Буллинг. Как остановить травлю ребенка

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Как семья автора столкнулась с буллингом

Сын автора книги, пятиклассник Петр, стал жертвой травли со стороны своих одноклассников, когда он был переведен из начальной школы в гимназию. В классе дети оценивали друг друга, в первую очередь, по степени «взрослости». Петя все еще любил играть с конструктором и пластилином. За это «крутые» парни его высмеивали, дразнили, размещали в социальных сетях оскорбительные публикации. Таким же нападкам подверглись еще несколько мальчишек из класса. Обретая все большее влияние на своих жертв, обидчики стали вымогать у них деньги, подстрекая к покупке электронных сигарет.

Классный руководитель бездействовал, считая, что детям важно научиться выходить из конфликтов самим. Просьбы мамы организовать встречу с директором, чтобы обсудить проблему, игнорировались. Родители обидчиков просто не верили жалобам.

Наталья вступила на путь борьбы со школьной травлей. Прежде всего она организовала для сына занятия фехтованием. Благодаря урокам с частным тренером Петя стал более уверенным в себе и перестал бояться физической агрессии. Результат не заставил себя ждать: к нему стали меньше цепляться. В то же время нападки на его друзей продолжались.

Тогда Наталья составила официальное письмо, в котором изложила все имеющиеся у нее доказательства травли в школе. Уликами служили в основном скриншоты из социальных сетей и мессенджеров. Коллективное заявление, к которому присоединились другие родители детей-жертв, было направлено в инспекцию по делам несовершеннолетних и департамент образования. В результате подключения руководства школы и полиции буллинг удалось прекратить.

Главный вывод из этой истории таков: школьная травля пресекается не усилиями ее жертв, а вмешательством взрослых.

Что такое буллинг?

Термин «буллинг» (от англ. bully – хулиган, задира) означает длительное, регулярное притеснение человека с целью запугать его и подчинить себе. Важно отличать буллинг от простого конфликта. Споры, ссоры и разногласия – нормальная часть отношений между детьми. Попадая в конфликтные ситуации и разрешая их, дети учатся общаться друг с другом и находить компромисс. В отличие от конфликтов, систематические издевательства не учат ребенка ничему, но оставляют после себя глубокую психологическую травму.

Буллинг отличается от конфликта по четырем признакам:

  • агрессор причиняет страдания своей жертве умышленно;
  • он абсолютно не заинтересован в прекращении насилия;
  • он всегда находит любой повод для придирок независимо от поведения жертвы;
  • он чувствует свою власть над преследуемым.

Жертвы не всегда осознают сложившуюся ситуацию как аномалию отношений. Поэтому многие из них не решаются обратиться за помощью. Видя свою безнаказанность, агрессор еще более укрепляется в своем поведении. Иллюзия вседозволенности особенно легко возникает в интернете, так как оскорбления, угрозы и непристойные фотографии можно рассылать анонимно. Около 70% московских школьников в той или иной форме принимали участие в травле через интернет.

Существует два вида буллинга: прямой – побои, порча вещей, оскорбления, и косвенный – сплетни, бойкот. Первый характерен для детей в младшей школе, особенно для мальчиков. Косвенный буллинг трудно своевременно распознать. При отсутствии должного вмешательства он переходит в прямое издевательство.

Научить мальчика «давать сдачи» – не самый верный способ ему помочь. Обороняясь, он может выглядеть зачинщиком драки в глазах педагогов. Тогда к травле со стороны сверстников добавятся еще и обвинения взрослых.

Кто и почему становится жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать любой ребенок. Достаточно просто не соответствовать принятым в данном коллективе ценностям (взрослость, успеваемость, достаток, физическая сила). Чаще других нападкам со стороны сверстников подвергаются дети с физическими недостатками – ДЦП, ожирение. Однако наиболее уязвимым ребенка делает неуверенность в себе при отсутствии надежной поддержки в школе и со стороны семьи.

Причины возникновения школьной травли кроются в незрелой детской самоидентификации. Осознание ребенком собственной индивидуальности начинается с разделения окружающих людей на «своих» и «чужих». Сперва малыш буквально отождествляет себя со своей семьей. Позднее в круг «своих» попадает воспитатель, а затем и учитель. Как ни странно, в начальной школе невольным виновником травли может оказаться сам педагог. Если один из учеников вызывает у него скрытую неприязнь, класс интуитивно начинает такого ребенка угнетать.

В подростковом возрасте в центре мира «своих» и «чужих» оказываются сверстники. Острый кризис самоидентичности питает агрессию подростков по отношению друг к другу. «Чужими» становятся те, кто отличается от остальных все равно чем: ростом, акцентом, необычным хобби. Их травят.

Что делать, если твой ребенок булли?

Буллинг – явление опасное не только для жертвы, но и для самого преследователя. Дело в том, что травля является для агрессора способом самоутверждения, дающим   иллюзию избранности и защищенности. Он издевается над жертвой, чтобы повысить свой статус в группе и поднять свою самооценку. В действительности зачинщик буллинга – глубоко неуверенный в себе подросток, который живет в страхе потерять свое положение. Без помощи взрослых он не может предвидеть, что в скором времени по этой же причине друзья начнут от него отворачиваться.

Родителям всегда очень непросто признать, что их ребенок булли. Чаще всего они оправдывают его или даже поддерживают. Оставаясь безнаказанным, ребенок получает стимул к продолжению травли. Так настрой добиваться желаемого посредством агрессии может стать для него привычным.

В редких случаях родители просто наказывают ребенка, не разбираясь в подробностях жалоб. Однако это учит ребенка лишь более тщательно скрывать свои нападки.

Оптимальной стратегией реагирования является тщательный сбор информации от самого ребенка и его жертвы, а также родителей, учителей, других учеников. Важно однозначно убедить виновника в неприемлемости его поведения, избегая при этом личных оскорблений.

Роль школы в буллинге

Феномен буллинга равновероятно возникает в муниципальных и частных школах, у начинающих учителей и заслуженных профессионалов своего дела. Во всех случаях ранние проявления буллинга упорно игнорируются педагогами. Все еще считается, что это ставит под угрозу имидж школы и авторитет учителей. Когда факты явной агрессии становится невозможно отрицать, они винят в сложившейся ситуации недостатки семейного воспитания.

Все чаще современные учителя позиционируют себя как безличных носителей знаний, снимая с себя роль воспитателей для подрастающего поколения. В действительности российские государственные стандарты образования предписывают школе ответственность за здоровье детей, в том числе психическое.

Борьба с травлей – это общая ответственность родителей и школы. Систематическая профилактика травли в детском коллективе должна стать частью организационного уклада школы.

Роль семьи в буллинге

Узнав о факте буллинга, некоторые родители приходят в ярость и действуют по отношению к руководству школы агрессивно. Иногда они даже прибегают к физическим наказаниям обидчиков своих детей, не задумываясь о том, что нарушают Уголовный кодекс своей страны. Такая реакция не предотвращает, а питает травлю. Если родители напором добиваются успеха, педагоги видят в этом лишь очередной скандальный случай. Вскоре он забудется. В то же время дети получают наглядное доказательство: первенство – за агрессором.

Жертва буллинга будет вдвойне травмирована, если ответственность за происходящее семья возложит на него одного. Часть родителей считает, что умение стойко переносить насмешки и унижения закаляет дух (традиционная позиция японских и английских школ). При таком подходе ребенок чувствует себя совершенно беззащитным и дома. Даже если он научится «давать сдачи», это не даст ему подлинной уверенности в себе без поддержки семьи.

Юридическая ответственность подростков

С юридической точки зрения, ответственность за все действия детей до 14 лет несут родители (в школьное время – учителя). С 14 лет подросток может быть лично обвинен в некоторых противоправных действиях: умышленном причинении вреда здоровью, краже, вымогательстве, вандализме. С 16 лет на него налагается полная ответственность за нарушение любого пункта Уголовного кодекса. Непосредственное отношение к буллингу имеют пункты, касающиеся:

  • склонения человека к самоубийству;
  • унижения, основывающегося на расовых, половых, религиозных, национальных признаках;
  • клеветы;
  • нецензурной брани в общественных местах;
  • повреждения чужого имущества;
  • причинения физических и психических страданий.

Для того, чтобы начать борьбу, прежде всего необходимо оформить письменную жалобу. В случаях, требующих незамедлительного вмешательства, обратитесь за помощью к юристу. В доказательную базу обвинения может входить:

  • заключение сертифицированного психолога о причинении ребенку морального ущерба;
  • фотографии испорченных вещей, скриншоты электронной переписки, видеоматериалы и аудиозаписи (желательно иметь чеки от покупки этих устройств в российских магазинах);
  • чеки на услуги психолога, юриста, врачей, репетиторов, покупку лекарств, покупку вещей, которые были испорчены агрессорами.

Если в проблеме замешаны дети младше 14 лет, направьте письменное обращение к руководству школы. Устные жалобы обычно безрезультатны. Вполне вероятно, что ответных действий не последует. Следующий шаг – прокуратура. На этапе суда производится оценка морального ущерба. Обычно присуждаемая сумма составляет около 100 000 – 200 000 рублей.

Последствия буллинга

Последние несколько лет СМИ пестрят шокирующими сообщениями о массовых убийствах и ранениях в школах. Большинство юных террористов оказываются тихими, не вызывающими опасений жертвами школьной травли. Буллинг спровоцировал или усугубил у них психическое расстройство. Если жертва жестоких нападок не получает своевременной помощи, это порождает также риск самоубийства.

Признаками того, что ребенок в школе подвергается насилию со стороны сверстников, могут быть:

  • плаксивость,
  • страхи,
  • нехарактерная замкнутость,
  • проявления жестокости в игре,
  • вспышки агрессии,
  • нарушения аппетита и сна,
  • психосоматические болезни.

К долговременным последствиям преследования в детском коллективе относятся неуверенность в себе, страх перед людьми, наделенными властью, вызывающая манера поведения, психосоматические болезни.

Профилактика буллинга. Зарубежный опыт

Мировая статистика указывает, что треть всех современных школьников являются агрессорами или жертвами буллинга. Финансирование и темпы внедрения программ по профилактике школьной травли зависят от менталитета. Так, в азиатских странах не принято вмешиваться в отношения между детьми. Поэтому мероприятия по развитию в детских коллективах способности к сопереживанию и навыков общения не получают должной государственной поддержки. Однако даже в тех странах, где уже запущены антибуллинговые программы, школьная травля стала возникать реже, хотя и не прекратилась окончательно.

Первая массовая программа по профилактике буллинга была разработана в 80-х годах в Норвегии. Ее ключевой принцип – помощь родителям в создании благоприятной для детей обстановки в семье, которая включает:

  • эмоциональную доступность взрослых;
  • жесткие границы дозволенного поведения;
  • установленный порядок санкций за нарушение правил, не физических и не унижающих достоинство ребенка;
  • личный пример корректного поведения родителей по отношению к другим людям.

Еще один подход к борьбе с буллингом – привлечение к профилактическим мерам не только взрослых, но и самих учеников. Чтобы не допустить зарождения буллинга, в классах оставляют журнал, в котором любой ученик может сообщить о проблеме во взаимоотношениях со сверстниками. При желании это можно сделать анонимно. Жалобы рассматриваются и обсуждаются на регулярных классных собраниях.

В некоторых школах Калифорнии, в Гонконге и в Германии проводится отбор детей на престижную роль посредников в разрешении проблем с психологическим климатом в детском коллективе. Эти дети участвуют во внутренних школьных и родительских собраниях. Наряду с учителями они проходят дополнительное обучение по конфликтологии и подростковой психологии. Такое решение позволяет предотвращать травлю на самых ранних этапах.

В школах Финляндии действует антибуллинговая программа KiVa. В этой программе упор делается на поведение свидетелей травли. Большинство подростков внутренне не одобряют травлю. Однако наблюдая стычки ровесников в реальной жизни, большинство из них не вмешиваются или даже поддерживают агрессора. Финская программа нацелена на формирование активного антибуллингового поведения у свидетелей. Основными средствами для этого служат тренинги и театральные постановки, в которых каждый ребенок может примерить на себя роль агрессора и жертвы.

Буллинг в России. Как решить проблему?

В Советском Союзе интерес широкой общественности к проблеме школьной травли был впервые привлечен в связи с выходом в свет революционного фильма Ролана Быкова «Чучело» в 1986 году. Фильм был основан на реальных событиях из жизни племянницы режиссера. В школах стали устраивать совместные кинопросмотры с последующим обсуждением. Одновременно с этим режиссер получил массу осуждающих писем, в которых утверждалось, что советские школьники не способны на такую жестокость.

Вопрос буллинга по сей день упорно игнорируется в России. С 2000-х годов в наших школах появились психологи. Однако в связи с большим количеством учеников и недостатком знаний в области клинической психологии они мало способны повлиять на решение подобных проблем. У нас не налажена система психологической помощи жертвам буллинга. Существуют лишь единичные общественные движения.

Хорошей профилактикой буллинга является активная внеклассная работа. Детский коллектив становится дружным и сплоченным, если в свободное от уроков время ребята вовлечены в совместные творческие занятия и исследовательские проекты. В комфортном психологическом климате буллинг не может зародиться.

Начать надо хотя бы с того, чтобы родители, дети которых столкнулись с буллингом, не молчали о своей проблеме. Это не постыдно и не страшно. Распространение информации о фактах травли будет стимулировать необходимый пересмотр системы психологического сопровождения школьников.