Как перестать сражаться со своим ребенком и обрести его близость и любовь

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Каждый ребенок наделен светом при рождении, и задача родителей — не дать ему угаснуть, сохранить. Потому что дети — источник счастья.

Что для этого нужно сделать?

  • Изменить процесс воспитания и отношения между детьми и родителями в лучшую сторону.
  • Найти и раскрыть лучшие качества как у взрослых, так и у детей.
  • Помочь родителям выявить уникальные таланты их ребенка.

О том, как все это сделать, и будет здесь рассказано.

Как управлять семейным кораблем в полный штиль и в бушующий шторм

Роль родителя — это роль капитана. Родители стоят у штурвала семейного корабля. Значит, им нужно уметь задать правильный курс, сохранять спокойствие в любых ситуациях и т. д. Именно такие родители необходимы детям, чтобы чувствовать себя спокойно и безопасно.

Есть три возможных модели взаимоотношений в семье.

  1. Главный в семье — родитель. (Взрослый главенствует в семье, управляет семейным кораблем).
  2. Нет главных. (Родители борются с ребенком за право быть главными).
  3. Ребенок — главный. (Родители не владеют ситуацией).

Идеальна модель, при которой главный в семье — родитель. Вы должны занимать сильную и активную позицию, тогда у детей не будет возникать мысли о споре. Это возможно в том случае, если вы не даете ребенку возможности усомниться в вашем авторитете и, несмотря на плохое поведение чада, сохраняете спокойствие и невозмутимость.

В случаях непослушания родители часто прибегают к угрозам в адрес ребенка, позволяют себе вспышки гнева. Что совершенно не работает на решение проблемы. Важно понимать, что равновесия вас лишает собственное представление о том, как ребенок должен себя вести. Следовательно, нужно изменить свое отношение к огорчающим вас мыслям. Посмотрите, какая именно мысль больше всего вас расстраивает. Найдите в ней утверждения «должен» или «не должен», оцените негатив, который за этим следует. Проиграйте ситуацию: что было бы, если бы таких мыслей у вас не возникало?

Возможно, разбираясь с вашими мыслями относительно нежелательных поступков ваших детей, вы сумеете лучше понять своего ребенка. Проанализируйте причины его поведения и помогите их устранить или минимизировать.

Решение заключается не в том, чтобы жестко контролировать ребенка, но он должен ощущать вашу уверенность и вашу поддержку. Нужно доброжелательно, но твердо направлять его поступки в правильное русло. Открытое давление в отношениях всегда приводит к «отдаче» — ответному давлению, противодействию. Это не означает, что ребенку нужна полная свобода. На самом деле дети сами хотят быть уверены, что вы управляете ситуацией. Они нуждаются в вашей заботе и хотят от вас зависеть.

Рекомендации.

  • Не пытайтесь быть идеальным родителем идеального ребенка, опустите планку требований, если она задрана слишком высоко.
  • Избегайте угроз, особенно пустых.
  • Станьте союзником вашему ребенку, поддерживайте, а не обвиняйте.
  • Придерживайтесь выбранной линии поведения.
  • Больше всего ребенок нуждается в вашей любви — не скупитесь на ее проявления.
  • Проблему проще предотвратить, чем решать; старайтесь предвидеть плохое поведение ребенка и нейтрализовать причины, его провоцирующие.
  • Работайте над своими эмоциями, научитесь сохранять самообладание, избавляйтесь от мыслей, вызывающих гнев.

Привязанность и контакт с ребенком

Глубокий эмоциональный контакт хотя бы с одним из родителей необходим ребенку больше всего. Доверительные взаимоотношения снижают риск плохого поведения в детстве и уменьшают риски депрессии, склонностей к суициду, зависимостям в будущем.

Если ребенок к вам привязан, то и воспитывать его будет просто, ведь он сам хочет вас радовать, проводить с вами время. Привязанность — это система, которая имеет шесть уровней развития.

  1. Близость. Закладывается в самом раннем возрасте с первыми прикосновениями и поцелуями родителей.
  2. Схожесть. С двух лет малыш пытается повторять действия родителей.
  3. Общность. У ребенка проявляться чувство собственности: «мама — моя, а я — мамин».
  4. Значимость. Особо важно понимание, что мама и/или папа всегда будут рядом.
  5. Любовь. Примерно в пять лет привязанность у ребенка уже очень глубокая, и он начинает проявлять настоящую любовь.
  6. Возможность быть познанным. Если все предыдущие уровни развивались нормально, то около шести лет и позже ребенок даст вам возможность его узнавать.

Ребенок не должен сомневаться в вашем желании быть рядом с ним. Каждое объятье или совместная игра дарит детям ощущение близости с родителями. Старайтесь найти общие интересы, тогда сыну или дочери не придется искать единомышленников где-то еще. Поддерживайте ребенка всегда, не дайте усомниться, что вы с ним не на одной стороне. Развивайте в детях чувство собственной значимости, сообщая им постоянно, как они важны и дороги для вас. Показывайте свою любовь при каждом удобном случае: одобрительный взгляд, ободряющее похлопывание, поглаживания — ребенку необходимо чувствовать особенную родительскую заботу.

При успешном развитии всех этих уровней привязанности ребенок откроется вам, а не кому-то другому, именно вы узнаете все его сокровенные мысли и его внутренний мир. И даже при возникновении конфликтных ситуаций, прочный контакт, установленный между вами и ребенком, не пострадает, взаимная привязанность поможет все пережить. Если чувствуете, что случился надлом в ваших отношениях, не опускайте руки, все можно наверстать. Работайте над отношениями, ваш ребенок в этом нуждается.

Как помочь ребенку установить здоровые отношения с окружающими

Если у родителей установлен тесный доверительный контакт с ребенком, он спокойно переживет даже ситуацию развода и вырастет любящим и открытым человеком. Если же дети не находят понимания и участия со стороны родителей, то даже в полной семье ребенок может вырасти озлобленной личностью.

  • Старайтесь, чтобы ваш ребенок находился среди людей, которые относятся к нему с теплотой и пониманием. Если так сложилась ситуация, что в семье появляются отчим или мачеха, сделайте так, чтобы времяпрепровождение с этими людьми было комфортным для ребенка и между ними возникла искренняя привязанность.
  • Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому обратите внимание на взаимоотношения ребенка с учителем (учителями). Если видите необходимость, поговорите с педагогом об укреплении их связи. В разговорах с ребенком упоминайте об учителе с положительной стороны.
  • Хорошо, если бабушки и дедушки не только дарят подарки, но и проводят с внуками досуг: игры, прогулки и т. д. Чем больше у ребенка взрослых, к которым он испытывает доверие и привязанность, тем больше вероятность, что он вырастет здоровым, уверенным в себе человеком.

Как создать нерушимый контакт с вашими детьми

Дети чувствует искренний интерес к ним. Только неподдельное желание узнать и понять ребенка спровоцирует его на откровенность с вами. Необходимо дать понять, что вы принимаете его таким, какой он есть, проявляя готовность к общению при любой возможности.

Если вы не можете уделить ему время в тот момент, когда ребенок к вам обращается, лучше объяснить, что вы бы очень хотели выслушать его сейчас, но не можете, чем согласиться, но продолжать заниматься своими делами, слушая ребенка вполуха.

Если мама с папой в разводе и один из родителей не может проводить достаточно времени с ребенком из-за расстояния, на помощь придут современные технологии: видеозвонки, социальные сети. Обязательно дайте понять ребенку, что он важен для вас, что вы находите любую возможность участвовать в его жизни.

Научитесь читать между строк. Не всегда дети могут или хотят сформулировать настоящую проблему. Возможно, причина его плохого настроения или поведения спрятана глубже.

Как научить детей справляться с разочарованиями

Испытывать разочарование абсолютно нормально. Если в детстве научиться переживать разочарование — во взрослом возрасте жизнь не будет казаться полной досадных неудач. Из любви к своим чадам родители часто пытаются уберечь детей от неприятных эмоций, какие испытывает человек, если не получает желаемое. Однако необходимо позволять ребенку прочувствовать и пережить все уровни горя из-за потери или невыполнения его желаний: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение. (Эти этапы описаны Элизабет Кюблер-Росс и касаются переживания любой потери).

Когда ребенок не хочет смириться с отказом или другим разочарованием, не пытайтесь утихомирить его гнев — дайте ему выплеснуться. Не поддавайтесь искушению предложить огорченному ребенку что-то взамен (не участвуйте в торгах). Поддержите пониманием и сочувствием, и тогда ребенок сможет принять тот факт, что не всегда все получается так, как он хочет, и он будет двигаться дальше.

Рекомендации.

  • Сохраняйте твердость своей позиции при мягком тоне.
  • Дайте ребенку время пережить злость, прежде чем что-либо ему объяснять.
  • Контролируйте себя в момент проявления гнева ребенка, не вступайте в спор (оставайтесь «капитаном» корабля).

Не идя на поводу у капризов ребенка, вы помогаете ему адаптироваться к дальнейшей жизни, в которой будет множество подъемов и спадов.

Как справляться с упрямством, гневом, нытьем, эмоциональными срывами и агрессией

С некоторыми детьми налаживать общение труднее: они ведут себя агрессивно, злятся, упрямятся. В таких случаях действуйте следующим образом.

  1. Дайте ребенку знать, что вы хотите его услышать и понять. Спросите его: «Каково это, быть тобой?» Попросите рассказать подробнее о том, что его тревожит или злит. На этом этапе родители не должны учить ребенка чему-то или советовать. Отвечая на ваши вопросы и делясь тем, что его беспокоит, ребенок должен быть абсолютно уверен, что его понимают. Поддерживайте его фразами: «о, мой хороший» или «ох, зайка». Когда ребенок выговорится, нужно спросить, готов ли он услышать ваше мнение или советы. Если ответ отрицательный, не настаивайте. Лучше подождать. Если готов — переходите ко второй части беседы.
  2. В разговоре сосредоточьтесь на помощи ребенку, а не на его плохом поведении. Помните, что нежелательные поступки детей часто спровоцированы отсутствием внимания: плохим поведением дети лишь пытаются его привлечь. Поделитесь с ребенком вашими идеями, как можно решить его проблему.

Важно помнить, что любые воспитательные беседы нужно проводить только тогда, когда ребенок спокоен и готов вас услышать. При этом вы должны контролировать собственные эмоции. Нельзя, чтобы ребенок ощутил, что вы в гневе или разочарованы в нем самом. Родителям необходимо понимать, что проблемы, вызывающие нытье, упрямое поведение детей могут провоцироваться чем-то, что ребенок просто не в состоянии выразить или сформулировать, потому что и сам не понимает их истинную причину.

Задача родителей — понять своего ребенка, наблюдать за тем, чтобы факторы, влияющие на него отрицательно, были исключены. Следите, чтобы ребенок не был переутомлен или голоден. Эмоциональный фон в семье имеет огромное значение для поведенческих реакций детей. Будьте готовы, что по поводу одной и той же проблемы вам придется разговаривать с ребенком не один раз. Запаситесь терпением.

Как добиться бесконфликтного взаимодействия с детьми

В человека природой заложено сопротивляться приказам чужих людей. Только люди, к которым дети привязаны, могут ожидать от них послушания. Дети устроены так, что получают удовольствие от всего, что делают, и, как многие взрослые, неохотно отвлекаются и не любят прерываться для выполнения чьих-то просьб. Но все же чем сильнее эмоциональный и физический контакт с ребенком, тем более охотно он послушается.

Рекомендации по улучшению взаимодействия с ребенком.

  • Требуя выполнения какого-либо действия, находитесь в непосредственной близости от ребенка, смотрите ему в глаза. Так вы будете уверены, что ребенок вас слышит и его ничто не отвлекает.
  • Перед тем как высказать свою просьбу, запрограммируйте ребенка на согласие. Задайте несколько вопросов, которые настроят его на положительный лад. Например: «Тебе нравится играть в эту игру? Наверное, она очень интересная? Здорово, когда ты выигрываешь?» Три ответа «да» мотивируют его согласиться и в четвертый раз. После трех «да» озвучьте свою просьбу.
  • Ребенок должен чувствовать себя нужным. В течение дня хотя бы несколько раз делайте положительные комментарии о его поведении, выражая искреннюю благодарность. Например: «мне так приятно, что ты прекратил игру, как только я тебя об этом попросила» или «спасибо, что ты помнишь, насколько важно не мусорить», когда он выбросил обертку в урну. Ребенок должен чувствовать родительское внимание не только при плохом, но и при хорошем поведении.
  • Не прибегайте к помощи силы или угроз. Это разрушает близость между вами.
  • Поставьте себя на место вашего ребенка, постарайтесь понять его ход мыслей. Дайте ему знать, что вы его понимаете. Например: «Я бы тоже не захотела идти на прогулку с собакой, когда я так весело провожу время за компьютерной игрой».
  • Переключайте внимание ребенка. Особенно хорошо это работает с маленькими детьми. Если ребенок ноет или требует чего-то, срочно найдите ему неотложное дело.
  • В разговорах с детьми в речи и тоне не должно звучать сомнение. Неправильно: «Милый, уже пора ложиться спать, хорошо?» Правильно: «Милый, пора ложиться спать!» В конце предложения ставится жирная, необсуждаемая точка.

Гордитесь своим ребенком

Конечно, каждый родитель желает для своего чада лучшей жизни и хочет испытывать гордость за его достижения. И еще все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Ребенок чувствует себя счастливым, когда знает, что родители любят его и гордятся, просто потому что он у них есть. Именно любовь и поддержка родителей помогают прийти к успеху.

Примиритесь с тем, что ребенок может не разделять ваших стремлений и интересов. Он — отдельная личность со своими интересами и мечтами, возможно, отличными от ваших. Принимайте и цените ребенка таким, какой он есть. Подумайте: возможно, качества, кажущиеся вам отрицательными (упрямство, медлительность и т. д.) могут сослужить хорошую службу на его пути к успеху. Даже если этот успех не в той области, в которой вам бы хотелось.

Восхищайтесь талантами ребенка, поддерживайте в его увлечениях — и вы вырастите счастливого, уверенного в себе человека.

Каждый ребенок — гений

Психолог Говард Гарднер выделил следующие виды интеллекта:

  • математический;
  • вербально-лингвистический;
  • визуально-пространственный;
  • телесно-кинетический;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • натуралистический.

Каждый человек рождается с определенным типом интеллекта и имеет задатки гениальности в этой области.

В современном мире легче всего проявить себя детям, одаренным талантами к математике или чтению (логико-математический и вербально-лингвистический тип). В общеобразовательных учреждениях они без труда получают хорошие оценки. А детям с другими типами интеллекта приходится сложно. Они могут посчитать себя глупыми. И находясь большую часть времени в школе, в той среде, где они «глупые», дети могут совершенно не развивать свои истинные таланты.

Постарайтесь понять, в чем талант вашего ребенка. Последите за его интересами, реакциями. Поощряйте развитие этих способностей.

Для ребенка очень важно чувствовать себя успешным в какой-либо области. Это не значит, что он должен заниматься лишь тем, что ему нравится и легко дается. Необходимо развиваться во всех направлениях, даже выходя из зоны комфорта. Но истинное счастье ребенок чувствует, когда проявляет свой дар, — не лишайте его этой возможности.

Как помочь детям избежать депрессии и тревожности

Депрессией и другими видами невроза страдает огромное количество детей. Если вы заметили признаки этих расстройств у своего ребенка, рекомендуется незамедлительно обратиться к врачу.

Важно вовремя заметить симптомы депрессии и не перепутать их с проявлением грусти или мимолетного уныния. Что делать, если у вас появились подозрения, что у ребенка депрессия?

  • Прислушивайтесь к родительскому инстинкту: если внутренний голос говорит вам, что есть повод для переживания, лучше отведите ребенка на прием к специалисту.
  • Убедитесь в его физическом здоровье: сходите на обследование, чтобы быть уверенным, что угнетенное состояния не связано с телесными недомоганиями.
  • Следите за собственным поведением: вы должны быть образцом позитивного мышления для ребенка, нельзя проявлять уныния.
  • Учитесь сами и учите своего ребенка избегать негативных мыслей.

Все чаще в современном мире детей охватывает тревожность. Причин тому множество: завышенные требования к ним, компьютерные игры, контент, транслируемый телевидением и интернетом. Во избежание появления повышенной тревожности у ребенка:

  • следите, чтобы он чувствовал себя в безопасности;
  • будьте готовы принять любые (даже плохие) новости;
  • будьте примером спокойствия для своего ребенка: тревожное состояние родителей часто передается детям;
  • разговаривайте с детьми об их страхах, не отмахивайтесь от их опасений, как от чего-то глупого и несущественного.

Как жить здесь и сейчас, проявлять осознанность и расслабляться

Нервная система не только ребенка, но и взрослого человека не выдерживает нагрузки ритма и темпа современной жизни. В итоге стрессам дети подвержены не реже, чем их родители.

Детство длится не так уж долго. Дайте возможность ребенку насладиться им, проживать каждый его момент и радоваться ему. Научитесь выделять время на себя, на общение со всеми членами семьи, постарайтесь снизить бешеный темп жизни. Не перегружайте расписание ребенка. Многозадачность — неотъемлемая часть современного мира, но важно научить ребенка заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Постарайтесь проводить как можно больше времени на природе вместе с детьми, чтобы они научились чувствовать и понимать естественную красоту и наслаждаться ею. Учите их радоваться жизни на собственном примере. Отложите гаджеты, если не хотите, чтобы ребенок, подражая вам, не расставался с ними.

Как наделить детей силой, способной привести их к наилучшей жизни

Всем знакомы истории, когда человек, выросший в неблагополучной семье, смог достичь высот, и обратная ситуация: ребенок любящих и заботливых родителей оказался не способен принимать элементарные решения и создавать хорошие жизненные условия для себя.

Качества, которые необходимо развивать с детства и которые помогают строить взрослую жизнь.

  1. Жизнестойкость. Ребенок должен научиться двигаться дальше, несмотря на возможные проблемы. Переживая разочарования, ребенок становится более решительным, учится искать альтернативы и компромиссы.
  2. Самоуважение. Его нельзя развить только лишь одобрением родителей. Ребенок должен понимать, что он действительно способен на похвальные поступки. Приучайте его помогать другим людям, участвовать в домашних делах, заботиться о самом себе.
  3. Способность к разрешению проблем. Научите ребенка оценивать проблему и пути ее решения — для этого можно, например, использовать списки «за» и «против». Важно, чтобы ребенок анализировал возникшую трудность именно как трудность, с которой он может справиться.
  4. Воображение. Какими бы ни были мечты вашего ребенка, он должен уметь представлять их воплощение.
  5. Благодарность. Привить это качество просто: будьте благодарны за все дары, что вам преподносит жизнь, — и ребенок, глядя на вас, так же научится ценить хорошее.

Воспитывать ребенка, не борясь с ним, возможно. Для этого нужно повзрослеть самому. И понимать, что ваш ребенок наблюдает за вами постоянно, даже если вам кажется, что это не так. Развивайтесь, наслаждайтесь жизнью, научитесь признавать свои ошибки, станьте достойным образцом для своего ребенка, ведь именно от вас он получает все и впитывает все, как губка. Радуйтесь каждому моменту, когда вы вместе: дети быстро взрослеют. Так проведите время, отведенное вам, в любви друг к другу, а не в противостоянии.