Развивающие занятия ленивой мамы

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Самая обычная развивающая прогулка

Есть один секрет, который, может быть, все знают, но на деле им не пользуются. Чтобы ребенок знакомился со счетом, буквами, свойствами предметов, не нужно никаких специальных развивающих методик и пособий. Секрет прост: взрослому нужно быть заинтересованным, живым и открытым и вместе с малышом заново познавать мир. Измерять глубину лужи палкой, а длину — шагами, считать, сколько камней поместится в ведерке, наблюдать за животными во дворе, пересчитать всех котов и дать им клички, покормить воробьев и синичек, найти все цвета радуги вокруг. Не нужно каких-то особенных развивающих карточек. Все, что необходимо, — это фантазия и смекалка.

Самая первая энциклопедия

Полки книжных магазинов ломятся от разнообразной развивающей литературы для детей. Возраст юных читателей начинается от... года! Конечно, такие издания создаются с расчетом на родителей. Например, энциклопедия, где по отдельности показаны все органы чувств, расположенные на голове. Ребенку такие картинки особенной пользы не принесут. Гораздо интереснее познавать себя и родителей, вцепившись папе в уши, а маму потрогав за нос. Чувственный опыт, приобретенный от прикосновений и взаимодействия с родителями, намного ярче, чем книжные рисунки или фотографии.

Развивающие игрушки — это маркетинговый ход, рассчитанный на родительский карман. Сами по себе они ничего не развивают, их эффект — результат общения со взрослым. Только в его волшебных руках совок и формочки для песка приобретут смысл. Взрослый может продемонстрировать, какой песок лучше насыпать, чтобы получилась «пироженка», как варить кашу из песка, как сервировать стол, как играть в столовую и многое другое.

Как выбрать школу развития

На что действительно стоит обратить внимание при выборе развивающего центра, так это на удаленность от дома и стоимость занятий. Долгая дорога будет выматывать не только ребенка, но и маму или другого родственника, на кого ляжет эта обязанность. Старайтесь искать приличное заведение в своем районе. Ценник за занятия не должен сильно опустошать семейный бюджет. Ведь ребенок до трех лет еще не может в достаточной мере концентрироваться на какой-то определенной деятельности: его внимание будет скакать, а интересы меняться. Не надо, чтобы «несостоявшиеся» занятия пустили вас по миру.

В чем плюсы школы развития?

  • Такая школа — это возможность общаться с педагогом, перенимать полезную информацию.
  • Это образовательная среда, где можно научиться чему-то новому не только ребенку, но и родителю.
  • Это возможность для новых знакомств. Здесь вы найдете коллектив таких же мам, пап, бабушек, с которыми у вас будет много общих тем и проблем.

Когда родители лучше школы развития

Включенность родителей в процесс развития — это самый ценный клад, который может достаться маленькому человеку. Самый большой плюс мам и пап в том, что они не педагоги. У них нет четких стандартизированных указаний для занятий: например, лепить снеговика из пластилина. И если ребенку захочется вместо лепки делать самолетики из бумаги, то пусть занимается тем, к чему у него лежит душа именно в этот момент.

Второй ребенок

Когда в семье появляется второй малыш, уменьшается родительская тревожность. Уже становится не так обязательно заниматься ранним развитием. И благодаря этому младший член семьи растет в более комфортной обстановке, в своем индивидуальном ритме.

Обучение или развитие?

Чтобы осознать разницу между этими понятиями, дадим каждому из них определение. Обучение — это процесс, ориентированный на передачу ребенку знаний, умений и навыков. Развитие — это приобретение ребенком новых качеств и улучшение показателей. Если ребенка знакомить с цифрами — это обучение. Когда он станет складывать их и вычитать — это уже развитие: его приобретенный навык расширяется, трансформируется.

Системное мышление

Для того чтобы все знания об окружающем мире правильно раскладывались по полочкам в голове ребенка, нужно давать ему эти знания системно. Как бы родители ни хотели вложить в голову малыша абсолютно все, у них это не получится. Обязательно какая-то незначительная деталь да выпадет. Например, ребенок отлично знает, что у кого-то из родственников на этой неделе день рождения, но не помнит, у кого именно. Поэтому, когда ребенка знакомят с новой информацией, нужно в этот момент искать связи этого нового факта с другими фактами. Например, день рождения дедушки весной, в мае, когда распускаются листочки на деревьях, высыхают лужи и все ходят без курток.

Главные принципы развития системного мышления

При системном подходе новая информация всегда преподносится с опорой на уже известную.

Вот шаги, которые нужно сделать, чтобы правильно познакомить ребенка с новой информацией.

  1. Дать название новому объекту.
  2. Пояснить, откуда оно возникло. Это способствует развитию причинно-следственных связей.
  3. Рассказать, кому это нужно, зачем и почему. То есть раскрыть набор возможностей объекта.
  4. Рассказать о более общем понятии — системе, в которую входит объект.
  5. Поведать о частях данного объекта, чтобы было видно, из чего он состоит.
  6. Сообщить о связях с другими объектами. Рассказать о сходствах и различиях.

Системное мышление для младшего дошкольного возраста — это, прежде всего, умение соотносить часть и целое, искать в предметах сходства и различия, выстраивать причинно-следственные цепочки. Например, на улице вы увидели собаку. Спросите у ребенка: кто это? Далее можно перечислить, что есть у собаки. (Глаза, нос, хвост, лапки, уши.) Попросите описать: какая собака? (Пушистая, большая, рыжая.) Где она живет? (На улице, дома.) Как она появилась на свет? (Родилась у своей мамы-собаки.) Собака — животное. Поговорите о других животных, которые имеют такие же признаки, сходства и различия. Кошка — тоже животное, у нее четыре лапы, хвост, уши. Чем различаются собака и кошка? (Относятся к разным семействам — псовых и кошачьих, а также способом добывания пищи.) Если ребенок опознает собаку на картинке, а, встретив на улице, ее не узнал, значит, система выстроена неверно.

Главные принципы развития творческого мышления

Все родители твердо знают, что кроме знаний ребенку необходимо еще и творчество. С наилучшими побуждениями они записывают своего сына или дочку в кружки и различные творческие объединения. Там педагоги рассказывают и показывают, как нужно рисовать, как правильно обращаться с музыкальными инструментами, как сделать глиняный горшок. Но это не творчество. Творчество — это создание чего-то принципиально нового, неповторимого.

  • Если ребенок первый раз взял в руки гитару и придумал несколько переборов — это творчество.
  • Если ребенок сочинил песню и исполнил ее — это творчество.
  • Если ребенок натянул струны на кухонную доску и придумал таким образом новый инструмент — это творчество.

Как развить творческие способности у ребенка?

  • Развивайте их сначала у себя. Придумывайте новые сказки на ночь, сделайте миллион причесок для дочки, возвращайтесь домой из детского сада каждый день новой дорогой. Родительский пример всегда ярче и ближе.
  • Поощряйте новые идеи у своего ребенка, будьте поддержкой и опорой в его опытах и творческих фантазиях. Главное, чтобы осуществление всех планов было безопасным.

От года до двух. Откуда берутся умные дети

Ученые уже давно ищут взаимосвязь между тем, что заложено в ребенке генами, и тем, что можно развить воспитанием. Совсем недавно они пришли к выводу, что фокусирование внимания на предмете — это один из сильнейших двигателей развития интеллекта. Простые игры — отличный способ для этого.

Игра «Ку-ку!»

Все родители знают, как в нее играть: спрятать лицо за книгой или полотенцем, или собственной рукой. Малыш будет смотреть на книгу или полотенце некоторое время, ожидая, когда же появится мама. И когда мамино лицо вновь появляется, у малыша возникает позитивная эмоциональная реакция. Все смеются. А потом это снова несколько раз повторяется. Ничего нового в игре не происходит, но внимание все равно остается.

Игра «Где же ручки?»

Малыш прячет руки за спину. Взрослый удивленно спрашивает: «А где же ручки?» В какой-то момент ребенок вытягивает руки, а родитель выдает радостную эмоцию: «Вот они!» Таким образом, ребенок сам инициирует игру и сам ею управляет, а следовательно, удерживает внимание на процессе.

Игра «Прятки»

Ребенок прячется за шторой, видны его ноги. Но мама не торопится его находить. Она вслух рассуждает: «А где же Миша? Может, под столом? Нет. В шкафу? Снова пусто. А может, он за шторой?» И только потом она его находит. Игра специально растягивается, чтобы внимание Миши длилось дольше. А эмоциональные рассуждения родителей нужны для того, чтобы ребенок тоже был включен в игру, ожидая, когда его найдут.

Игры с носовым платком

  • «Танцуем под музыку». Задача малыша — повторять движения за мамой, размахивающей платочком.
  • «Хоровод». Все встают в круг, но держатся не за руки, а за кончики платочков. Важно этот самый кончик не выпустить и быть внимательным.
  • «Передаем платок по кругу». Можно передавать на скорость или передавать и говорить: «Пожалуйста», а в ответ тот, кому отдали платочек, говорит: «Спасибо».
  • «Спрячь платочек в кулачок». Взрослый легко справится с этой задачей, а у ребенка рука маленькая, ему можно прятать платочек в бутылку или в стаканчик.
  • «Угадай, что я в платочек завернула». Ребенок будет угадывать, что находится в платочке.
  • «Узелки». Сколько получится завязать узелков на одном носовом платочке? А потом вместе посчитать.
  • «Стирка». Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)

Мой ребенок не говорит

В последнее время принято считать, что современное поколение малышей начинает поздно говорить. Многие родители винят в этом телевизор и гаджеты. Кроме того, большинство из них привыкло жить с оглядкой на других: на детей соседей, знакомых, родственников. Но в этом деле главное — не паниковать. Любой ребенок развивается с индивидуальной скоростью. Придет время, и вы еще будете просить его помолчать пять минут.

Как помочь заговорить

Первое, о чем нельзя забывать, — это общаться с малышом. Постоянно называть ему предметы, действия, животных. Нельзя полагаться на песни из мультиков и телевизор: ребенок должен слышать живую речь. Это способствует развитию фонематического слуха. Второе: неслучайно фольклор знает большое количество колыбельных, потешек, прибауток с постоянным повторением. «Ай, люли-люли-люли», «ой, дыбы-дыбы-дыбы» — вроде бы смысловой нагрузки нет, но это развивает фонематический слух. И потом все эти звуки малыш постарается сам воспроизвести.

Как развивать речевой аппарат

Каждое слово, которое произносит человек, говорится на выдохе. Его и нужно тренировать:

  • задувать свечи;
  • выдувать мыльные пузыри;
  • надувать воздушные шарики;
  • сдувать белые головки у одуванчиков;
  • играть на дудке или свистеть в свисток;
  • делать пузырьки через трубочку в стакане с водой;
  • дуть на кораблик в тазу или ванной;
  • дуть на перышко или пух, поддерживая его в воздухе;
  • скомкать шарик из бумаги и, дуя на него, играть в футбол на столе.

Артикуляционная разминка

Научите ребенка показывать язык, упираться им в одну щеку, в другую, цокать языком, фыркать, надувать щеки, делать губки трубочкой, облизывать губы, широко улыбаться.

Речь на кончиках пальцев

С самого раннего возраста родители играют с малышом, делая на ладошке «сороку-белобоку», а потом они осваивают и другие пальчиковые игры. Это не просто разминка, но и своеобразный контакт: смотри на меня, повтори за мной. Когда ребенок выучит одну игру, можно просто вслух рассказывать стихотворение, а малыш повторит все движения сам. Чем больше пальчиковых игр знает ребенок, тем скорее он начнет говорить.

Не просто сказки

Русские народные сказки для малышей создавались не только ради развлечения. Каждая сказка имеет одинаковые повторяющиеся формулы. В «Репке» это «кто-то за кого-то»: «бабка за дедку». В «Колобке» — «я от кого-то ушел»: «я от зайца ушел», «я от медведя ушел». И многократное повторение этих формул также способствует развитию памяти, логики и речи. Последовательность появления персонажей в сказках также имеет определенную логику: в «Репке» от большего к меньшему, а в «Теремке», наоборот, от меньшего к большему. Сказка о трех медведях — это целая математическая и логическая история. Машенька в каждой комнате встречается с тремя предметами: большим, средним и маленьким. Она всегда взаимодействует с каждым из них, начиная с большого, потом со средним, и только маленький ей нравится больше всего. Этот сюжет повторяется с чашками, стульями, кроватями. Когда медведи возвращаются домой, они тоже следуют строгой логике и сначала берут чашки, потом садятся на стулья и затем только идут в спальню. Голоса у персонажей также ранжированы: медведь ревет басом, а медвежонок пищит. Во всем прослеживается порядок, закономерность, периодичность.

Сказки по этим понятным формулам можно сочинять самостоятельно, главное — подключать наглядность.

Зачем учить ребенка падать

Физическое развитие ребенка — это такое же важное направление в становлении его личности. Некоторые родители думают: не всем быть спортсменами, ребенку необязательно быстро бегать или прыгать выше всех. Это заблуждение. Любому ребенку жизненно необходимо как можно больше бегать — по прямой, по кругу, спиной вперед, наперегонки с соперником — и, как следствие, падать. Падение — это важный воспитательный момент: ребенку нужно научиться падать и вставать. Родительская тревога на данном этапе неизбежна, но ее тоже нужно преодолеть. Ребенок считывает реакцию родителей моментально: по выражению лица, по речи. Чем больше ребенок упадет во время прогулки, тем быстрее научится самостоятельно вставать и бежать дальше. Кроме бега, нужно тренировать и вестибулярный аппарат. Для этого подходят качели, балансиры, карусели или крепкие папины руки. Можно кружить ребенка за обе руки или держа его за руку и ногу. Еще один способ — класть малыша в центр покрывала, которое за один край держит мама, за другие два уголка — папа; они поднимают и раскачивают покрывало то вверх-вниз, то вправо-влево, то быстрее, то медленнее.

Полезный инвентарь для тренировок

  • Лошадка-качалка.
  • Фитбол. На нем можно раскачиваться, а потом прыгать или играть с ним, как с огромным мячом.
  • Батут.
  • Спортивный уголок: шведская стенка, кольца, веревочная лестница.
  • Гамак.
  • Много маленьких подушек. С ними можно устраивать веселые бои, тренироваться в меткости, бросать их, кто дальше закинет и т. д.
  • Мягкий мат. Полезный предмет, на котором можно отрабатывать перекаты, кувырки, да и просто он смягчает падение.

От трех до четырех. Ее Величество Игра

Игра — это ведущий вид деятельности детей в возрасте от трех до четырех лет. И она невозможна без включения взрослого, который будет подсказывать новые повороты сюжета. Чем больше усложнена игровая действительность, тем выше будет уровень развития ребенка. Не интересно играть взрослому — творческое развитие не переходит на новый этап и у ребенка.

Эмоциональный интеллект и общение

Когда ребенок способен в игре показать какую-то ситуацию и еще проявить эмоции — это показатель развития эмоционального интеллекта. Маша взяла зайчика и под лапку положила ему карандаш, затем покачала и спела ему песенку. Это пример сложной сюжетно-ролевой игры. Девочка смогла перенести сюжет из своей жизни, когда она болела, а мама за ней ухаживала и измеряла температуру градусником, в игру. Кроме того, ребенок способен пожалеть зайчика, а значит, у него развит эмоциональный интеллект.

После трех не поздно

Существует теория японского автора Масару Ибуки о том, что самое благоприятное время для получения огромнейшего количества знаний — это возраст до трех лет. Но нигде не указывается, как данные знания сделают ребенка счастливым. Анна Быкова в своем блоге устроила опрос на тему «Кто такой счастливый человек?» Оказалось, что это люди, которые умеют радоваться, любить, дружить, те, кто умеет ценить и принимать, прощать, кто смог самореализоваться, вкладывать душу в свое дело. И во всем этом нет ни слова о знаниях. Все эти определения про эмоциональную сферу. Кроме того, современные ученые доказали, что, если ребенок в дошкольном возрасте что-то не успел выучить, он спокойно сможет это сделать и после трех лет и даже лучше воспримет и усвоит эту информацию.

«А со мной родители не играли...»

Еще 40 лет назад жизненный уклад людей был совершенно иным. Дети принимали в свою игру новенького фразой: «А пошли с нами играть». Все было просто. Подвижных игр было много. Футбол, прятки, вышибалы, «Двенадцать палочек», жмурки, кошки-мышки, лапта, «Выше ноги от земли». Все они имели четкие правила. Компании были разновозрастные, и старшие учили младших, как нужно играть. В настоящее время не все способны отпускать детей играть во дворе. Но некоторые приглашают к себе соседских ребятишек, чтобы и присмотр был, и общение. Дети общаются между собой совсем иначе, чем в присутствии взрослых. Друг с другом они на равных, а когда есть старший, то он поддается в играх, сглаживает острые углы. Игра в детской компании — это возможность отстоять свою позицию или научиться уступать. Благодаря подсказкам родителей дети не просто сто раз на дню переругаются, но и сто раз перемирятся, получат свой опыт решения конфликтных ситуаций.

Что делать с детскими эмоциями?

Чтобы ребенку было легче разобраться с эмоциями, важно научить его называть их. Мальчик выронил мороженое из стаканчика и заливается слезами. Мама пытается отдать ему свое. Но малыш этого просто не видит. У него горе. Он его не пережил и поэтому не слышит, что ему говорят. Мама обнимает его, ждет, пока он успокоится.

— Ты расстроился, потому что мороженка упала, — говорит она ему. — Так бывает. У меня так тоже было, когда я была маленькая. И тоже плакала. А давай я тебе свою отдам? А твою мороженку съест кошечка. Получается, что ты ее угостил. Здорово, да?

Если в ребенке бушуют эмоции, они не должны оставаться неназванными. Иначе его эмоциональный интеллект будет плохо развит.

Зачем учить ребенка рисовать?

Не каждый будет Рембрандтом. Но рисование — замечательное занятие, которое дает детям многое:

  • развитие моторики;
  • развитие чувства композиции и цветовосприятия;
  • способ самовыражения;
  • гармонизацию внутреннего состояния ребенка;
  • способ выразить свои эмоции.

Как научить ребенка рисовать?

  • Игры с линией. На листе рисуется линия, произвольно пересекающая саму себя несколько раз. Потом эту загогулину можно переворачивать, внимательно разглядывать и разноцветными карандашами раскрашивать — на что хватит фантазии. Все зависит от того, что вы разглядите в этой причудливой закорючке.
  • Игры под музыку. Включаем музыку. Берем в руки карандаш и пытаемся ее нарисовать. Рисуем не образы, а линию. Какой она будет — зависит от темпа и ритма музыки. Рисуйте вместе с ребенком. Сравнивайте свои работы, обсуждайте.
  • Игры с формами. Нарисуйте на листе разноцветные круги, квадраты, прямоугольники. Спросите ребенка, где в комнате он видит такие же по цвету, по форме. Предложите пририсовать к ним детали. На что стали похожи эти рисунки?
  • Рисунок-настроение. Предложите нарисовать свое настроение: какого оно сейчас цвета? А какими формами его можно изобразить? А если нарисовать линию, то как она будет выглядеть?

От пяти до шести. Окружающий мир как развивающий ресурс

Как часто ребенок-пятилетка засыпает родителей кучей вопросов. Почему небо голубое? Сколько ворон сидит на дереве? Что это за жук подполз в парке? Современным родителям проще найти все ответы на вопросы, потому что под рукой есть интернет. Главное — правильно расставить приоритеты в пользовании девайсами: они предоставляют доступ к полезной информации, но не должны заменять родителей.

Даже обычный букет разноцветных осенних листьев может стать потенциальным ресурсом для игр с ребенком. Можно раскладывать их по цвету, чередуя оттенки, собрать из них индийскую мандалу или выявить закономерность: какой лист лишний, по какому признаку. Задачку может придумать и сам ребенок, а мама — угадывать, что задумал малыш.

Простая математика

Самый банальный пример, на котором учат считать, — яблоки. Но чтобы математика была понятной и доступной, можно ее применять для решения нескольких задач сразу. Например, у каждого члена семьи в тарелке по десять пельменей. Если маме добавить из тарелки сына три, то сколько будет? У кого их будет больше/меньше? А если сын съест пять из тех, что остались у него, то сколько получится? Правила таких игр будут не только полезными, но и вкусными и практически применимыми. И дети сыты, и математика пригодилась.

Развивающие игры с тетрадкой

Случается, под рукой, кроме тетрадки, нет больше никаких развлекательных материалов. Ну и что? Можно придумать несколько вариантов ее использования.

  • Оригами. Создание из простого листа лягушки, журавля, кораблика или самолета — неплохая тренировка для моторики.
  • Полосочки. Разорвать бумагу таким образом, чтобы получились аккуратные полосы.
  • Трубочки. Как быстрее всего скрутить трубочку из бумаги? Руками? Шариковой ручкой?

О пользе ручного труда для развития мышления

Никогда не поздно осваивать новые, полезные для жизни навыки. Например, самостоятельно пришить пуговицу к рубашке. Надо правильно подобрать нитки, разобраться, какого вида эта пуговица: большая, маленькая, на ножке, плоская с двумя отверстиями или с четырьмя. Чтобы осуществить все это, мозгу требуется определенная мыслительная работа. Чем чаще что-то приходится ребенку делать руками, тем больший объем информации ему нужно «переварить».

Что должен знать ребенок

Все родители задаются вопросом: достаточно ли развито их чадо? Какими знаниями должен обладать их малыш на конкретном этапе взросления? Главное, что все взрослые должны уяснить для себя, — это то, что не существует четких границ развития. Если вы наблюдаете, что ребенок научился делать что-то новое, значит, он развивается.

И лучше всего у него будет это получаться, когда будут новые впечатления, знакомства, общение с родителями и друзьями, благоприятная атмосфера — тогда и новые навыки будут быстрее развиваться.

Все семьи разные, их интересы и хобби тоже играют не последнюю роль в становлении познавательного интереса у детей. Если родителям нравится проводить время со своими детьми, посещать галереи, зоопарки, театры, библиотеки, парки, расширяется и кругозор ребенка. Он задает много вопросов и много узнает, впитывает, как губка, новую информацию, увлекается бабочками, жуками, бумажными куклами, самолетами и многим другим. И его развитие будет отличаться от уровня соседского мальчика просто потому, что у того совсем другая семья и другие интересы у родителей. Если вы помогаете ребенку познавать мир, открывая для него новые горизонты, предоставляя ему возможность получить свой собственный опыт, вы замечательные родители, и это пригодится вашему ребенку в будущем.