Травля. Как искоренить насилие и создать общество, где будет больше доброты

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Агрессор, жертва и свидетели, которые якобы ни при чем. Персонажи трагедии

Каждый из участников травли пребывает в своем амплуа — закрепленной за ним роли со свойственными ей действиями и речами. Всего таких амплуа три: агрессор, жертва и свидетель.

Маленькие дети способны без особых усилий менять роли и могут попробовать себя в каждой. Но иногда ребенок застревает в одном амплуа на долгие годы. Это отрицательно сказывается на развитии его социальных навыков и делает невозможным построение полноценных отношений в будущем.

Важно помнить, что данные термины всегда обозначают временную роль. Ребенок исполняет ее в настоящий момент, но она не является характеристикой его личности. Не стоит навешивать ярлыки и сводить сущность человека к единственному ее проявлению.

Сцены из трагедии

Травля — пьеса со множеством интерпретаций, но всегда с одинаковыми сюжетными линиями. Обязательной ее частью является ряд негативных факторов: социальная среда, в которой поощряется безусловное подчинение тем, кто выше по статусу; такие нормы в группе, при которых жертву будут осуждать, а агрессора одобрять; учителя и администрация школ, закрывающие глаза на проблему, а также родители, подающие пример жестокого обращения дома.

Трагедия обычно разыгрывается в несколько актов. Акт первый: агрессор выбирает подходящий объект и приглядывается к окружению, пытаясь понять, насколько оно равнодушно. Жертва еще ни о чем не догадывается.

Акт второй: агрессор как бы нечаянно задевает жертву и оценивает, как отреагировали она и свидетели. Жертва напугана. Свидетели могут игнорировать происходящее, а могут смеяться, поощряя этим агрессора.

Акт третий: агрессор начинает презирать того, кого травит. Жертва винит себя и предпочитает думать, что в глубине души никто не хотел ее обидеть. Некоторые из очевидцев испытывают муки совести, но не вмешиваются, опасаясь стать следующей жертвой. Другие же поощряют происходящее и присоединяются к агрессору. В итоге акты унижения и насилия становятся все жестче.

Акт четвертый: агрессор все более активен, чувствует свое могущество и получает удовольствие от страданий, которые доставляет. Жертва начинает избегать мест, где есть вероятность встретить мучителя, пропускает уроки, меньше гуляет и общается. Чувствуя себя слабым, не видит выхода из ситуации. Свидетели так же поделены на два фронта: одни агрессора боятся, другие считают крутым.

Акт пятый: агрессор окончательно освоился в роли тирана и потерял способность к гармоничным отношениям. Жертва начинает погружаться в депрессию. Ее успеваемость падает. Она может пытаться защищаться, примкнуть к группе таких же изгоев и планировать месть, а может уйти в себя и все переживать в одиночестве. Из-за ухудшения поведения нередко приобретает репутацию «трудного» ребенка.

Свидетели действуют одним из четырех способов: винят пострадавшего; примыкают к зачинщику травли; решают, что бессильны, так как не знают, к кому можно обратиться за помощью; думают, что это их не касается, и поэтому им все равно.

Акт шестой: агрессор вырастет, но будет иметь проблемы с адаптацией в социуме. Травля станет его способом самоутверждения в собственной семье, на работе, в обществе в целом. Жертва либо уйдет еще глубже в депрессию, либо переполнится гневом: взрослым верить не сможет, из компаний сверстников будет исключена. Накопившаяся злость выплеснется либо на обидчика, либо на окружение, которое не остановило травлю. Либо на самого себя — и заканчивает жизнь самоубийством. Возможен и такой вариант, что объект травли убивает себя, но только после жестокого акта мщения другим. Этот сценарий сегодня всем знаком.

Что такое травля и что ею не является

Человеку необязательно всех любить, но он должен уметь относиться к другим с уважением. Только при этом условии возможно сострадание. Его движущими силами являются эмпатия (способность ощущать эмоцию другого как свою) и симпатия (внутреннее расположение к кому-либо). Чем сильнее они развиты, тем больше ребенок будет сочувствовать жертве. Агрессор бывает не лишен эмпатии — он часто понимает чувства того, кого мучает. Только он не входит с ними в резонанс, а получает удовольствие от чужих страданий.

Отсутствие уважения приводит к презрению, чувству, которое является ключевым в возникновении травли. Презрение — это абсолютное отвращение к кому-то, восприятие другого как существа хуже и ниже тебя. В глазах мучителя жертва превращается из человека в нечто неодушевленное. Истоки презрения кроются в различных предубеждениях.

После сорока лет работы над проблемой автор определяет травлю как сознательные, умышленные, оскорбительные и злонамеренные действия, направленные на то, чтобы унизить человека и навредить ему, получая при этом удовольствие от боли и страданий жертвы. Для травли характерны такие черты: одна сторона заведомо сильнее, у нее есть осознанное желание навредить и продолжать насилие, террор.

Можно выделить несколько способов осуществления травли. Первый — единичные жестокие действия. Даже если ребенка один раз заставили пить воду из унитаза или назвали жирной свиньей — это травля. Часто такие ситуации агрессоры пытаются выставить шуткой или «приколом». Отличие в том, что нормальные детские шалости подразумевают смех вместе с кем-то, а не над кем-то. Даже один подобный случай оставляет в психике жертвы тяжелый след.

Второй возможный сценарий — многократные враждебные действия. Так события развиваются, если агрессор получает одобрение свидетелей, а взрослые остаются безучастными.

Третий способ — издевательства при инициации, или хейзинг. При включении в различные группы, банды и братства кандидаты подвергаются изощренным ритуальным истязаниям. Например, их принуждают пить алкоголь до невменяемого состояния, терпеть боль или избивать других. Это также расценивается как травля, потому что на стороне мучителей численный перевес; есть сознательное намерение нанести урон; есть угроза усиления агрессии в случае невыполнения; жертва запугивается.

И четвертый — это кибертравля, то есть травля в сети. Здесь перед агрессорами открываются большие возможности: от распространения слухов и отправки оскорбительных сообщений до кражи личной информации, создания фейковых страниц от имени жертвы и публикации интимных фото- и видеоматериалов.

Есть три вида участия во всех этих способах травли: на уровне слов, на уровне физических действий и на уровне поведения. Словесный уровень одинаково свойствен представителям обоих полов. Физическую травлю чаще устраивают мальчики, поведенческая — характерна для девочек.

К словесной травле относятся оскорбления, обидные прозвища, клички, жесткие оценки, сплетни, уничижительные высказывания с расистским или сексуальным подтекстом. Это самый распространенный способ унижения; иногда одного его достаточно, чтобы довести жертву до самоубийства.

Физическая травля более заметна. С нее редко все начинается, обычно она следует за словесной и поведенческой. Те агрессоры, которые доходят до этого уровня, нередко становятся опасными преступниками.

Поведенческая травля не настолько очевидна. Она заключается в том, что жертву различными способами изолируют от группы: ее могут избегать, игнорировать, намеренно оставлять в одиночестве. Такая травля часто сопровождается недружелюбными взглядами, вздохами, злыми гримасами и ухмылками. Эти действия обычно мало заметны окружающим, и доказать вину агрессоров бывает трудно.

От травли нужно отличать бестактность и бездумность, которая может выражаться в таких выражениях, как: «Не тупи, ты же не чукча», «Это так по-гейски» и т.д. Эти высказывания лишь указывают на невежество или автоматически копируются из высказываний взрослых. Важно обращать внимание ребенка на них и объяснять их оскорбительный характер.

Не стоит путать травлю и с импульсивной агрессией, которая, как правило, является реакцией на какую-то неприятную или конфликтную ситуацию. Оправдывать ее не нужно, но и приравнивать к травле нельзя.

От конфликта травля отличается тем, что в последнем всегда есть противостояние интересов относительно какого-то предмета спора. В ситуации травли интересы жертвы остаются за скобками, неугодной становится она сама, а не какие-то ее мнения.

Агрессор

Хотя такие характеристики, как темперамент и лидерские задатки, имеют значение в становлении агрессора, не менее значимым является влияние окружающей среды. Если ребенок видел пример травли и считает это допустимым, он может сознательно выбрать такой способ поведения. Существует несколько видов агрессоров.

Самоуверенный агрессор. Имеет раздутое «я», завышенную самооценку, живет с ощущением вседозволенности. Чувствует себя хорошо, только когда испытывает превосходство над другими. Среди учителей и сверстников иногда слывет сильной личностью и лидером.

«Социальный» агрессор. Его оружие — сплетни, слухи, язвительные замечания. Имеет заниженную самооценку и завидует всем, кто в чем-то его превосходит. Является хитрым манипулятором, может изображать доброжелательность, чтобы втереться в доверие. Обычно таким агрессором является популярная у сверстников девочка.

И самоуверенный, и «социальный» — агрессоры с высоким статусом. Они обладают лидерскими качествами, но используют их, чтобы манипулировать другими детьми и очаровывать взрослых. Их жертвам часто не верят, так как доверяют сложившейся репутации «хорошего ребенка».

Агрессор, закованный в броню. Холоден и беспристрастен. Боится своих чувств, поэтому прячет их очень глубоко. Ведет себя с жертвами безэмоционально, зло и мстительно.

Гиперактивный агрессор. Непоседлив, плохо социально адаптирован. Часто конфликтует и плохо распознает поведенческие сигналы от других, принимая безобидные за враждебные.

Агрессор, которого тоже травят. Затравленный и обижаемый взрослыми или другими детьми, он прибегает к травле, чтобы хоть где-то оказаться «выше». Самый закомплексованный из всех агрессоров, часто нападает на младших и более слабых. У него высок риск депрессивных, антисоциальных расстройств и наркозависимости.

Группа и банда агрессоров. Группа — это компания друзей, которые вместе осмеливаются на то, на что никто из них не решился бы в одиночку. Банда объединяется не ради дружбы, а ради достижения влияния и власти. Мотивом вступления в такую банду является желание стать членом клана, который дает защиту и уважение окружающих.

У всех агрессоров есть общие черты. Они испытывают удовольствие от власти, подавления других и страданий жертвы; не дают себе труда посмотреть на ситуацию глазами другого; проецируют на жертву собственные недостатки; отказываются нести ответственность за свои поступки; жаждут внимания; не умеют предвидеть последствий своего поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Жертва

Тот, кого выбирают объектом травли, как правило, чем-то отличается от остальных. Он обладает каким-то качеством, которое агрессор будет считать своим оправданием. Например, это может быть ребенок с какой-то физической особенностью, раздражающим поведением, неординарными способностями или повышенной чувствительностью. Бедность или богатство семьи, религиозные взгляды, раса также могут стать тем обстоятельством, которое привлечет внимание агрессора и запустит травлю.

Очень важно не обвинять жертву в том, что с ней происходит. То, что некоторые люди по природе своей обречены на травлю, — миф. Он во многом обусловлен тем, как жертва выглядит уже после того, как ее долго травили. Объект травли меняется и эмоционально, и физически. Негативные чувства разрушают представления жертвы о себе и о мире. Теряется способность к концентрации, так как все силы сосредоточены на одном: выжить.

Ребенок, ставший жертвой травли, редко говорит об этом родителям. Такие дети стыдятся того, что их травят, они запуганы и не верят, что кто-то может им помочь. Нередко их уже кто-то убедил в том, что травля — неотъемлемая часть детства и на товарищей стучать нельзя. К тому же они боятся, что родители оправдают агрессора, ведь тот умеет перевернуть ситуацию с ног на голову и выставить себя невиновным.

Есть сигналы, по которым родитель может заподозрить, что ребенок находится в опасности. У ребенка внезапно пропадает интерес к школе. Меняется маршрут, которым он ходит на учебу. Резко падает успеваемость. Ребенок уклоняется от школьных и семейных мероприятий и все чаще хочет быть один. Он приходит из школы голодный, говорит, что потерял деньги, которые дали ему на обед. Постоянно просит деньги и использует придуманные предлоги. Приходя домой, сразу идет в туалет.

Ребенок явно напуган — звонками или сообщениями. Он уничижительно говорит об одноклассниках или вообще перестал о них рассказывать. Приходит из школы в грязной, порванной одежде. Не может объяснить, откуда у него синяки и ссадины. Жалуется на головные боли и плохо спит. Рисует мрачные картины. Он просто ведет себя так, как никогда не вел.

Если душевная боль жертвы станет постоянной, она рискует оказаться на грани срыва. Стыд от отверженности и унижения может привести к тому, что единственный выход она увидит в смерти. Иногда не только своей. Загнанному ребенку может показаться, что единственный шанс изменить ситуацию — напасть самому.

Есть признаки, по которым можно увидеть, что жертва сама готова перейти к насилию: употребление наркотиков и алкоголя; интерес к медиа, пропагандирующим «культ силы»; увлечение оружием и доступ к нему; угрюмость, злость, депрессия; угрозы насилия или суицида; постоянная гневливость; отсутствие упорства и нереалистичные ожидания в учебе, спорте и другой деятельности.

Те, кто совершает акты насилия, не усвоили семь основных навыков управления эмоциями: умение мотивировать себя, противостоять отчаянию, контролировать свои чувства, управлять своим настроением, надеяться, сопереживать, действовать осознанно. Развивать в себе эти навыки, являясь жертвой травли, очень непросто.

Свидетели, которые якобы ни при чем

Пребывание в роли свидетеля также отрицательно сказывается на душевном здоровье ребенка. Если агрессор популярен и силен, свидетели с большой долей вероятности будут копировать его поведение. Отсутствие наказания, одобрение друзей, аплодисменты и смех ослабляют контроль у тех, кто наблюдает за травлей.

Все это плюс неразвитое чувство личной ответственности приводит к тому, что свидетели становятся негласными сообщниками агрессора. Они тоже начинают презирать жертву и преувеличивать ее недостатки, говоря: «Она одевается по-идиотски», или: «Мы только на него посмотрим — он уже хнычет» и т.д.

Всех свидетелей травли можно разделить на несколько типов. Приспешники — выполняют приказы агрессора, но сами не начинают травлю. Активные сторонники — подбадривают агрессора и ищут возможности личной выгоды, иногда материальной. Пассивные сторонники — получают удовольствие от страданий жертвы, но никак не принимают участие в происходящем. Свидетели, которые якобы ни при чем, просто закрывают глаза на травлю и делают вид, что ничего не происходит. Потенциальные защитники — не одобряют, хотят помочь, но по каким-то причинам не делают этого.

Чаще всего свое невмешательство свидетели объясняют боязнью пострадать, стать новой жертвой. Их останавливает и опасение сделать хуже, и чувство растерянности. Они не понимают, как именно надо поступить, чем они могут помочь жертве.

Долгое пребывание в роли свидетеля разрушает самоуважение и уверенность в себе. Страх и непонимание со временем переходят в равнодушие, черствость, а иногда и в пренебрежение. А от него до презрения и участия в травле — один шаг.

Есть еще один, особый, тип свидетелей — храбрые сердцем. Это те, кому хватает мужества вмешаться в ситуацию и остановить насилие. К ним, например, относится девочка, которая садится рядом с новенькой после того, как «принцесса» класса уже заклеймила ее презрением. Или мальчик, который защищает более слабого в раздевалке.

Искоренить насилие и создать общество, в котором будет больше доброты. Это происходит в семье

От эмоциональной атмосферы, в которой воспитываются дети, зависит, насколько ответственными и неравнодушными они вырастут. Эту атмосферу определяет структура взаимоотношений в семье. Можно выделить три базовых типа семьи в зависимости от структуры отношений в ней.

Семья, подобная кирпичной стене. В такой семье есть жесткая иерархия. Основной принцип воспитания — тотальный контроль и диктатура. У родителей — непререкаемый авторитет, они направляют, руководят, читают нотации, запугивают и опекают. Чтобы заслужить нежность и ласку, дети должны слушаться. Их учат тому, что надо думать, а не как. При этом чувства ребенка игнорируются или считаются неважными.

Родители жестко требуют исполнения правил, используя принуждение или даже насилие. Иногда они прибегают к насмешкам и сарказму, угрозам и подкупу. От детей требуют совершенства, а за ошибки наказывают.

Из-за постоянного страха ребенок привыкает скрывать свои истинные чувства. В результате он просто запутывается в них и уже сам не понимает, что испытывает. Невыраженные эмоции накапливаются, а это может привести к вспышкам агрессии. В такой семье может вырасти и жертва, так как у ребенка нет условий для формирования внутреннего стержня и самоуважения.

Семья, подобная медузе, наоборот, лишена внутренней структуры. В воспитании родители проявляют крайнюю непоследовательность: в один день не обращают внимания, в другой — давят и унижают, а в третий — защищают там, где следовало проявить строгость. Дети в таких семьях не получают четких моральных ориентиров и становятся надоедливыми, запуганными и мстительными.

В некоторых таких семьях преобладают вседозволенность и чрезмерная опека, в других — равнодушие. Но любовь родителей в любом случае также условна. Чтобы заслужить ее, дети должны угождать, угадывать желания старших.

Постоянно чувствуя себя никчемным, ребенок может и других посчитать такими же и стать агрессором. Более чувствительный, скорее, станет жертвой и будет пытаться заслужить любой ценой одобрение сверстников.

Семья, подобная стержню. Это самый здоровый тип семьи. Здесь родители не требуют уважения, а прививают и выражают его. Ребенок имеет право голоса, он может оспаривать авторитет и задавать вопросы. Самоуважению и состраданию родители учат на своем примере. Своим поведением и отношением они транслируют: мы тебе верим; мы тебе доверяем; мы знаем, что ты справишься; мы тебя слышим; мы о тебе заботимся; ты нам очень дорог.

Правила в этой семье простые и четкие. Детей ласкают и обнимают, а любовь не зависит ни от каких условий. Родительская эмпатия способствует тому, что дети учатся анализировать свои чувства и уважать чувства других. Им прививается умение сотрудничать и желание честно соревноваться. От проблем в таких семьях не бегут и при необходимости принимают помощь.

Благодаря безусловной любви и поддержке ребенок чувствует свою значимость и ощущает уверенность в собственных силах. Он оптимистичен, благороден и имеет достаточный запас стойкости, чтобы дать отпор любому агрессору. От того, чтобы самому стать агрессором или жертвой, его защищают две мысли: меня любят и понимают, нет на свете таких проблем, которые нельзя решить.

Есть ли в семье агрессор?

Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок травит кого-то, нужно набраться смелости и честно проанализировать ситуацию. Первым делом необходимо разобраться, были ли это намеренные издевательства или речь о вспышке гнева? Что это — конфликт или травля? Когда за действиями ребенка стоит презрение, отвращение, чувство превосходства, стремление подчинить, нетерпимость к отличиям — это однозначно случай травли.

Важно не оправдывать ребенка и не преуменьшать опасность. Так вы только навредите ему. Но и наказывать не нужно. Это сделает его злее и научит лучше скрывать свои действия. Нельзя применять изоляцию; унижения; эмоциональную отстраненность и ограничения свободы. Все эти наказания сами по своей сути являются травлей. Если вы используете такие методы воспитания, нужно менять свои привычки и установки.

Ребенок начнет обращать внимание на чувства других, только если вы будете интересоваться его чувствами. Задача родителей — дать понять, что они переживают и готовы помочь все исправить. При этом важно не стыдить, а объяснять, почему поступок неправильный.

В этой ситуации вы должны сделать следующее.

  • Вмешайтесь и возьмите ситуацию под контроль. Важно не требовать внешнего соблюдения общепринятых правил, а формировать у ребенка собственные нравственные принципы. Нужно помочь ему осознать, что он намеренно причинял боль. Проанализировать, почему он это сделал и какие уроки вынес. Пробудить в нем желание извиниться, а не заставлять сделать это.
  • Постарайтесь, чтобы у ребенка была возможность делать добро. Подумайте вместе, чем он может помогать людям дома, по соседству или в школе. Чем чаще он будет проявлять заботу, тем реже люди будут вызывать у него презрение.
  • Развивайте у ребенка способность к эмпатии. Делитесь с ним своими чувствами, объясняйте, почему испытываете их. Учите его распознавать собственные чувства, чаще спрашивайте: «Что ты почувствовал, когда...». Предлагайте посмотреть на ситуацию глазами другого человека: «Как думаешь, что чувствовал твой друг, когда ты ему помог?» И очень важно учить осознавать свои чувства до того, как сделать что-то: «В следующий раз, когда возникнут такие чувства, как ты можешь поступить, чтобы никого не обидеть?»
  • Научите ребенка дружить, уважать чужое мнение и искать мирные способы взаимодействия. Он должен знать основные принципы: ты контролируешь только половину отношений с кем-либо, ты можешь влиять на отношения своими поступками и словами; чужое «нет» нужно уважать — другой имеет право отказать тебе в чем-то.
  • Будьте в курсе того, что ребенок смотрит, слушает, какие видеоигры и сайты предпочитает. Дети перенимают те модели поведения, которые им транслируют медиа. Сегодня они переполнены жестокими, грубыми и примитивными образами. Прививайте ребенку критический взгляд на то, что он видит в телешоу, видеороликах и компьютерных играх. Снабжайте контентом, который может укрепить истинные человеческие ценности.
  • Вовлекайте ребенка в конструктивную, интересную деятельность. Организуйте и поощряйте занятия спортом, танцами, музыкой, туризмом. Это развивает его таланты и навыки общения, уменьшая желание утверждаться за чужой счет.
  • Научите ребенка желать окружающим добра. Он окончательно попрощается с ролью агрессора, если сможет стать защитником и сам спасет кого-то от травли. Для этого он должен четко знать, что такое хорошо и что такое плохо, уметь поступаться личной выгодой ради благой цели и отстаивать свои принципы.

Есть ли в семье жертва травли?

Чтобы точно знать, не подвергается ли ваш ребенок травле, можно спросить, нет ли в классе ребят, которые говорят или делают что-то плохое. Уточнить, что именно они делают, донимают ли кого-то конкретного, не приставали ли к нему самому. Если ваши опасения подтвердятся, нужно сразу же пожалеть ребенка и поддержать.

Вы должны подавать ему такие сигналы: я тебя понимаю, я тебе верю, ты не один; это не твоя вина; есть что-то, что ты можешь сделать. Нужно обязательно известить школьную администрацию и проконтролировать, что они приняли меры. Причем это должно быть не однократное наказание, а длительное пристальное наблюдение за агрессором.

Ни в коем случае не нужно преуменьшать вину агрессора, оправдывать его. Также не следует улаживать проблему самостоятельно. Если ребенку не угрожает реальная физическая опасность — дайте ему действовать самому. При этом не надо советовать избегать обидчика или не обращать на него внимания, как и рекомендовать драться с ним. Вступать в одиночку в конфронтацию с агрессором или его родителями — еще одна плохая идея. Лучше привлечь школу и встречаться с обидчиками в присутствии ее представителей.

Часто ребенок не рассказывает про травлю, потому что не хочет быть доносчиком. Разницу между «рассказать» и «наябедничать» можно объяснить ему так: если это поможет тебе или другому выбраться из сложной ситуации, расскажи. Если это поставит другого в сложную ситуацию, не рассказывай. Если и то и другое — обязательно расскажи.

Против травли помогают четыре средства.

  • Самосознание. Если ребенок относится к себе позитивно и уважительно, нападки агрессора не повлияют на его самооценку. Он будет понимать, что жестокое поведение говорит о личных проблемах обидчика, а не о его собственных. Это убережет от самообвинений, а значит, и от застревания в роли жертвы.
  • Умение дружить. Если у ребенка есть друзья, он с меньшей вероятностью станет объектом травли. Особенно полезны в этом смысле приятели постарше. Хорошо заручиться их поддержкой еще в начале учебного года. Надо учить ребенка разумно выбирать друзей и прекращать отношения, которые тяготят. Необходимо развивать в нем качества, которые помогут строить доброжелательные отношения. С занудой, нытиком или жадиной не захотят общаться даже самые добрые дети. Важно, чтобы ребенок умел правильно понимать чужие слова, мимику, жесты и поступки. Так он сможет всегда верно оценивать, какую реакцию вызывает он сам, и регулировать свое поведение на основании этого.
  • Умение встроиться в коллектив и при необходимости из него выйти. Это подразумевает умение грамотно «презентовать» себя группе, завязать разговор с целой компанией, попроситься в общее занятие, быть честным и решать конфликты неагрессивно. Также важна способность критически оценивать различные сообщества и не примыкать к потенциально опасным. Ориентиром должен быть ответ на вопрос: «Могу ли я быть хорошим (и честным с самим собой), делать добро и желать его этим людям?».
  • Возможность выплеснуть гнев. Ребенок, который подвергается травле, испытывает сильный гнев. Очень важно избавиться от него, выговорить спрятанную боль. Взрослый поможет в этом, если задаст следующие вопросы: откуда идет твой гнев? Как думаешь, какие чувства он прикрывает? Ты испытываешь все эти чувства и все равно злишься? А почему ты не можешь справиться с этими негативными чувствами?

От свидетеля к храброму сердцем

Если ваш ребенок напрямую участвовал в травле, с ним нужно пройти те же семь шагов, что и с агрессором. Если он был сторонним наблюдателем, надо объяснить, что видеть и игнорировать — все равно что поддерживать травлю.

Обсудите с ним причины его нерешительности. Расскажите, что безопасность, которую дает покровительство агрессора, ненадежная и временная. Он манипулирует своими сторонниками, и сегодняшний свидетель завтра может стать новой жертвой.

Обговорите все возможные варианты дальнейших действий: сменить компанию на ту, где никто никого не обижает, или выразить поддержку жертве наедине: «То, что он сделал, было подло. Хочешь пойти сегодня гулять с нами?» Можно осадить агрессора при друзьях или с глазу на глаз: «Оставь его в покое! То, что ты делаешь, недостойно». Иногда поддержать совсем просто: не передавать дальше сплетню, не смеяться над жестокой шуткой, сказать при всех пару добрых слов и улыбнуться.

Как обеспечить безопасность детей в соцсетях

В случае кибертравли алгоритм действий должен быть таким. Во-первых, остановиться. Реагировать на травлю в соцсетях не следует — это только распалит агрессора. Во-вторых, надо скопировать все сообщения и изображения из переписки с ним. В-третьих, заблокировать или внести в черный список. И последний шаг — рассказать взрослым.

Если все зашло слишком далеко, нужно сменить адрес электронной почты, аккаунт, телефон и т.д. Когда речь идет о прямых оскорблениях, порочащих репутацию, дискриминации по национальному, религиозному, сексуальному и ряду других признаков, нужно обращаться в полицию. Публикация личных, интимных фотографий также может быть признана преступлением.

Те, кто стал свидетелем кибертравли, не должны распространять обидную информацию. Их обязанность — скопировать подтверждения и показать взрослым и жертве, если она не в курсе.

Как видите, какую бы роль в драме под названием «травля» ни играл ребенок, с какой ее формой ни столкнулся бы — выход есть. Но для решения проблемы от родителей потребуется немалое мужество. Необходимо критично посмотреть на себя, свои методы воспитания, на тип отношений в семье. Нужно найти в себе смелость столкнуться с тяжелыми, часто пугающими, чувствами ребенка и помочь ему осознать и прожить их. Также надо быть активным и решительным, чтобы требовать от школьной системы внимания к ситуации и принятия мер.

Обязанность взрослых — и родителей, и учителей — создавать для детей новые, более конструктивные и здоровые роли. Только так можно разорвать круг насилия и сделать шаг к построению общества, в котором будет больше доброты.