Уже взрослый, еще ребенок. Подростковедение для родителей

16
  • 9
  • 10
  • 12
  • 13
  • 14
  • 16
  • 18
  • 24

Как мотивировать детей

Приоритеты подростков далеки от приоритетов их родителей. Поэтому часто кажется, что подросткам безразличны наши заботы. Но детям тоже нужно приучаться к выполнению повседневных домашних дел. Для этого их надо правильно мотивировать.

Ребенок может не хотеть заниматься домашней рутиной. Ведь в ней нет ничего привлекательного, а вокруг так много других, более интересных занятий. Однако такая работа необходима, чтобы поддерживать жизнь на определенном уровне. Ребенок должен приучиться к этому, пока он живет с родителями. Это облегчит ему дальнейшую, уже самостоятельную жизнь.

Надо дать понять подростку, что для достижения каких-либо успехов приходится выполнять порой тяжелую и скучную работу. Привычка поможет делать ее быстро и без особых проблем. А сформировать такую привычку поможет положительное подкрепление.

Когда ваш ребенок справляется с возложенными на него обязанностями, не забывайте его хвалить и благодарить. Он должен понимать, что выполняет важную для всей семьи работу. Так он ощутит свою причастность к семье, и это будет мотивировать его еще больше.

Подросткам бывает сложно распределять время и выполнять долгосрочные задания тогда, когда это нужно. Есть несколько приемов, которые помогут ребенку эффективнее использовать время.

Нужно завести в смартфоне ежедневник и записывать туда каждое предстоящее задание. Для долгосрочных поручений стоит сделать несколько напоминаний. Большие работы удобнее разделить на несколько маленьких и выполнять их постепенно.

Всякую работу нужно стремиться закончить раньше срока, чтобы успеть ее проверить и откорректировать.

Родители могут поощрять своих детей за трудолюбие, но нельзя мотивировать их материальными ценностями. Это помогает, но ненадолго, не создает внутренней мотивации у самого ребенка. Мотивировать лучше всего тем, что подогреет интерес подростка, — увлечения, какие-то приятные чувства. А вот негативные эмоции демотивируют. Поэтому не надо пилить своих детей или кричать на них. Также нельзя наказывать подростка тем делом, на которое вы хотите его мотивировать.

Как развить упорство в век моментальных результатов

Сегодня для написания реферата по любой теме подростку не нужно перелопачивать гору литературы в библиотеке, выписывать и переписывать информацию вручную. Он найдет нужные сведения в интернете, скопирует их в файл и распечатает. Такая работа не хуже, потому что в процессе ее ребенок приобретает актуальные навыки поиска и проверки информации. Но легкодоступность информации и скорость ее передачи не позволяют подростку развивать в себе упорство.

А это важно, поскольку мозг подростка плохо приспособлен к длительным усилиям. Подростки импульсивны, эмоциональны, любят быстрые результаты. Нынешний уровень технологий идет им в этом навстречу. У подростков нет необходимости в развитии упорства, и нацеленности на долгосрочные результаты.

Развитие нужного навыка — обязанность родителей. Есть жизненные вопросы, ответы на которые невозможно найти в интернете. На них часто отвечают детям сами родители с высоты своего человеческого опыта. Но гораздо лучше позволить подросткам самостоятельно подумать над сложными вопросами и найти ответ. Это станет хорошим тренингом для обуздания подростковой горячности и максимализма.

Чтобы ваш ребенок не спешил с реакцией на проблему, а тщательно поразмыслил над задачей, вам надо самим не торопиться. Дайте подростку время на поиск ответов. Не спешите утверждать или отрицать верность его решения. Не задавайте наводящих вопросов. И верьте в способности ваших детей. Эта уверенность передастся и им. Они будут тщательнее обдумывать варианты, а не брать первое, что пришло в голову.

Не менее важно найти ребенку занятие вне школы. Это может быть спортивная секция, кружок или волонтерская организация. Групповая работа воспитывает ответственность. Не позволяйте подростку расслабляться, пока он не выполнит все взятые обязательства. И за собственные промахи он должен отвечать сам. Постепенно ваш ребенок поймет, что лучшего результата можно добиться лишь упорным трудом.

Слишком взрослый, чтобы бегать к маме и папе: когда следует вмешаться, а когда — отступить в сторону

Для успешного формирования самостоятельности нужно правильно совершить процесс отлучения ребенка от родителей. Это довольно сложный момент. Порой родители боятся доверить своим детям самостоятельное решение каких-то вопросов. Но только так можно подготовить подростка ко взрослой жизни.

Существует выражение «родители-вертолеты». Так называют людей, которые чрезмерно опекают своих детей, не позволяя им никакой самостоятельности. Есть еще и «родители-газонокосилки» — они стараются убрать все трудности и препятствия на пути своих чад, даже самые незначительные. Их дети вырастают беспомощными, избалованными и безответственными.

Современные родители могут в любое время связаться с детьми по телефону. Также и дети готовы звонить им для решения любого вопроса. Это надолго привязывает подростков к родителям, не давая им выйти из детской роли.

Не стоит решать за них все проблемы. Можно помочь там, где они не справляются или имеют мало опыта. Но потом обязательно нужно отойти в сторону и позволить справиться самостоятельно. Можно намекнуть на самые эффективные пути решения задачи. Но ребенок должен сам пробовать, ошибаться, нести ответственность и приобретать собственный бесценный опыт.

Взрослеть и брать на себя ответственность за свою работу, решения и ошибки

Для подростков важно социальное мнение о них. Они стремятся к тому, чтобы их одобряли со всех значимых сторон: родители, учителя и сверстники. Поэтому они не любят брать на себя ответственность за поступки, которые вызывают осуждение с любой из этих сторон. Они всегда пытаются оправдаться, свалить ответственность на обстоятельства и других людей.

Так они могут настроить своих родителей против учителей и манипулировать и теми, и другими. Чтобы этого избежать, родителям нужно не только слушать своих детей, но и разговаривать с учителями, которые могут осветить спорную ситуацию с другой стороны.

Для воспитания ответственности родителям важно быть заодно с учителями. Нельзя идти на поводу у подростка и слепо верить всем его оправданиям, иначе они могут перерасти в открытую ложь. Неприятие оправданий вскоре приведет к тому, что подросток научится брать ответственность на себя и в сложившейся ситуации искать возможности, а не оправдания.

Найдите чем можно мотивировать ребенка. Мотивация помогает стремиться к цели, а не искать оправдания. Отнеситесь снисходительно к первому оправданию, но не допускайте, чтобы они повторялись. Спорить не нужно — это ни к чему не приведет, лучше вообще не слушать оправданий. Выразите уверенность в том, что ваш ребенок справится со своими обязанностями. И если это произойдет — похвалите его.

Вряд ли вы отучите ребенка оправдываться с первого раза. Но при каждом подобном случае держитесь своей позиции. Увидев твердость ваших намерений, подросток сдастся. В дальнейшем он будет относиться к своим обязанностям более ответственно.

Возможно, учитель вашего ребенка и вправду неэффективен. Если вы считаете жалобы ваших детей на учителя обоснованными, предложите им для начала поговорить с ним. Подросток должен уметь уважительно и корректно выражать свою позицию и защищать ее. Но если разговор не помог, свяжитесь с учителем сами. На встречу с ним возьмите с собой ребенка, устройте «очную ставку». И только если эта встреча также не поможет, обращайтесь к другим сотрудникам школы, к директору.

Как извлечь максимальную пользу из родительского собрания и дня открытых дверей

Старайтесь не пропускать родительские собрания. На них у вас есть возможность узнать много полезного и интересного про ваших детей. Не зацикливайтесь на каком-то одном вопросе, выслушайте учителя. Он расскажет вам о том, на что действительно важно обратить внимание. Не приходите на родительские собрания с детьми. Так учитель будет чувствовать себя свободнее и расскажет о них гораздо больше.

Некоторые ситуации требуют особого обсуждения с педагогами: плохая успеваемость, серьезные проблемы с одноклассниками, конфликт ребенка с учителем и тяжелое эмоциональное состояние подростка. Об этих проблемах нужно говорить на встрече в первую очередь.

Если вы по какой-то причине злитесь на учителя, не ходите к нему в состоянии гнева. Вы можете повести себя неадекватно, и это не даст положительных результатов. Спокойно сформулируйте свои претензии и приходите на встречу с холодной головой. Постарайтесь прислушаться к аргументам педагога. Возможно, ситуация окажется совсем не такой, как ее описал вам ребенок.

Домашние работы и дополнительные занятия старшеклассников: следует ли вам принимать в этом участие?

Родители должны помогать своим детям по мере сил. Но чем старше дети, тем меньше нужно вмешиваться родителям в их дела. Надо отойти в сторону и позволить подросткам самим справляться с учебными занятиями.

Пусть сами делают домашние работы, не нужно даже исправлять за них что-то. Домашняя работа показывает учителю реальную степень усвоения материала учеником. К тому же есть вероятность, что вы только все испортите своим вмешательством.

Вы можете в чем-то помочь своим детям, если они попросят помощи, но навязываться не надо. И не стоит проверять каждую оценку подростка. Он сам способен понять, какие предметы нужно подтянуть. Пусть он сам скажет, какая степень вашего вмешательства ему необходима. Доверяйте его выбору, если не видите особых причин для беспокойства. Подростки дорожат родительским доверием. Вмешаться можно и нужно тогда, когда у ребенка нет ресурсов, чтобы справиться самостоятельно. В этом случае стоит оказать поддержку. Если успеваемость подростка заметно упала — выясните причины этого и примите меры. Возможно, понадобится исключить какие-то отвлекающие факторы. Если ребенок плохо понимает учебный материал, следует либо разъяснить ему сложные моменты, либо обратиться к учителю, нанять репетитора.

Интересуйтесь жизнью ребенка, его успехами и поражениями. Ходите на мероприятия, в которых ваш ребенок участвует. Обеспечивайте его материальными ресурсами. Важны и возможности личностного развития: рабочая практика, тренировочные лагеря, походы, экскурсии и тому подобное. И главное: будьте для своего ребенка идеалом трудолюбия и дисциплинированности — ему нужен положительный пример.

Не стоит постоянно напоминать подростку о его делах, уроках, тренировках и прочем. Он должен сам заботиться об этом. Также не стоит за него узнавать пропущенный материал или находить информацию. Не просите у школы каких-либо поблажек для своего ребенка, иначе он так и не научится нести ответственность. И не навязывайте детям свои интересы, даже если вам кажется, что они им гораздо полезнее. Дети должны жить своей жизнью, а не вашей.

Необходимо иметь доступ к аккаунтам подростка в соцсетях. Необязательно заходить на сам аккаунт и читать все переписки, хотя, в зависимости от ситуации, возможен и такой вариант. Важно следить за тем, что ваш ребенок посылает в публичное пространство. Как выглядит его страница, что он лайкает и репостит, какие фото выкладывает. Наблюдение за соцсетями откроет вашего ребенка с совершенно неожиданной стороны. И вы обязаны узнать о ней как можно больше.

Положительное давление коллектива

Подростку важно мнение его сверстников. Личность формируется в коллективе. И какой коллектив подростку попадется — таким он, вероятно, и будет.

Поэтому нужно поместить ребенка в такой коллектив, который станет оказывать на него положительное влияние. Внимательно отнеситесь к тому, в какой класс попадет подросток, какой коллектив складывается в секциях, куда он ходит, и с какими людьми он дружит.

Вуз — не для всех. Нужен ли он вашему ребенку?

Существует мнение, что для успешной жизни необходимо получить высшее образование. Но это не совсем так. Есть множество рабочих профессий, в которых можно преуспеть, неплохо зарабатывать и обрести высокий социальный статус. Если ваш ребенок не стремится к науке, а хочет попробовать себя в ремесле или сфере услуг, поступать в вуз ему необязательно.

Стереотип о необходимости высшего образования приводит в стены университетов тех, кто не справляется там с учебой. В лучшем случае они уходят после первого курса. В худшем — создается благодатная среда для коррупции, когда продается все — от отметок до дипломов.

Если бы у среднего профессионального образования была репутация лучше, многие из тех, кто страдает в вузах, пошли бы в училища и техникумы. Эту сферу стали бы больше финансировать, качество профессионального образования повысилось бы. И мы бы получили большое количество квалифицированных рабочих.

У подростка должен быть выбор. Нельзя говорить ему, что он станет неудачником, если не получит высшее образование. Есть такие типы детей, которым явно не надо идти в вуз.

Это те, кто не любит учиться и тяготится школьными занятиями. Кому с трудом даются сложные задания. Кто не определился, чем ему интересно заниматься в жизни. Или кто точно понял, что хочет заниматься творчеством, ремеслом или пойти служить. У кого созрел готовый стартап и он не хочет терять времени на вуз. Наконец, те, кто еще не готов к самостоятельной жизни.

Зато вуз подходит тем, кто добровольно и самостоятельно, не под давлением родителей или друзей выбрал для себя профессию, требующую высшего образования. Но даже если подросток толком не определился с профессией, разрывается между несколькими вариантами, ему все равно стоит пойти учиться в вуз. Некоторые берут перед поступлением годовую отсрочку, хотя она может затянуться и на несколько лет. Поэтому, конечно, будет проще, если ваш ребенок пойдет в вуз сразу после школы.

Помогайте своим детям найти дело, к которому у них лежит душа. Позвольте им идти собственным путем и не навязывайте свое мнение. Не прививайте им стереотипы о том, что один вид образования лучше другого. Пусть они идут на курсы, тренировки, мастер-классы — любое обучение полезно. То же касается и работы: хороша любая профессия, если она любимая и интересная. Поддерживайте своих детей, каким бы ни был их выбор.

Опасность изнеженности. Помогите детям обрести здоровое самоуважение

Нынешние родители чрезмерно опекают своих детей. Это выражается и в том, что детей слишком часто хвалят, даже если их заслуги нет. Многие считают, что любая, даже неудачная, попытка ребенка заслуживает одобрения и похвалы — якобы так формируется здоровая самооценка. На деле эта самооценка оказывается неподкрепленной, что порождает нарциссизм, эгоизм и неприятие критики. Подросток уверен в своих силах и компетенции, хотя ни того, ни другого у него нет. У него отсутствует опыт ошибок и правильных решений, который и образует компетентность. В самостоятельной жизни он обязательно столкнется с несоответствием своего мнения о себе и реальности. И это приведет к психологической травме.

Не нужно хвалить ребенка за любой пустяк. Поддерживать — не значит лгать и приукрашивать действительность. Когда правда будет обнаружена, доверительные отношения между вами и ребенком дадут трещину. Он перестанет верить любым вашим поддерживающим словам и любой, даже искренней, похвале. Искусственно раздутая самооценка лопнет и упадет.

Самоуважение должно быть реалистичным. Как бы хорошо подросток ни справлялся с каким-то делом, всегда подталкивайте его к более высоким результатам. Помогайте ему открывать новые возможности для приложения его сил. Ребенок должен доводить все дела до конца. Ему будет полезна работа на общественных началах.

Всегда указывайте ребенку на недостатки в его работе. Не забывайте при этом уверить его, что он может их исправить. Честно отвечайте на его вопросы о качестве исполняемой им работы. Ваша критика должна быть конструктивной, а не унизительной.

Адекватная самооценка помогает человеку стать действительно полезным и компетентным членом общества. Он знает цену себе и своей работе, видит собственные недостатки и стремится их исправить.

Как объяснить подросткам, что их внешний вид и манера разговора имеют значение

Первое впечатление о человеке создается благодаря его внешнему виду. Это много значит в общественных отношениях. Важно, чтобы ваш ребенок умел создавать хорошее мнение о себе. А это зависит от одежды, прически, манеры поведения.

Не позволяйте своему ребенку одеваться неподобающе. Излишнее проявление сексуальности, бравада алкоголем и наркотиками — всего этого быть не должно. Установите границы допустимого, но внутри них позвольте подростку проявлять себя так, как ему хочется.

Важно научить подростка соблюдать дресс-код в различных ситуациях. Он должен усвоить, что выбор одежды — это уважение к окружающим.

Хорошие манеры также идут на пользу имиджу. Научите ребенка уважению к окружающим, их личным границам и установленным нормам поведения. Обогащайте его жизненный опыт, посещая различные организации с такими нормами. Или же найдите обучающие видео на эту тему. Попытайтесь избавить речь вашего ребенка от слов-паразитов. Проследите, чтобы на его страницах в соцсетях не было ничего компрометирующего.

Пусть он научится замечать, как ведут себя люди в тех или иных ситуациях. Правила этикета можно подглядеть, обладая внимательностью. Этот навык может пригодиться в дальнейшей жизни.

Как сделать ребенка организованным. Прочный фундамент для жизненного успеха

Недостаток организованности вредит не только самому человеку, но и тем, кто связан с ним отношениями или работой. Не надейтесь, что вашего ребенка научат всему в школе. Приучать детей к организованности — ваша родительская обязанность.

Если у подростка будет много свободного времени, он не будет нуждаться в организованности. Загружайте его делами и помогайте распределять время. Когда вы дадите ему необходимые навыки, он вскоре будет справляться и сам.

Заведите семейный календарь для планирования дел. Так вы подадите ребенку хороший пример, и он ощутит себя частью семьи. Пусть он ведет собственный дневник дел, а также школьный дневник. Перед работой желательно составить план, расписывая их очередность в зависимости от приоритета, и все исполнять в срок.

Рабочее место подростка должно быть устроено так, как ему хочется. В том, что вам кажется хаосом, может быть оптимальный для него порядок. Научите ребенка уважительно относиться к времени других людей, учитывать в своих планах интересы окружающих. Собирать вещи в школу лучше с вечера. Старайтесь приучить ребенка вовремя просыпаться и не опаздывать на занятия.

Как подготовить подростков к взрослой жизни

Молодое поколение теперь не стремится взрослеть. Более трети людей от восемнадцати до тридцати лет живут с родителями. Они не готовы к взрослой жизни, не стремятся вступить в брак, завести детей. Они боятся брать на себя ответственность за свою жизнь. Эти люди просто не смогли стать самостоятельными — их родители не справились со своей задачей.

Готовить подростка к самостоятельной жизни надо уже в старших классах. Не стоит баловать и потакать капризам. Лучше воспитать в ребенке уважение к труду и деньгам, которые этим трудом добываются. К моменту окончания школы вы должны довести родительский контроль до минимума и перестать относиться к подростку как к маленькому. Необходимо обучить своего ребенка правильному ведению финансов и документации. Он должен уметь заплатить за квартиру и разумно распоряжаться кредитками.

Со старшими подростками следует общаться как со взрослыми: уважительно и откровенно. Не принимайте за них решения, но помогайте советами. Подросток должен понимать, что ответственность за любое свое решение он будет нести сам.

Объясните ребенку, что после школы его ждет самостоятельная жизнь. Пусть присмотрит себе либо место дальнейшего обучения, либо какую-то работу. Ему придется съехать от родителей и жить отдельно. Вы можете выручать в сложных ситуациях, но не позволяйте ему сидеть у вас на шее. Уважайте любое решение вашего ребенка, но старайтесь предупредить о возможных негативных последствиях.

Не забывайте, что каждый ребенок уникален. Не ориентируйтесь на других, прививая своим детям самостоятельность. Опирайтесь на здравый смысл. Если вы видите, что ребенок не справляется с возложенным на него грузом ответственности, помогите ему. В дальнейшем постепенно сокращайте объем своей помощи и медленно, но верно выводите ребенка во взрослую жизнь.