солдаты воспринимают войну в отвлечении от ее гуманистической цели, и главной стратегией становится – отбыть положенный срок и не погибнуть. Нивелируется идея подвига, война понимается солдатами как бессмысленная и грязная работа, позволяющая заработать много денег или продвинуться по карьерной лестнице.

«Санькя» (2006) – политический роман, в котором объектом художественного рассмотрения стала одна из экстремистских партий. В ней состоят Александр Тишин и его друзья. Рассматривается тема молодежного экстремизма в России. Захват башни в Риге, а затем и здания администрации, погромы в магазинах и офисах, подготовка к убийству латвийского судьи – эпизоды из яркой жизни нацболов – чередуются с идеологическими дискуссиями.

«Грех» (2007) – роман в рассказах о судьбе заметно авторизированного главного героя Захарки. По существу, это сборник пятен – то ярких, солнечных, то уныло-грязных, – выхваченных из разных мест Захаркиной биографии, в которых передаются не главные вехи жизненного пути, а его душевные состояния. То, что происходит в промежутке от одного «пятна» до другого, остается за кадром. Захарка показан в различные периоды своей жизни, преодолевающим жизненные трудности и проходящим определенные стадии взросления, становления личности. Герой усвоил, что счастье недолговечно и неустойчиво, оно всегда омрачается смертью или напоминанием о том, что она существует. Роман был удостоен премии «Национальный бестселлер-2008», а в 2011 году роман назван лучшей книгой десятилетия.

«Черная обезьяна» (2011) – роман об утрате человеком смыслов и о том, как он сам мостит себе дорогу в ад. Герой в ситуации кризиса – семьи, любви, интереса к работе, интереса к жизни. Но он не стремится выбраться из психологической ямы, а еще и усугубляет свое положение. Черная обезьяна – игрушка, которую герой покупает своим детям, и это темный двойник героя, его карикатурное изображение. Психологическая проза соединена с триллером, фэнтези. Герой попадает в сверхсекретную лабораторию, видит таинственных детей-убийц.

«Обитель» (2014) – роман на «лагерную» тему. Артем Горяинов убивает пьяного отца за измену матери, и мотивацией его поступка становится не столько обида за мать, сколько нагота отца. Нагота становится в романе символом неприкрытой правды. Установка автора – показать «голую правду» о реальных возможностях человека противостоять хорошо налаженной машине уничтожения личности в биологическом существе. Человек в «Обители» постоянно находится в ситуации выбора: «примерить бесовский облик», став одним из помощников чекистов, «приспособиться и раствориться в аду» или раскаяться. Артему Горяинову по ходу развития сюжета предоставляется возможность примерить на себя все три облика.

«Некоторые не попадут в Ад» (2019) – роман-фантасмагория с мемуарной основой, описывает события боевых действий на Донбассе, очевидцем которых был автор, сначала будучи участником гуманитарного конвоя, потом заместителем командира батальона. Военные приказы, от которых зависят жизни десятков людей, передаются анонимно, голосом на мобильник или кивком головы, точные сведения заменяются многозначительными намеками, с противником можно переругиваться в фейсбуке, на передовую можно отправиться на собственном «Лендкрузере», а по дороге закупить «для ребят» сигарет и колбасы в продмаге, который, оказывается, продолжает работать, несмотря на военные действия.